Процессуальное право Международного Суда ООН: встречные требования. Понятие.

Заголовок: Процессуальное право Международного Суда ООН: встречные требования. Понятие. Сведения: 2023-01-19 06:32:21

Процедура предъявления встречных требований регулируется статьей 80 Регламента Международного суда. Современная практика Суда, относящаяся к встречным требованиям, стала оформляться начиная с Постановления 1997 года в деле "Применение Конвенции о геноциде (Босния и Герцеговина против Югославии)". Встречное требование, по определению Суда, представляет собой правовой акт государства-ответчика, цель которого заключается в том, чтобы представить требование, "противостоящее" основному требованию государства-заявителя. Во всех делах, в которых предъявлялись встречные требования, государство-ответчик разделяло аргументы, выдвигаемые в защиту от обвинений, и встречные требования. Вопрос о приемлемости встречных требований решается в приоритетном порядке на основе изложения сторонами процесса своих взглядов в письменном виде. Третьи государства, имеющие право доступа к Суду, информируются о принятии решения в отношении встречных требований, которые признаны приемлемыми.

Встречные требования представляют собой процессуальный инструмент, который существует во внутреннем праве многих государств. Он используется как в континентальной, так и в англосаксонской системах права. В Российской Федерации общие правила предъявления встречного иска установлены в статье 137 - 138 Гражданского процессуального кодекса и статье 132 Арбитражного процессуального кодекса. Институт встречных требований известен целому ряду международных судов с универсальной <1> и региональной <2> юрисдикцией.

<1> Международный трибунал по морскому праву (ст. 98 Регламента).

<2> Экономический суд Содружества Независимых Государств (п. 38 Регламента), Суд Евразийского экономического сообщества (ст. 27 Регламента), Восточноафриканский суд (п. 31 Регламента), Суд Андского сообщества (ст. 59 Статута).

В практике Международного суда ООН процедура предъявления встречных требований регулируется статьей 80 его Регламента, в соответствии с которой:

  1. Суд может принимать к рассмотрению встречное требование лишь в том случае, если оно подпадает под юрисдикцию Суда и непосредственно связано с предметом требования другой стороны.
  2. Встречное требование предъявляется в контрмеморандуме и входит в число содержащихся в нем представлений, выносимых на разрешение. Независимо от решения, принятого Судом в соответствии с пунктом 2 статьи 45 настоящего Регламента <3> относительно подачи дальнейших состязательных бумаг, за другой стороной сохраняется право выразить в письменном виде свое мнение по поводу встречного требования в дополнительной состязательной бумаге.

<3> Пункт 2 статьи 45 предполагает возможность второго тура обмена состязательными бумагами, когда заявитель представляет ответ, а ответчик - реплику на ответ.

  1. В случае возражения в отношении применения пункта 1 или всякий раз, когда Суд сочтет это необходимым, Суд принимает решение по этому вопросу после заслушивания сторон <4>.

<4> Данный текст статьи на русском языке подготовлен автором на основе ее русских вариантов, размещенных на сайтах ООН и Международного суда.

Встречные требования, применяемые в практике Международного суда ООН, были в самом общем виде определены как "требования, которые ответчик представил против заявителя в контексте уже возбужденного в Суде дела и в отношении которых ответчик желает получить решение Суда наряду с его решением по требованиям заявителя в этом деле" <5>. Это определение адекватно отражает существо встречных требований, и автор будет из него исходить для целей настоящей статьи.

<5> Thirlway H. Case Analysis: Counterclaims Before the International Court of Justice: The Genocide Convention and Oil Platforms Decisions // Leiden Journal of International Law. Vol. 12. Issue 1. March 1999. P. 198.

 

© 2011-2018 Юридическая помощь в составлении жалоб в Европейский суд по правам человека. Юрист (представитель) ЕСПЧ.