Сообщение №222/2002

Заголовок: Сообщение №222/2002 Сведения: 2019-03-16 18:09:29
Темы: временные меры защиты; недопущение принудительного возвращения; пытки; свобода религии; статус беженца
Тип решения: Принятие мнений
Договор: Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания

Организация Объединенных Наций

1

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания

Distr .

*

CAT/C/34/D/222/2002 **

31 August 2005

RUSSIAN

Original :

КОМИТЕТ ПРОТИВ ПЫТОК

Тридцать четвертая сессия

(2-20 мая 2005 года)

РЕШЕНИЕ

Сообщение № 222/2002

Представлено:З. Э. (представлен адвокатом г‑ном Марселем Цингастом)

Предполагаемая жертва:заявитель

Государство-участник:Швейцария

Дата представления:28 ноября 2002 года

Дата настоящего решения:3 мая 2005 года

[ПРИЛОЖЕНИЕ]

__________________

*Опубликовано по решению Комитета против пыток.

**Переиздано по техническим причинам.

ПРИЛОЖЕНИЕ

РЕШЕНИЕ КОМИТЕТА ПРОТИВ ПЫТОК В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 22 КОНВЕНЦИИ ПРОТИВ ПЫТОК И ДРУГИХ ЖЕСТОКИХ, БЕСЧЕЛОВЕЧНЫХ

ИЛИ УНИЖАЮЩИХ ДОСТОИНСТВО ВИДОВ ОБРАЩЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ

Тридцать четвертая сессия

относительно

Сообщения № 222/2002

Представлено:Зубаиром Эллахи (представлен адвокатом г‑ном Марселем Цингастом)

Предполагаемая жертва:заявитель

Государство-участник:Швейцария

Дата представления:28 ноября 2002 года

Комитет против пыток, созданный в соответствии со статьей 17 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания,

на своем заседании 3 мая 2005 года,

завершив рассмотрение сообщения № 222/2002, представленного г‑ном Зубаиром Эллахи в соответствии со статьей 22 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания,

приняв во внимание всю информацию, представленную ему заявителем, его адвокатом и государством-участником,

принимает следующее:

Проект мнений в соответствии с пунктом 7 статьи 22

Конвенции против пыток

1.1Заявитель г-н Зубаир Элахи, гражданин Пакистана, находится в настоящее время в Швейцарии, где 27 сентября 1999 года он подал ходатайство об убежище. Это ходатайство было отклонено, и заявитель утверждает, что его высылка в Пакистан станет нарушением Швейцарией статьи 3 Конвенции против пыток. Он просит Комитет принять неотложные меры, ибо на момент подачи им своего сообщения ему угрожала неминуемая высылка. Он представлен адвокатом.

1.2В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Конвенции, 3 декабря 2002 года Комитет довел сообщение до сведения государства-участника. В то же время Комитет, в силу пункта 1 правила 108 его правил процедуры, попросил государство-участник не высылать заявителя в Пакистан, пока его сообщение будет находиться на рассмотрении. 3 февраля 2003 года государство-участник удовлетворило эту просьбу.

Факты в изложении заявителя

2.1Заявитель – крещеный католик – в 1990 году во время учебы под влиянием товарищей и в целях улучшения своих профессиональных перспектив обратился в ислам. Поскольку это обращение не было основано на реальных убеждениях и под влиянием угрызений совести, в 1996 году заявитель вновь обратился в христианство и был повторно окрещен католическим священником.

2.2В Лахорском университете заявителя, однако, считали мусульманином, и в 1997 году он был назначен президентом Федерации студентов-мусульман (ФСМ). В то же самое время он посещал заключенных-христиан в качестве члена христианской организации помощи заключенным "Тюремное братство". В декабре 1998 года, узнав об этой деятельности, функционеры ФСМ пригрозили заявителю смертью, и он был вынужден покинуть Университет. Они также оказали нажим на полицию на предмет возбуждения уголовного преследование за богохульство в силу статьи 295 с) Уголовного кодекса Пакистана (УКП).

