Некоторые государства систематически запаздывают с представлением своих докладов и/или не участвуют в запланированном диалоге. Все это приводит к тому, что ситуация в некоторых государствах-участниках не рассматривается Комитетом в течение многих лет. В ответ на это неприемлемое положение Комитет в 2001 году постановил, что обсуждение положения в том или ином государстве возможно по усмотрению Комитета и в отсутствие доклада, а при необходимости и в отсутствие делегации представителей государства-участника, которому заблаговременно будет направляться информация о предлагаемой дате такого рассмотрения. Основным фактором, учитываемым при принятии решения относительно того, положение в каком государстве будет рассматриваться в соответствии с этой процедурой, разумеется, является задержка с представлением доклада или его непредставление. При этом на закрытой сессии Комитет принимает предварительные заключительные замечания на основе представленной ему информации о соответствующем государстве-участнике. Эти замечания препровождаются государству-участнику и впоследствии могут быть преданы гласности в первоначальной или измененной форме.
Цель и значение процесса представления докладов.
Описанный выше процесс подготовки доклада дает государству-участнику возможность в рамках своих национальных структур уяснить содержание обязательств, взятых им на себя в соответствии с Пактом, и получить представление о текущем положении в отношении соблюдения закрепленных в Пакте прав, а также выявить области, требующие проведения реформ, с целью обеспечения полного выполнения Пакта. Консультации в рамках государственных структур и между правительством и гражданским обществом с целью подготовки подробного доклада могут улучшить понимание Пакта и целей в правозащитной области в целом. В то же время атмосфера гласности при подготовке доклада раскрывает степень соблюдения государством своих обязательств и пути дальнейшего содействия их осуществлению со стороны отдельных лиц и организаций. Рассмотрение доклада Комитетом позволяет наладить диалог между государством-участником и группой беспристрастных и высококвалифицированных экспертов, в ходе которого могут быть выявлены области, требующие улучшения, и внесены соответствующие предложения. Процесс подготовки и рассмотрения докладов также позволяет другим государствам, стремящимся обеспечить осуществление Пакта, получить представление о наиболее оптимальных вариантах практической деятельности и накопленном в этой связи опыте.
Наконец, итоги этой процедуры в форме заключительных замечаний служат надежным ориентиром для разработки законодательства, политики и программ в будущем. Хотя заключительные замечания ориентированы на одно государство- участник, ими могут воспользоваться и другие заинтересованные стороны с целью поощрения осуществления прав человека в государстве-участнике и формирования соответствующей правозащитной культуры. Кроме того, они могут служить ценным руководством для других государств-участников, испытывающих аналогичные проблемы.
В каком направлении идет процесс подготовки и представления докладов?
Процесс подготовки и представления докладов являлся предметом обсуждения в течение целого ряда лет, не в последнюю очередь вследствие тенденции к существенному увеличению объема нерассмотренных докладов, которая в различной степени затронула все договорные органы в 1990-х годах, а также вследствие общей обеспокоенности относительно эффективности всего процесса. В последние три года Комитет серьезно занимался вопросами совершенствования процесса подготовки, представления и рассмотрения докладов. Как правило, одним или несколькими членами Комитета выдвигается предложение о проведении реформы, которое изучается от имени Комитета неофициальной рабочей группой из числа его членов при содействии секретариата, а затем обсуждается на пленарном заседании, и по нему принимается то или иное решение.
Одновременно договорные органы наращивают свои усилия по согласованию процедур с целью уменьшения дублирования и параллелизма в работе и используют соответствующую квалификацию и опыт договорных органов. Примерами проводимой в настоящее время работы по усилению координации между договорными органами могут служить итоги недавно введенной практики ежегодных совещаний председателей договорных органов и межкомитетских совещаний, в которых участвуют члены каждого из договорных органов. С документами, согласованными на этих совещаниях, можно ознакомиться в базе данных договорных органов Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (http//www.unhchr.ch/tbs/doc.nsf).
В 2002 году Генеральный секретарь призвал провести дальнейшую реформу системы договорных органов. В ответ на этот призыв Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека приступило к проведению консультаций с договорными органами, государствами-участниками и другими заинтересованными сторонами с целью определения путей повышения эффективности и результативности системы договорных органов. Один из возможных путей упрощения такой системы сводится к тому, что государствам следует представлять единый сводный доклад всем договорным органам, охватывающий в полном объеме все их обязательства по договорам, сторонами которых они являются.
В настоящее время, в частности, изучается возможность использования существенно расширенного базового документа, который охватывал бы все общие для договоров вопросы и представлялся бы наряду с краткими докладами по проблемам конкретных договоров с уделением особого внимания последующей деятельности в связи с предыдущими заключительными замечаниями договорного органа. В июне 2004 года межкомитетское совещание и совещание председателей комитетов пришли к договоренности о том, что государства, которые хотели бы применять такой подход при подготовке докладов договорным органам, могут взять его на вооружение.
Можно рассчитывать, что в ближайшие годы произойдет дальнейшее совершенствование методов работы и практики всех договорных органов, включая Комитет по правам человека.