Деятельность международных полицейских организаций в зонах операций ООН.

Заголовок: Деятельность международных полицейских организаций в зонах операций ООН. Сведения: 2023-01-09 06:03:38

Рассмотрим современный опыт использования возможностей международных полицейских организаций для повышения эффективности деятельности гражданской полиции в составе международных операций по поддержанию мира, а также даются рекомендации по интенсификации их применения.

Признание мировым сообществом губительности локальных вооруженных конфликтов для стран ближайшего окружения, для отдаленных стран, которые являются привлекательным убежищем для беженцев, а также опасности для мира во всем мире отразилось в создании мировой сети международных операций по поддержанию мира. За время после завершения холодной войны изменился качественный состав конфликтов: повысилось количество внутренних региональных конфликтов, то есть таких, которые невозможно прекратить силами международных военных сил. Поэтому по требованию времени в составе международных операций по поддержанию мира растет новая составляющая - Международная гражданская полиция <1>. В течение того же времени, несмотря на все политические и другие усилия, количество указанных конфликтов не только не уменьшается, но наоборот - растет. Все это в начале тысячелетия привело к истощению экономических и человеческих ресурсов мирового сообщества в лице ООН относительно распространения сети операций по поддержанию мира. Это в свою очередь обусловило необходимость сокращения сроков операций при одновременном обеспечении надежности преодоления соответствующих вооруженных конфликтов. Таким образом, возникла необходимость обеспечения высокой эффективности гражданской полиции в составе международных операций по поддержанию мира, причем начиная непосредственно с момента развертывания каждой из них. Для этого необходимо задействовать все ресурсы. Один из них - это возможности международных полицейских организаций.

<1> Strengthening the role of police in peacekeeping [Электронный ресурс] // The INTERPOL-United Nations Ministerial Meeting: 11 - 12 October 2009. Singapore (INTERPOL). URL: http://www.cepol.europa.eu/operations; http://www.interpol.int/Public/ICPO/IntLiaison/UN/MinisterialMeeting200910/default.asp.

Целью данной статьи является изучение путей повышения эффективности деятельности гражданской полиции в составе международных операций по поддержанию мира путем улучшения взаимодействия с международными полицейскими организациями.

В круг значительных международных полицейских организаций входят следующие: 1) Глобальная организация борьбы с международной организованной преступностью - Интерпол (International Criminal Police Office); 2) Региональная (Европейская) организация борьбы с международной организованной преступностью - Европол (European Union Law Enforcement Organization); 3) Международная ассоциация сотрудников полиции (International Police Association); 4) Международная ассоциация шефов полиции (International Association of Chiefs of Police); 5) Международная ассоциация женщин в полиции (International Association of Women Police).

Самая крупная организация международного сотрудничества полицейских - Интерпол имеет 187 государств-членов. Она создана в 1927 г. для повышения эффективности борьбы с международной преступностью. При этом ее деятельность не распространяется на вмешательство в деятельность государств: политического, военного, религиозного и расового характера <2>.

<2> Memorandum of understanding between the International Criminal Police Organization-Interpol and the United Nations Interim Administration mission in Kosovo on Cooperation in crime prevention and criminal justice [Электронный ресурс] // Interpol. 8 Dec 2005. URL: http://www.interpol.int/Public/ICPQ/LegalMaterials/cooperation/agreements/UNMIK.asp.