2.3В начале января 1999 года заявитель попал в полицейский участок, где его подвергли жестокому обращению и угрожали смертью. Волей случая заявителю удалось сбежать через окно в туалете. Потом он затаился и организовал свой побег в Швейцарию.

2.427 сентября 1999 года заявитель подал ходатайство о предоставлении убежища в Швейцарии. Решением от 10 января 2002 года это ходатайство было отклонено Федеральным управлением по делам беженцев (ФУБ). Решением от 5 августа 2002 года апелляция заявителя была отклонена также Швейцарской апелляционной комиссией по делам беженцев (АКБ). Письмом от 9 августа 2002 года ФУБ предписало заявителю покинуть Швейцарию 4 октября 2002 года. 26 сентября 2002 года заявитель подал в АКБ апелляционное ходатайство, которое имеет приостанавливающее действие. Решением от 10 октября 2002 года АКБ признала его ходатайство явно необоснованными. Постановлением от 13 ноября 2002 года АКБ отклонила апелляционное ходатайство. Заявитель уже не имеет вида на жительство в Швейцарии и может быть в любой момент выдворен в Пакистан.

Содержание жалобы

3.1Заявитель утверждает, что если он будет выслан в Пакистан, то он рискует быть тотчас же арестованным полицией, подвергнуться пыткам или жестокому обращению или даже смертному приговору или казни без суда и следствия.

3.2В обоснование этих опасений заявитель утверждает, что ФСМ возбудила против него разбирательство по делу о богохульстве. В подтверждение своих слов заявитель представил письмо президента Ассоциации адвокатов-христиан (ААХ) от 17 августа 2002 года, которое указывает, что против Зубаира Элахи возбуждено разбирательство в силу статьи 295-с УКП, что оно временно приостановлено по причине отсутствия заинтересованного лица и что оно будет сразу же возобновлено по его возвращении в Пакистан. Этот представитель также отсылает к трем смертным приговорам, вынесенным в отношении христиан в силу статьи 295-с УКП. Ссылаясь, в особенности, на доклады Международной амнистии и Азиатской комиссии по правам человека, заявитель отмечает те риски, каким подвергаются перед пакистанской юстицией христиане, признанные вероотступниками.

3.3Заявитель представляет также письмо своего отца от 20 июня 2002 года с разъяснением на тот счет, что под нажимом ФСМ полиция ежемесячно являлась к нему на дом на предмет ареста его сына в силу статьи 295-с УКП. В нем уточняется, что заявителя обвиняют в том, что он оскорбил пророка, осквернил Коран и насмеялся над исламом, и по этим причинам ему надлежит ожидать смертного приговора.

3.4Заявитель поясняет, что, даже если угроза ареста не будет реализована, его жизнь и физическая неприкосновенность будут тем не менее в опасности, поскольку полиция не предоставит ему никакой защиты от угроз в его адрес со стороны его бывших товарищей по учебе и участников ФСМ.

Замечания государства-участника относительно приемлемости и обоснованности сообщения

4.1Письмом от 3 февраля 2003 года государство-участник заявило, что оно не оспаривает приемлемости сообщения. Оно уточнило, что исполнение такой меры, как высылка заявителя, не будет произведено, пока Комитетом не будет отменена охранительная мера.

4.2Письмом от 28 мая 2003 года государство-участник изложило свои замечания относительно обоснованности сообщения. Прежде всего оно напомнило о тех мотивах, по которым после обстоятельного рассмотрения утверждений заявителя АКБ, подобно ФУБ, не пришла к убеждению, что Зубаиру Элахи серьезно угрожают преследования в случае его выдворения в Пакистан.

