Система защиты и поощрения гражданских и политических прав ни одной страны не является безупречной. Вследствие этого четырехсторонняя задача Комитета, с учетом конкретных обстоятельств каждой страны, сводится к тому, что каждое государство-участник должно:
обеспечивать осуществление тех законов, политики и практики, которые повышают эффективность осуществления этих прав; отказываться от тех мер, которые препятствуют осуществлению или размывают закрепленные в Пакте права, или изменять их надлежащим образом;
принимать надлежащие позитивные меры в тех случаях, когда государство-участник не предпринимает усилий по поощрению и защите этих прав;
и должным образом учитывать в свете положений Пакта последствия новых законов, политики и практики, которые предлагает внедрить государство-участник, с тем чтобы не допустить отхода от практической реализации закрепленных в Пакте прав.
Работа Комитета оказывает реальное влияние на поощрение осуществления гражданских и политических прав во многих странах, несмотря на возникающие временами трудности в выявлении прямых причинно-следственных связей. В этой связи можно привести многочисленные примеры, когда рассмотрение индивидуальной жалобы имело позитивные результаты, будь то в форме выплаты компенсации, замены смертной казни другим наказанием, повторного судебного разбирательства, расследования конкретных фактов или иной формы восстановления нарушенных прав государством-участником. Принятие итоговых решений по таким делам также приводило к изменению законов, которые являлись причиной нарушений Пакта. С результатами рассмотренных в течение года индивидуальных сообщений можно ознакомиться в ежегодном докладе Комитета Генеральной Ассамблее, который публикуется в качестве Дополнения № 40 к официальным отчетам сессии Ассамблеи.
Аналогичным образом в контексте процесса представления докладов можно отметить немало примеров рекомендаций Комитета по правам человека, которые прямо или косвенно привели к позитивным изменениям в законах, политике и практике.
Примером широкомасштабного обследования этого влияния на национальном уровне является исследование К. Хейнса и Ф. Вилхоэна, проведенное в 2001 году и озаглавленное "The Impact of the United Nations Human Rights Treaties at the Domestic Level" ("Влияние договоров Организации Объединенных Наций по правам человека на национальном уровне"). Кроме того, Ассоциация международного права подготовила исследование о влиянии рекомендаций договорных органов на национальные суды и трибуналы. Благодаря действующей в Комитете процедуре последующих действий, в соответствии с которой государствам предлагается в течение года представлять информацию в отношении приоритетных рекомендаций, содержащихся в заключительных замечаниях, облегчится выполнение задачи по отслеживанию конкретных результатов в этой области. Не следует игнорировать и факт более широкого воздействия в тех случаях, когда Комитет выносит рекомендацию по вопросу или принимает решение по индивидуальной жалобе, а другие государства- участники, сталкивающиеся с аналогичными проблемами, могут использовать проведенный Комитетом анализ и принять соответствующие меры. Предполагается, что аналогичный эффект имеет и подготовка замечаний общего порядка, объектом которых не является отдельное государство-участник. Аналогичным образом учреждение процедур "проверки" новых законов или политики до их принятия на соответствие или совместимость, помимо других договоров, с положениями Пакта позволяет предотвращать нарушения до их возникновения.