Территориальное разграничение в Западной Африке: решение Международного суда ООН от 16 апреля 2013 года по делу "Пограничный спор (Буркина-Фасо/Нигер)".

Заголовок: Территориальное разграничение в Западной Африке: решение Международного суда ООН от 16 апреля 2013 года по д Сведения: 2023-01-10 06:12:32

В решении от 16 апреля 2013 года Международный суд ООН должен был установить линию границы между Буркина-Фасо и Нигером, оспариваемую двумя государствами. С этой целью суд использовал принцип неприкосновенности границ, унаследованных от колониальных времен, а также Соглашение между двумя сторонами от 28 марта 1987 года, которое содержало конкретные указания на то, каким образом должен применяться вышеупомянутый принцип. В частности, в соответствии с этим Соглашением необходимо было применить приказ, принятый генерал-губернатором ad interim Французской Западной Африки, и в случае его недостаточности карту масштаба 1:200000, составленную Национальным географическим институтом Франции. Суд, однако, отказался официально зарегистрировать в оперативной части своего решения согласие сторон, достигнутое относительно делимитации границы в северном и южном секторах, как того требовала Буркина-Фасо. Он посчитал, что данная просьба несовместима с его судебной функцией, которая состоит в разрешении переданных ему споров на основании международного права.

Дело "Пограничный спор (Буркина-Фасо/Нигер)" следует рассматривать в историческом контексте приобретения независимости странами, которые прежде были частью Французской Западной Африки. Буркина-Фасо и Нигер входили в состав колонии Верхнего Сенегала и Нигера, созданной Указом президента Французской Республики от 18 октября 1904 года. Как и другие колонии Французской Западной Африки, она состояла из основных территориальных единиц, именовавшихся округами, которые, в свою очередь, были поделены на административные подразделения. Последние состояли из кантонов, объединявших несколько деревень. Колония Верхнего Сенегала и Нигера состояла из гражданских административных округов, а также включала военную территорию Нигера - зону, находившуюся под военным управлением. На основании Указа президента Французской Республики от 1 марта 1919 года несколько округов, входивших в состав колонии Верхнего Сенегала и Нигера, были выделены в отдельную колонию Верхней Вольты. Указом президента Французской Республики от 4 декабря 1920 года военная территория Нигера была преобразована в территорию Нигера и вскоре стала автономной колонией. Указом президента Французской Республики от 28 декабря 1926 года некоторые территории, входившие в состав колонии Верхней Вольты, были присоединены к колонии Нигера. Указ также предусматривал, что Приказ генерал-губернатора установит линию границы между двумя колониями в данном регионе. 31 августа 1927 года генерал-губернатор ad interim Французской Западной Африки издал Приказ, предметом которого было установление границы между колониями Верхней Вольты и Нигера, а 5 октября 1927 года к Приказу была принята поправка. Этот Приказ с учетом внесенной поправки представляет особый интерес в данном деле, так как именно на основе его положений был разрешен пограничный спор между Буркина-Фасо (бывшая колония Верхняя Вольта) и Нигером. Далее в статье для обозначения Приказа от 31 августа 1927 года с учетом поправки от 5 октября 1927 года будет использоваться выражение "Приказ 1927 года".

Дело "Пограничный спор (Буркина-Фасо/Нигер)" было подано в суд путем Специального соглашения. Специальное соглашение - это довольно распространенный способ обращения в судебное учреждение в делах, касающихся делимитации сухопутных и морских границ. Оно представляет интерес для спорящих государств постольку, поскольку предоставляет им возможность определить и описать предмет спора, четко обозначить свои требования и, наконец, указать желаемые последствия вынесения решения. Так, в настоящем деле в специальном соглашении стороны определили предмет спора, попросив суд "установить линию границы между двумя странами в секторе от астрономической отметки Тонг-Тонг... до начала поворота Боту", а также официально зарегистрировать согласие сторон по результатам работы по демаркации следующих секторов границы Буркина-Фасо/Нигер: а) от высот Н'Гума до астрономической отметки Тонг-Тонг; б) от начала поворота Боту до реки Мекру. В Соглашении было также указано, что "нормами и принципами международного права, применимыми к спору, являются те, которые указаны в пункте 1 статьи 38 Статута Международного суда, включая принцип неприкосновенности границ, унаследованных от колониальных времен, и Соглашение от 28 марта 1987 года". Стороны, кроме того, предусмотрели в Специальном соглашении срок 18 месяцев с момента вынесения решения для проведения демаркации границы, для оказания помощи в которой они просили суд назначить трех экспертов. В Специальном соглашении спорящие государства могут также прийти к согласию по вопросам процедуры прохождения дела, определить сроки подачи состязательных бумаг и выразить свои предпочтения по рассмотрению спора Камерой суда или Судом в полном составе. В данном деле стороны пришли к согласию, что на этапе письменного судопроизводства стороны должны обменяться меморандумами не позднее девяти месяцев со дня нотификации специального соглашения и контрмеморандумами не позднее девяти месяцев после обмена меморандумами. Кроме того, согласно специальному соглашению стороны должны были определить с последующим одобрением суда, порядок выступлений во время устных слушаний. Стороны также предпочли, чтобы спор рассматривался судом в полном составе, а не его камерой.