4.3В своем решении от 5 августа 2002 года АКБ сочла удивительным, что заявитель – лицо христианского происхождения и вероисповедания – мог, с одной стороны, исповедовать свою религию, еженедельно посещать заключенных-христиан и ежегодно участвовать, порой по несколько месяцев, в зарубежных христианских конгрессах, а, с другой – возглавлять ФСМ на своем факультете, и его товарищи по учебе так и не заметили, что он уже не исповедует мусульманскую религию. Такая ситуация, окажись она действительно таковой, свидетельствовала бы, по крайней мере, о наличии в Пакистане явной терпимости даже в том случае, если заявитель скрыл свою религиозную принадлежность при выдвижении на пост президента ФСМ. В сущности, по мнению государства-участника, тот факт, что заявитель вызвался исполнять обязанности президента ФСМ у себя на факультете, вне всяких сомнений свидетельствует о том, что он вовсе не опасался неприятностей или угроз.

4.4Кроме того, тезис о том, будто заявитель, с одной стороны, подвергался гонениям со стороны властей, а с другой – разыскивался по обвинению в богохульстве, ставится под сомнение и другими обстоятельствами. По мнению государства-участника, с января по июль 1999 года заявитель, в сущности, безмятежно проживал в загородном доме своей семьи в Иоханнабаде, примерно в 20 км от Лахора. Хотя заявитель утверждает, что в августе и сентябре 1999 года он находился у своего дяди в Карачи, – где у него тоже не возникало никаких проблем, – 12 августа 1999 года в Лахоре ему был выдан новый паспорт. А ведь чтобы получить этот паспорт, заявитель, по мнению государства-участника, должен был, по всей видимости, декларировать свою религиозную принадлежность.

4.5Располагая апелляционным ходатайством, где заявитель впервые упомянул, что в 1996 году он отказался от ислама, АКБ решением от 13 ноября 2002 года вновь постановила отклонить данное ходатайство. Она, по сути дела, отослала к промежуточному решению, вынесенному 10 октября 2002 года судьей-докладчиком, который отметил, что заявитель не может удовлетворительным образом объяснить, по каким причинам он сослался на мотив вероотступничества только на стадии апелляционного производства. Кроме того, он констатировал, что факты, приведенные заявителем, не могут поставить под сомнение заключение АКБ относительно разбирательства по поводу богохульства. В рамках этой процедуры заявитель представил, среди прочего, два протокола лахорской полиции (от 16 июня 1994 года и от 9 февраля 1998 года). Первый протокол касается предположительного похищения, а второй - утверждений о том, что заявитель будто бы имел интимные отношения с мусульманской женщиной, а то и изнасиловал ее. По мнению судьи-докладчика АКБ, эти два протокола доказывают, что в момент своего отбытия из Карачи заявитель уже не имел проблем с властями.

4.6Во‑вторых, государство-участник разбирает обоснованность решений АКБ в свете статьи 3 Конвенции и юриспруденции Комитета. Оно полагает, что заявитель ограничивается напоминанием в Комитете тех мотивов, которые были представлены национальным властям, и не приводит никакого нового факта, позволяющего поставить под вопрос решения АКБ от 5 августа 2002 года и от 13 ноября 2002 года. По мнению государства-участника, заявитель не разъясняет, в частности, Комитету нестыковки и противоречия, фигурирующие в его утверждениях, а, наоборот, подтверждает их.

4.7Касаясь выраженного заявителем опасения на тот счет, что в случае его выдворения в Пакистан он тотчас же подвергнется аресту со стороны полицейских служб, что его жизни и физической неприкосновенности будут угрожать его бывшие товарищи по учебе и участники ФСМ, а также касаясь письма отца заявителя с заявлением о том, что полиция, под нажимом со стороны ФСМ, ежемесячно приходит к нему домой, чтобы попытаться арестовать его сына, государство-участник находит удивительным, что, согласно электронному почтовому посланию президента ААХ от 28 октября 2002 года, на последнего не подано никакой жалобы. Вдобавок государство-участник отмечает явное противоречие между этим электронным почтовым посланием и письмом от 17 августа 2002 года (см. пункт 3.2) – они оба подписаны одним и тем же лицом.

