Приемлемость жалобы в Комитеты ООН.

Заголовок: Приемлемость жалобы в Комитеты ООН. Сведения: 2024-05-05 12:48:38

Прежде чем комитет сможет приступить к рассмотрению жалобы по существу или сути, он должен удостовериться в соответствии жалобы формальным требованиям о приемлемости. При рассмотрении вопроса о приемлемости он может принять во внимание один или несколько из следующих факторов:

Если заявитель действует от имени другого лица, располагает ли он/она необходимым разрешением или имеются ли у него/нее другие основания для таких действий?

Является ли заявитель (или лицо, от имени которого представлена жалоба) жертвой предполагаемого нарушения? Необходимо доказать, что предполагаемая жертва лично и напрямую затронута законодательством, политикой, практикой, действием или бездействием государства-участника, против которого направлена жалоба. Недостаточно лишь абстрактно оспаривать законодательство или государственную политику или практику (так называемое actio popularis), не демонстрируя при этом, каким образом это лично затрагивает предполагаемую жертву.

Является ли жалоба совместимой с положениями до- говора, на который делается ссылка? Предполагаемое нарушение должно касаться права, на которое фактически распространяется защита данного договора. Напри- мер, жалоба, представленная согласно Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах, не может касаться нарушения пра- ва собственности, поскольку данный Пакт не охраняет это право. В таком случае иск будет, выражаясь юридическим языком, неприемлемым ratione materiae.

Должен ли соответствующий комитет повторно рас- сматривать факты и доказательства по делу, которое уже было рассмотрено национальными судами? Комитеты компетентны рассматривать возможные нарушения прав, гарантируемых соответствующими договорами, но не выступать в качестве апелляционной инстанции по отношению к национальным судам и трибуналам. Они не могут, в принципе, рассматривать решения, касающиеся административной, гражданской или уголовной ответственности отдельных лиц, а также не могут рассматривать вопрос о невиновности или вине.

Является ли жалоба достаточно обоснованной? Если соответствующий комитет в свете представленной ему информации считает, что заявитель недостаточно полно представил/изложил факты и аргументы, он может отклонить соответствующее дело в качестве недостаточно обоснованного и, следовательно, неприемлемого.

Касается ли жалоба событий, которые имели место после вступления в силу механизма представления и рассмотрения жалоб для соответствующего государства-участника? Как правило, комитет не рассматривает жалобы, если соответствующие факты имели место до этой даты, поскольку жалоба будет считаться неприемлемой ratione temporis. Однако из этого правила бывают исключения, например когда последствия рассматриваемого события приводят к длящемуся нарушению положений договора.

Был ли тот же самый вопрос представлен на рассмотрение другого международного органа? Если он был представлен другому договорному органу или региональному механизму, такому как Межамериканская комиссия по правам человека, Межамериканский суд по правам человека, Европейский суд по правам человека, Африканская комиссия по правам человека и народов или Африканский суд по правам человека и на- родов, комитеты не могут рассматривать соответствующую жалобу. Это правило преследует цель предотвратить ненужное дублирование на международном уровне. Если вопрос был представлен на рассмотрение другому органу, то заявитель должен указать это в первоначальной жалобе, уточнив орган, которому был передан соответствующий вопрос.

Были ли исчерпаны все внутренние средства правовой защиты? Как указывалось выше, кардинальный принцип, определяющий приемлемость жалобы, заключается в том, что заявитель должен сначала исчерпать все соответствующие средства правовой защиты, которые имеются в государстве-участнике, прежде чем представлять жалобу в комитет. Как правило, это включает в себя отстаивание жалобы в национальной системе правосудия, за исключением случаев, когда имеются достаточные доказательства того, что разбирательство на национальном уровне было неоправданно затянуто или если оно было бы очевидно неэффективным. Заявитель должен подробно объяснить причины, по которым он считает, что это общее правило применять не следует. Комитеты считают, что одни лишь сомнения относительно эффективности того или иного средства правовой защиты не освобождают заявителей от обязанности его исчерпания. Кроме того, если соответствующее государство-участник считает, что внутренние средства правовой защиты не были исчерпаны, оно должно представить подробную информацию об имеющихся эффективных средствах правовой защиты.

Мешает ли рассмотрению жалобы оговорка, сделанная государством в отношении соответствующего договора? Оговорки являются официальными заявлениями, посредством которых государства могут ограничить обязательства, которые они берут на себя в соответствии с конкретным положением того или иного договора.  Государство могло сделать оговорку по сути договора или оговорку процедурного характера в отношении механизма рассмотрения жалоб, ограничивающую компетенцию комитета по рассмотрению определенных сообщений.

Является ли жалоба злоупотреблением процедурой? В некоторых случаях комитеты могут прийти к выводу о том, что претензия является несерьезной, носит сутяжнический характер или представляет собой ненадлежащее использование процедуры представления и рассмотрения жалоб, и отклонить ее как неприемлемую, например если одно и то же лицо неоднократно представляет жалобы в комитет по одному и тому же вопросу, несмотря на то, что их уже отклоняли.

 

 

© 2011-2018 Юридическая помощь в составлении жалоб в Европейский суд по правам человека. Юрист (представитель) ЕСПЧ.