Интересным представляется тот факт, что Специальное соглашение, заключенное между Буркина-Фасо и Нигером, имеет много общих черт с теми соглашениями, с помощью которых Буркина-Фасо и Мали, а также Бенин и Нигер передали свои пограничные споры на рассмотрение суда. Так, в деле "Пограничный спор (Буркина-Фасо/Мали)" <1> стороны также согласились о процедуре и языке проведения письменного и устного этапов рассмотрения дела и о последствиях вынесения решения, в частности установив срок, в течение которого они согласились провести демаркацию их границы, и попросив суд назначить экспертов для оказания им помощи в этом процессе. В деле же "Пограничный спор (Бенин/Нигер)" <2> стороны хоть и не потребовали от суда помощи экспертов, но, как и в данном деле, пришли к согласию по вопросу применимого права, в частности, что нормами и принципами международного права, применимыми к спору, являются те, которые указаны в пункте 1 статьи 38 Статута Международного суда, включая принцип правопреемства государств в отношении границ, унаследованных от колониальных времен, а именно неприкосновенность данных границ.

<1>  frontalier (Burkina  du Mali). . C.I.J. Recueil 1986. P. 554.

<2>  frontalier . . C.I.J. Recueil 2005. P. 90.

Специальное соглашение, заключенное сторонами в деле "Пограничный спор (Буркина-Фасо/Нигер)", тем не менее отличается от специальных соглашений, заключенных в вышеуказанных делах, по двум основаниям. Во-первых, Буркина-Фасо и Нигер просили суд не только разрешить пограничный спор, но и придать силу соглашению, достигнутому между ними по двум секторам общей границы. Во-вторых, в дополнение к принципу неприкосновенности границ, унаследованных от колониальных времен, который подразумевал применение французского колониального права, суду предлагалось применить Соглашение от 28 марта 1987 года, прямо на него ссылавшееся. Приказ, принятый генерал-губернатором ad interim Французской Западной Африки 31 августа 1927 года, был, таким образом, признан Буркина-Фасо и Нигером в качестве правового инструмента, на основе которого должен был быть разрешен спор.

Установив границу между Буркина-Фасо и Мали и затем Бенином и Нигером соответственно в 1986 и 2005 годах, решением от 16 апреля 2013 года по пограничному спору между Буркина-Фасо и Нигером Международный суд ООН завершил делимитацию спорных границ между тремя соседними государствами Западной Африки. Дело "Буркина-Фасо/Нигер" во многом напоминает предыдущие дела, в частности в том, что касается выбранного способа обращения в Суд и применимого права. В то же время в данном деле применение колониального права не вытекало косвенно из принципа неприкосновенности границ, но было прямо предусмотрено в международном договоре - Соглашении от 28 марта 1987 года. Данная особенность, разумеется, никак не повлияла на юридическую силу Приказа 1927 года в разрешении спора между двумя государствами. Этот акт внутреннего права был использован как свидетельство колониального наследия, а не как правовая норма, но он в то же время стал основанием для определения границы между Буркина-Фасо и Нигером. Ситуация с картой НГИ 1960 года несколько отлична. До настоящего времени Суд придерживался точки зрения, что карты могут представлять собой территориальный титул, только если они составляют часть документов, выражающих волю государства. Впервые в деле "Буркина-Фасо/Нигер" Суд допустил, что карта может дополнить основной документ, когда он является недостаточным для установления некоторых частей спорной линии границы. При этом следует все же оговориться, что карта НГИ 1960 года могла выполнить эту роль в данном деле только в силу прямой отсылки к ней Соглашения 1987 года.

Таким образом, Суд провел делимитацию спорной границы между двумя сторонами на основе как Приказа 1927 года, так и карты НГИ 1960 года. В статье 7 Специального соглашения стороны пришли к согласию приступить к демаркации их общей границы в спорной зоне в течение 18 месяцев после вынесения Судом решения и обратились к Суду с просьбой назначить в своем решении трех (3) экспертов для оказания помощи в демаркации. Данная просьба содержалась также и в окончательных представлениях сторон. Суд уже использовал подобное полномочие в деле "Пограничный спор (Буркина-Фасо/Республика Мали)". Он предпочел назначить экспертов "позже, путем вынесения постановления, с учетом мнений (сторон), в особенности в том, что касается практических аспектов реализации экспертами их функций" <37>. Суд также поступил и в деле "Пограничный спор (Буркина-Фасо/Нигер)": Постановлением от 12 июля 2013 года он назначил трех экспертов для оказания помощи сторонам в проведении демаркации границы.

<37>  frontalier (Burkina  du Mali). P. 648. § 176.

© 2011-2018 Юридическая помощь в составлении жалоб в Европейский суд по правам человека. Юрист (представитель) ЕСПЧ.