4.8При разборе апелляции в АКБ заявитель передал последней свой паспорт, выданный в Лахоре 12 августа 1999 года, хотя, по его же словам, на эту дату местные службы безопасности разыскивали его в связи с уголовной жалобой на богохульство. Кроме того, заявитель, по‑видимому, не испытывал ни малейших проблем, когда, стремясь покинуть Пакистан, он 5 сентября 1999 года отбыл из аэропорта Карачи. По мнению государства-участника, весьма маловероятно, чтобы лицо, разыскиваемое полицией в связи с правонарушением, караемым смертной казнью, могло получить новый паспорт и беспрепятственно вылететь из аэропорта Карачи.

4.9Напоминая юриспруденцию Комитета на тот счет, что статья 3 отнюдь не предоставляет защиты заявителю, который просто ссылается на опасения быть арестованным по возвращении к себе в страну, и ввиду вышесказанного, государство-участник отмечает, что можно резонно сделать вывод о том, что в случае возвращения в Пакистан заявитель не подвергался бы риску ареста. Впрочем, такой риск был бы "недостаточен для аргументированного вывода о наличии серьезных оснований полагать, что он может быть подвергнут пыткам".

4.10По мнению государства-участника, заявитель придает особое значение вероотступничеству. И это тем более удивительно, что он выдвинул данное утверждение лишь 26 сентября 2002 года, когда ходатайствовал о пересмотре первого решения АКБ. Что касается элемента, который, по мнению заявителя, имеет кардинальное значение, то, как полагает государство-участник, его упоминания им было бы резонно ожидать на предшествующей стадии разбирательства на предмет предоставления убежища. В своем апелляционном ходатайстве заявитель объясняет это упущение, в одной стороны, тем, что ему было стыдно, с другой – тем, что он боялся последствий своего вероотступничества, и, наконец, тем, что важность этого доказательственного элемента была осознана им лишь после решения, вынесенного АКБ 5 августа 2002 года. По мнению государства-участника, представленное объяснение не может быть сочтено убедительным.

4.11Но даже если бы утверждения относительно вероотступничества были убедительны, отсюда вовсе не вытекало бы, что в случае отправки в Пакистан заявитель подвергался бы риску пыток. По словам заявителя, его товарищи по учебе якобы обнаружили его вероотступничество в декабре 1998 года и потом якобы сильно угрожали ему. Между тем государство-участник разъясняет, что, если бы полиция или его мусульманские недруги действительно хотели арестовать или притеснять заявителя, то они могли бы легко найти его в загородном доме его семьи, когда он проживал там с января по июль 1999 года. А ведь этого не произошло. Как раз наоборот, заявитель не испытывал никаких затруднений ни в своем загородном доме, ни в Карачи, где он проживал с августа 1999 года до своего отъезда в сентябре 1999 года. Точно так же, по мнению государства-участника, удивительно, что в протоколе лахорской полиции от 9 февраля 1998 года прямо упоминается, что заявитель является христианином, тогда как последний утверждает, что с октября-ноября 1997 года он возглавлял секцию ФСМ у себя на факультете и что его вероотступничество стало известно лишь в декабре 1998 года.

4.12Государство-участник напоминает юриспруденцию Комитета на тот счет, что существование постоянной практики грубых, вопиющих или массовых нарушений прав человека не является достаточным основанием для вывода о том, что по возвращении к себе в страну то или иное лицо рискует стать жертвой пыток, и что, соответственно, должны наличествовать дополнительные мотивы для того, чтобы риск пыток можно было квалифицировать для целей пункта 1 статьи 3 в качестве "предвидимой, реальной и личной опасности". Наконец, государство-участник ссылается на Замечание общего порядка № 1 об осуществлении статьи 3, которым Комитет определил, что "…при оценке степени риска применения пыток должны анализироваться основания, выходящие за пределы одних лишь умозрительных предположений или подозрений".