Первая попытка взаимодействия Интерпола с ООН отразилась в "Соглашении о сотрудничестве с ООН". Ее подписали 8 июня 1997 г. в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке президент Интерпола и Генеральный секретарь ООН. Оно было принято на 66-й сессии Генеральной ассамблеи Интерпола в резолюции AGN/66/RES/5 <3>. И хотя пути для дальнейшего взаимодействия были открыты, эта первая попытка не обеспечила немедленных практических результатов. Только в декабре 2006 г. был подписан "Меморандум о взаимопонимании между Международной организацией полиции - Интерпол и Миссией временной администрации ООН в Косово о сотрудничестве в сфере предотвращения преступлений и уголовной юстиции" <4>. Целью документа было установление сотрудничества с целью обеспечения, в частности, обмена информацией полицейского характера, публикации и циркуляции необходимых сообщений и предупреждений. На пути к этому важным шагом было приравнивание статуса Миссии ООН в Косове к статусу Национального центрального бюро Интерпола. Хотя данный меморандум предоставил широкие возможности в информационном обмене, однако время осветило его важный недостаток. Предоставляя доступ к информации, информационные службы Интерпола не предусматривали фильтрацию релевантной информации о деятельности Миссии ООН в Косове, поэтому отбор необходимой информации стал заметной проблемой для малочисленного состава информационного подразделения гражданской полиции Миссии ООН. К тому же негативно привлекает внимание факт, что данный меморандум был создан на 6-м году деятельности Миссии ООН в Косове (а не на 1-м). На пути совершенствования указанного сотрудничества Интерполом предложено "Дополнительное соглашение между Интерполом и ООН относительно деятельности операций по поддержанию мира и специальных политических миссий". Оно было подписано в октябре 2009 г. <5>. Соглашение содержит предложения по командированию офицеров полиции из 187 государств-членов, осуществлению обучения местной полиции. Также предлагается доступ к средствам и инфраструктуре Интерпола. Так что сотрудничество системы международных операций по поддержанию мира и Интерпола требует дальнейшего совершенствования.

<3> Supplementary Arrangement on Cooperation between INTERPOL and the United Nations in relation to the Activities of Peacekeeping Operations and Special Political Missions Signed on 11 October 2009 [Электронный ресурс] // Interpol. URL: http://www.interpol.int/Public/ICPO/LegalMaterials/ cooperation/agreements/INTERPOL_DPKO.pdf.

<4> European Law Enforcement Cooperation [Электронный ресурс] // Ten Years of Europol: 1999 - 2009. Europol, the European Police Office. URL: http://www.europol.europa.eu/.

<5> Supplementary Arrangement on Cooperation between INTERPOL and the United Nations in relation to the Activities of Peacekeeping Operations and Special Political Missions Signed on 11 October 2009 [Электронный ресурс] // Interpol. URL: http://www.interpol.int/Public/ICPO/LegalMaterials/ cooperation/agreements/INTERPOL_DPKO.pdf.

С начала нового тысячелетия активизируется взаимодействие международных операций по поддержанию мира и региональной правоохранительной организации Европы - Европола, назначение которого - повышение эффективности борьбы в Европе и за ее пределами с терроризмом и другими серьезными видами международной организованной преступности <6>. По сути, Европол является центральным офисом полиции государств Евросоюза.

<6> European Law Enforcement Cooperation [Электронный ресурс] // Ibid.

Наиболее ярким вкладом Европола в международные операции по поддержанию мира является "Стратегическое соглашение между бывшей югославской Республикой Македонией и офисом полиции Европы" <7>. Задачей соглашения было налаживание эффективного информационного взаимодействия полиций стран Евросоюза и указанного государства по борьбе с международной преступностью. Для реализации такого взаимодействия в составе Министерства внутренних дел Македонии было предусмотрено создать отдел взаимодействия с международной полицией.

<7> Strategic Agreement between the former Yugoslav republic of Macedonia and the European Police Office [Электронный ресурс]. URL: http://www.europol.europa.eu/legal/agreements/Agreements/fYROM.pdf.

Международная полицейская ассоциация (International Police Association) - это независимая организация, членами которой являются работающие и отставные полицейские, без разграничения по званиям, полу, цвету кожи, языку и религии. В составе организации 45 государств <8>. Основная задача ассоциации - оказание помощи ее членам во время их пребывания в других странах - членах ассоциации: предложение недорогого, но достойного жилья, отношение - не как к очередному иностранцу, а как к коллеге - милиционеру. Несмотря на указанные преимущества, мы считаем, что ни ассоциация в целом, ни членство в ней сотрудников международной гражданской полиции не могут существенно добавить к успехам последней в зонах операций, поскольку именно там международные полицейские по определению имеют значительные привилегии, которые способствуют выполнению конкретных задач и зафиксированы в их статусе.

