Что происходит в ходе сессии, на которой Комитет ООН по правам человека рассматривает доклад государства-участника?

Заголовок: Что происходит в ходе сессии, на которой Комитет ООН по правам человека рассматривает доклад государства-уча Сведения: 2024-04-14 13:34:00

В начале сессии Комитет на закрытых заседаниях заслушивает представителей специализированных учреждений и других органов Организации Объединенных Наций, которые хотели бы представить информацию о государстве, доклад которого находится на рассмотрении.  Нередко Комитет также знакомится, как правило в ходе неофициального заседания в обеденный перерыв, с мнениями представителей гражданского общества, желающих проинформировать членов Комитета о некоторых проблемах.

Затем Комитет приступает к рассмотрению каждого доклада в рамках открытого и конструктивного диалога с делегацией соответствующего государства-участника.  Обычно в состав этой делегации входит посол государства-участника, представляющий его при Отделении Организации Объединенных Наций в Женеве, и другой дипломатический персонал, а также представители государственных ведомств и учреждений, компетентные в вопросах, относящихся к Пакту.  Нередки случаи, когда в состав делегации входят министры, возглавляющие государственные ведомства, а также представители гражданского общества и групп меньшинств.  Обычно рассмотрение первоначального доклада Комитетом занимает полтора дня, а последующие периодические доклады рассматриваются в ходе двух совещаний продолжительностью в полдня.  Рассмотрение начинается со вступительного заявления по докладу делегации государства-участника, в которое, зачастую включаются ответы на перечень вопросов.  Затем члены Комитета задают представителям вопросы с целью получения или углубления информации об осуществлении и практической реализации в государстве-участнике закрепленных в Пакте прав.  При этом зачастую задаются вопросы, которые не были полностью освещены в ответах на перечень вопросов.

Обязанность задавать вопросы представителям государства, как правило, возлагается на членов соответствующей ЦГСД, хотя другие члены Комитета также обладают такой возможностью.

Диалог между Комитетом и делегацией государства-участника по различным проблемам может проходить в несколько этапов.

Проведению диалога также способствует организация, по возможности, первого заседания во второй половине дня и второго заседания на следующее утро, с тем чтобы делегация могла вечером получить информацию и разъяснения от органов власти государства-участника.  После завершения диалога делегации, как правило, дается определенное время, с тем чтобы представить Комитету дополнительную информацию.

После завершения диалога Комитет готовит подробные заключительные замечания по соответствующему докладу.

В заключительные замечания, решение о подготовке которых было принято в 1992 году, включаются результаты диалога и выводы Комитета, что делает их полезным инструментом контроля за положением в области прав человека в том или ином государстве.

На докладчика по стране, которому оказывают содействие члены соответствующей ЦГСД, возлагается обязанность за подготовку проекта заключительных замечаний, который распространяется среди всех членов Комитета для получения комментариев и который затем выносится на обсуждение и предлагается для принятия Комитетом на пленарном заседании.  Заключительные замечания представляют собой одобренные консенсусом комментарии о позитивных и негативных аспектах осуществления Пакта государством-участником.  Как правило, они подразделяются на следующие разделы:  введение, позитивные факторы, основные вопросы, вызывающие озабоченность, и рекомендации.  Основное внимание в заключительных замечаниях, как правило, уделяется последнему разделу, в котором вопросам, вызывающим озабоченность Комитета, сопутствуют его рекомендации о мерах по устранению таких озабоченностей.

В заключительном пункте определяется срок, к которому Комитету должен быть представлен следующий периодический доклад.

Заключительные замечания преследуют двоякую цель:  оказание государству помощи в подготовке будущих докладов и содействие Комитету в выявлении важнейших проблем, подлежащих рассмотрению в связи с последующими докладами.  Все заключительные замечания имеются в базе данных договорных органов Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (http://www.unhchr.ch/tbs/doc.nsf).

 

 

© 2011-2018 Юридическая помощь в составлении жалоб в Европейский суд по правам человека. Юрист (представитель) ЕСПЧ.