4.13По мнению государства-участника, в целом христиане, пожалуй, не подвергаются преследованиям в Пакистане. Они могут в принципе вести нормальную жизнь, не испытывая, в общем‑то, притеснений. Государство-участник считает, что доказательством на этот счет является случай с заявителем, как это показывает его биография. Он, например, мог регулярно участвовать в различных зарубежных христианских конгрессах. Он мог еженедельно посещать заключенных-христиан. Кроме того, семья у заявителя тоже христианская, и в Пакистане она, по‑видимому, живет без существенных затруднений.

4.14Касаясь угроз посягательства на жизнь или физическую неприкосновенность со стороны участников ФСМ и его бывших товарищей по учебе, государство-участник напоминает, что статью 3 Конвенции следует толковать в свете ее статьи 1. Между тем эта статья дает определение исполнителей и ограничивает их потенциальный круг "государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия". Так что это определение исключает горизонтальный эффект данной диспозиции, когда пытки применяются третьим лицом. По мнению Комитета, "вопрос о том, несет ли государство-участник обязательство воздерживаться от высылки лица, которому может угрожать опасность причинения боли или страдания со стороны не связанного с государством субъекта без согласия или молчаливого одобрения государственных органов, выходит за пределы статьи 3 Конвенции".

4.15Государство-участник разъясняет, что Пакистану ведомы акты тяжких насилий против церквей и других христианских учреждений, но пакистанские власти вовсе не терпят этих актов. Президент Мушарраф публично осудил трагическое августовское (2002 года) покушение в Исламабаде, и полиция арестовала в этой связи 27 мусульман- экстремистов. После декабрьского (1992 года) террористического покушения в Лахоре полиция арестовала четверых подозреваемых, и в том числе одного мусульманского священнослужителя. Кроме того, пакистанское правительство приняло меры к тому, чтобы лучше защищать места христианского культа от акций экстремистов. Так, Протестантская международная церковь в Исламабаде относится к числу самых защищенных в Пакистане зданий. Наконец, в последние месяцы пакистанское правительство запретило семь фундаменталистских мусульманских организаций.

4.16По мнению государства-участника, ввиду реакций пакистанского правительства на тяжкие акты насилия против христианских церквей, нельзя сказать, будто правительство отличается попустительством или дефицитом воли в плане защиты христиан. Как считает государство-участник, простое утверждение заявителя, что "полиция не предоставит ему никакой защиты от намерений совершить убийство [со стороны его бывших товарищей по учебе и сторонников ФСМ]", не позволяет сделать вывод противоположного свойства. В данном случае не соблюдено условие ratione personаe.

4.17Наконец, государство-участник полностью разделяет вычлененные АКБ мотивы относительно недостаточной убедительности утверждений заявителя. Оно расценивает, что показания заявителя вовсе не позволяют сделать заключение о наличии серьезных оснований полагать, в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Конвенции, что в случае отправки в Пакистан заявитель подвергался бы риску пыток.

Комментарии заявителя к замечаниям государства-участника

5.1Письмом от августа 2002 года заявитель подтверждает элементы своей изначальной жалобы.

5.2Кроме того, заявитель сообщает о трудностях своего пребывания в Пакистане после побега из лахорского полицейского участка в начале января 1999 года. Он объясняет, что с января по июль 1999 года ему пришлось скрываться в загородном доме своей семьи в Иоханнабаде, жить за запертыми дверями и с задрапированными окнами, тайком получать от отца пищу, и в конце концов ему удалось остаться незамеченным для соседей. Потом его в течение месяца укрывал в Карачи его дядя.

5.3Касательно своего паспорта заявитель разъясняет, что в Пакистане есть обыкновение уполномочивать своего представителя на выполнение необходимых формальностей с целью получения этого документа, что и было сделано его отцом, и это не позволяет приуменьшить угрожавшую опасность.