<8> International Police Association [Электронный ресурс] / International Police Association - International Administration Centre. 2012. URL: http://ipa-iac.org/.

Международная ассоциация полицейских начальников (International Association of Chiefs of Police) представляет собой систему региональных организаций.

Ассоциация полицейских начальников островов Тихого океана (Pacific Islands Chiefs of Police Association - PICP) представляет полицейские службы 21 страны из Микронезии, Меланезии и Полинезии с количеством членов - более 35000 сотрудников полиции. PICP имеет целью развитие потенциала правоохранительных органов в их единстве. PICP обеспечивает изучение тенденций транснациональных преступлений и разработку стратегий для борьбы с ними, разработку инициатив по развитию потенциала правоохранительных органов в регионе, способствует обмену информацией по борьбе с организованной преступностью, обеспечивает подготовку кадров и способствует обмену передовым опытом. Чаще инициативы по подготовке кадров в системе PICP осуществляются на межгосударственном уровне опытными офицерами из Австралии и Новой Зеландии в виде курсов. Что касается участия в системе международных операций по поддержанию мира, преподаватели и тренеры из состава PICP принимают активное участие в подготовке полиции в Восточном Тиморе <9>.

<9> Working towards "Safe and secure communities for all Pacific Islands countries". [Электронный ресурс] // Pacific Islands Chiefs of Police: Role, Criminal Investigations, Liaison, Training, and Peace Keeping. URL: http://www.picp.0rg/news/page/2/.

В Европе так называемый Европейский полицейский колледж СЕПОЛ (Contributing to European Police Cooperation through Learning), образованный как агентство Евросоюза, направлен на объединение офицеров полиции по всей Европе для поощрения трансграничного сотрудничества в борьбе с преступностью и в обеспечении общественной безопасности и правопорядка <10>. Под эгидой СЕПОЛа в национальных полицейских учебных заведениях ежегодно организуются десятки учебных курсов и семинаров. К сожалению, СЕПОЛ сегодня не принимает прямого участия в системе международных операций по поддержанию мира. Его участие ограничивается тем, что преподаватели, которые от имени Евросоюза участвуют в обучении местных полицейских в зонах операций по поддержанию мира, используют учебные материалы, которые подготовлены под эгидой СЕПОЛа. Однако именно начальники полиции государств и международных операций по поддержанию мира являются носителями информации о проблемах, связывающих указанные территории трансграничной преступностью. Именно поэтому для преодоления трансграничной преступности, в частности той, которая имеет источники в зонах операций по поддержанию мира, деловой контакт между начальниками государственных (региональных) полиций крайне необходим.

<10> European Police College [Электронный ресурс] // Wikipedia, the free encyclopedia. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/European Police College.

В странах Юго-Восточной Азии с целью организации международного взаимодействия полиции была создана Ассоциация национальных полицейских сил (АСЕАНПОЛ) <11>. В отличие от европейской организации, деятельность АСЕАНПОЛа охватывает также силовые и оперативные составляющие совместной борьбы с транснациональной преступностью. Для этого созданы три специальные комиссии: по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и контрабандой оружия, по борьбе с контрафактной продукцией и экономическими преступлениями, по организации выдачи преступников и беглецов. Безусловно, значительный опыт в данных сферах правоохранительной деятельности, а также фактическая база данных АСЕАНПОЛа могли бы пригодиться для повышения эффективности международных операций по поддержанию мира.

<11> Association of National Police Forces of the ASEAN Region [Электронный ресурс] // The Policy Laundering Project. URL: http://www.policylaundering.oi-g/keyplavers/ASEAN-aseanapol.html.