5.4Он подтверждает, что в полицейском протоколе за февраль 1998 года он упоминается как христианин. Тем не менее он настаивает, что его обращение в ислам было известно только в рамках Лахорского университета, чьи студенты стали отдавать себе отчет в его вероотступничестве лишь в декабре 1998 года и, соответственно, лишь с этой даты известили полицию.

5.5Заявитель отмечает, что, вне зависимости от правдоподобности его показаний в рамках швейцарского разбирательства по ходатайству о предоставлении убежища, представленные документы удостоверяют его обращение в ислам 21 февраля 1990 года, а его повторное крещение по католическому обряду – 27 февраля 1996 года.

5.6Наконец, никак не оспаривая противодействия со стороны пакистанских властей публичным актам насилия против христиан и христианских заведений, заявитель утверждает, что он подвергается опасности в качестве вероотступника и ввиду более ограничительной юриспруденции в сфере законодательства о богохульстве. Он добавляет, что в рамках пакистанских государственных структур, и в частности в рамках полиции и юстиции, тяготеющих к ограничительному толкованию законодательства о богохульстве, происходит усиление исламистских и антихристианских веяний. Заявитель также ссылается на статью от 10 июля 2003 года относительно осуждения к пожизненному тюремному заключению редактора ежедневника "Фронтиер Пост" за публикацию письма, сочтенного неблагоприятным для ислама. В заключение, заявитель считает вполне правдоподобным, что по его возвращении в Пакистан он будет тотчас же обвинен в богохульстве, арестован полицией, подвергнут пыткам и приговорен к смертной казни.

Вопросы и процедуры их рассмотрения в Комитете

6.1Перед рассмотрением любых жалоб, изложенных в сообщениях, Комитет против пыток должен решить, является ли данное сообщение приемлемым в силу статьи 22 Конвенции. Как это вменено ему в обязанность в соответствии с пунктом 5 а) статьи 22 Конвенции, Комитет убедился, что этот же вопрос не рассматривался и не рассматривается по какой-либо другой процедуре международного расследования или урегулирования. В данном случае Комитет также отмечает, что государство-участник не оспорило приемлемость. Поэтому он признает сообщение приемлемым. Поскольку и государство-участник, и заявитель сформулировали замечания по существу сообщения, Комитет приступает к рассмотрению по существу.

6.2Комитету надлежит высказаться по вопросу о том, будет ли отправка заявителя в Пакистан представлять собой нарушение обязательства государства-участника в силу статьи 3 Конвенции не высылать (refouler)и не возвращать какое-либо лицо другому государству, если существуют серьезные основания полагать, что ему может угрожать применение пыток.

6.3Как предусматривает пункт 1 статьи 3, Комитет должен решить, существуют ли серьезные основания полагать, что заявитель рисковал бы подвергнуться пыткам в случае его отправки в Пакистан. Чтобы принять это решение, Комитету надлежит принимать во внимание все относящиеся к делу обстоятельства, в соответствии с пунктом 2 статьи 3, включая существование постоянной практики грубых, вопиющих и массовых нарушений прав человека. Вместе с тем цель этого анализа состоит в том, чтобы установить, рисковал ли заявитель лично подвергнуться пыткам в стране, куда он был бы отправлен. Как отсюда следует, существование в той или иной стране постоянной практики грубых, вопиющих и массовых нарушений прав человека само по себе не является достаточным основанием для вывода о том, что данному лицу угрожала бы опасность подвергнуться пыткам по его возвращении в эту страну. Тут должны иметь место и другие мотивы, позволяющие считать, что заинтересованное лицо подвергалось бы опасности персонально. Точно так же отсутствие постоянной практики вопиющих и систематических нарушений прав человека не означает, что то или иное лицо не может быть подвергнуто пыткам в его специфической ситуации.