В условиях локальных вооруженных конфликтов, то есть в условиях криминального беспредела, страдания женщин выступают тотальной бедой. Значительное количество из них замыкается в собственном горе, теряя контакт с обществом. Для разрешения этой проблемы участие женщин-полицейских в составе международной гражданской полиции является незаменимым средством. Именно поэтому в зонах международных операций по поддержанию мира возникает вопрос о расширении участия женщин в системе международной полиции. Итак, по мнению автора, необходимо укреплять связи гражданской полиции в зонах операций по поддержанию мира с такой организацией, как Международная ассоциация женщин-полицейских (International Association of Women Police - IAWP). Миссией ассоциации в соответствии со статьей III ее конституции является "укрепление, объединение и повышение авторитета женщин в системе уголовного правосудия во всем мире", что в значительной степени совпадает с задачами гражданской полиции в зонах операций. Миссия ассоциации осуществляется через систему конференций, тренингов, семинаров. В ассоциацию входят 48 стран, включая США, Австралию и ведущие государства Европы, Азии и Африки.

В условиях урегулирования многочисленных внутренних локальных вооруженных конфликтов насущной проблемой является всемерное повышение эффективности гражданской полиции в составе международных операций по поддержанию мира. Одним из направлений совершенствования ее деятельности является всестороннее использование возможностей международных полицейских организаций.

С целью прекращения распространения преступности за пределы поприща вооруженного конфликта необходимо шире использовать и совершенствовать опыт взаимодействия миссии ООН в Косово с Интерполом - глобальной организацией борьбы с международной организованной преступностью, в частности предоставление информационному подразделению миссии статуса национального бюро Интерпола. Однако при обеспечении доступа указанного подразделения к базам данных Интерпола функции отбора информации для нужд миссии ООН целесообразно возложить на службы Интерпола, чтобы освободить от этого малочисленный состав информационного подразделения миссии. Следовательно, именно такой режим осуществляется при организации информационного обмена между соответствующими службами Македонии и Европейской организации борьбы с международной организованной преступностью - Европолом.

По нашему мнению, членство представителей гражданской полиции ООН в Международной полицейской ассоциации не предоставит им дополнительных возможностей при выполнении ими обязанностей непосредственно на территории миссии, однако может исключить существенные проблемы во время пребывания за пределами миссии: в командировке или на отдыхе.

Региональные ветки Международной ассоциации начальников полиции демонстрируют весьма различный по значимости опыт участия в деятельности международных операций по поддержанию мира. В этом отношении положительно выделяется Ассоциация полицейских начальников островов Тихого океана, которая во главе с представителями Австралии и Новой Зеландии, обладая значительным информационным и кадровым потенциалом, оказывает значительный вклад в дело укрепления правоохранительных систем региона, а также принимает активное участие в международной операции по поддержанию мира в Восточном Тиморе. Ассоциация национальных полицейских сил Юго-Восточной Азии также обладает значительным потенциалом, который целесообразно использовать в операциях по поддержанию мира. В свою очередь СЕПОЛу, как организации, которая по своему определению имеет целью обеспечение делового контакта между старшими офицерами полиций стран Европы, целесообразно быть в контакте с руководством полиций международных операций по поддержанию мира, независимо от того, в какой части света указанные операции осуществляют урегулирование вооруженного конфликта, поскольку в первую очередь именно страны Европы получают большие потоки беженцев, и с ними - бизнес-торговли наркотиками и другие проявления транснациональной преступности.

В условиях локальных вооруженных конфликтов, где имеет место тотальное нарушение прав человека, наиболее сильно страдают женщины. Для возвращения многих из них в социум необходимо не только участие женщин-полицейских, но и вовлечение системы семинаров, тренингов, конференций направления продвижения женщин по ступеням общества. Такой опыт имеет Международная ассоциация женщин-полицейских. К тому же настоящее требует нормализации тендерного баланса в полиции, поэтому вовлечение этой организации в деятельность на территории операций по поддержанию мира также является велением времени.

© 2011-2018 Юридическая помощь в составлении жалоб в Европейский суд по правам человека. Юрист (представитель) ЕСПЧ.