6.4Комитет напоминает свое Замечание общего порядка № 1 об осуществлении статьи 3, которое гласит:

"Ввиду того, что государство-участник и Комитет обязаны оценивать наличие серьезных оснований полагать, что автору может угрожать применение пыток в случае его/ее высылки, возвращения или выдачи, при оценке степени риска применения пыток должны анализироваться основания, выходящие за пределы одних лишь умозрительных предположений или подозрений. Вместе с тем при оценке этого риска не следует брать за основу критерий высокой степени вероятности." (А/53/44, приложение IX, пункт 6).

6.5В данном случае Комитет отмечает, что государство-участник отметило несоответствия и серьезные противоречия в показаниях и представлениях заявителя, которые позволяют усомниться в правдивости его утверждений. Он также принимает к сведению информацию, предоставленную заявителем в этом отношении.

6.6Что касается первой части ходатайства, касающейся возможного ареста полицией в случае возвращения в Пакистан, то приводимый заявителем мотив связан с уголовным производством против него по делу о богохульстве. Но, как констатирует Комитет, письма отца заявителя от 20 июня 2002 года и президента "Ассоциации адвокатов-христиан" от 17 августа 2002 года с сообщением о данном производстве опровергаются тем же самым лицом в своем электронном послании от 28 октября 2002 года - между прочим, это замечание было высказано государством-участником, но не было прокомментировано заявителем. Точно так же не представляется правдоподобным тот факт, что заявитель в течение семи месяцев жил в загородном доме у своего отца, а потом в течение двух месяцев – в доме у своего дяди, не будучи потревожен полицией, тогда как последняя как раз должна была бы разыскивать его в связи с богохульством, тем более после его побега из полицейского комиссариата. То же самое относится и к получению нового паспорта и отбытию заявителя безо всяких затруднений из аэропорта Карачи. Между тем комментарии, представленные впоследствии заявителем по этим моментам, не дают удовлетворительного ответа на эти нестыковки.

6.7Второй мотив ареста, выдвигаемый заявителем, касается его вероотступничества в 1996 году. Комитет констатирует в этой связи, что данный довод был выдвинут заявителем лишь в порядке реакции на решения швейцарских властей отклонить его ходатайство о предоставлении убежища, причем заинтересованное лицо, пользовавшееся между тем помощью адвоката на протяжении всего разбирательства, не объяснило связным и убедительным образом запоздалый характер его представления, что, впрочем, и не оспаривается заявителем в своих комментариях от 4 августа 2002 года.

6.8Что касается второй части сообщения касательно посягательств на физическую неприкосновенность заявителя, то Комитет прежде всего расценивает, что заинтересованное лицо не подкрепило своего утверждения о жестоком обращении во время его задержания в начале января 1999 года. Кроме того, указываемая заявителем опасность пыток со стороны полиции, а потом и вынесения смертного приговора в случае высылки в Пакистан не соответствует замечаниям Комитета относительно наличия опасности ареста. Это предположение основано на доводах заявителя, приведенных в его комментариях от 4 августа 2002 года, которые не подкреплены достаточным образом, а то и носят противоречивый характер.

6.9С учетом вышеизложенного Комитет считает, что заявитель не доказал наличия серьезных оснований полагать, что его отправка в Пакистан подвергнет его, по условиям статьи 3 Конвенции, серьезной, реальной и личной опасности применения пыток.

7.Соответственно Комитет против пыток, в силу пункта 7 статьи 22 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, приходит к выводу, что отправка заявителя в Пакистан не будет составлять нарушения статьи 3 Конвенции.

-----

[Принято на английском, испанском, русском и французском языках, причем языком оригинала является французский. Впоследствии будет издано также на арабском и китайском языках в качестве части годового доклада Комитета Генеральной Ассамблее.]

© 2011-2018 Юридическая помощь в составлении жалоб в Европейский суд по правам человека. Юрист (представитель) ЕСПЧ.