Формирование правового статуса жертвы преступления в нормативно-правовых актах Организации Объединенных Наций до принятия Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью.

Заголовок: Формирование правового статуса жертвы преступления в нормативно-правовых актах Организации Объединенных Наци Сведения: 2023-01-03 04:05:41

Вопросами уголовного правосудия и, в частности, проблемами обеспечения прав человека в уголовном судопроизводстве мировое сообщество занимается с момента образования Организации Объединенных Наций (ООН), с конца 40-х гг. XX в.

В настоящее время их разработка осуществляется Комиссией по предупреждению преступности и уголовному правосудию Экономического и Социального Совета ООН (до 1992 г. - Комитетом по предупреждению преступности и борьбе с ней; до 1971 г. - Комитетом экспертов по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями), а также Конгрессами ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, проходящими раз в пять лет начиная с 1955 г. Кроме того, значительное внимание проблемам уголовного судопроизводства уделяется на сессиях Экономического и Социального Совета ООН и Генеральной Ассамблеи ООН <1>.

<1> См.: Брусницын Л.В. Обеспечение безопасности лиц, содействующих уголовному правосудию: российский, зарубежный и международный опыт XX века (процессуальное исследование). М., 2001. С. 52.

Результатом деятельности указанных органов стало создание системы международных документов как рекомендательного, так и обязательного характера, определивших стандарты уголовного правосудия, касающихся в том числе и правового положения потерпевшего, понятие которого в международном праве принято определять более емким термином - жертва преступления.

В процессе формирования Организацией Объединенных Наций международных стандартов, определяющих правовое положение жертв преступлений, можно выделить несколько этапов.

Первый этап (конец 40-х гг. - середина 80-х гг.) ознаменовался закреплением в различных международно-правовых документах отдельных прав жертв преступлений.

Следующим шагом стало принятие в 1985 г. Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью, которая впервые на международном уровне сформулировала понятие "жертва преступления" и установила основы ее процессуального статуса.

После принятия данной Декларации в деятельности ООН наметилась тенденция перехода от разработки принципов и стандартов, характеризующих правовой статус жертв преступлений, к созданию конкретных мер обеспечения прав, механизмов их реализации в практической деятельности <2>.

<2> Подробнее об этом см.: Шаров Д.В. Обеспечение прав потерпевшего в досудебном производстве (по материалам практики следователей органов внутренних дел): дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 28 - 29.

Данная статья посвящена рассмотрению начального этапа формирования правового статуса жертвы преступления в международном праве.

Первые предпосылки возникновения прав жертв преступлений следует искать уже в первых основополагающих документах ООН. Так, в ст. 7 Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 г. <3>, провозглашается равенство всех людей перед законом и закрепляется право каждого, без всякого различия, на равную защиту закона, а ст. 8 предусматривает право каждого человека на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией и законом.

<3> См.: Международное право в документах. М., 1982. С. 303 - 304.

Содержание прав жертв преступлений получило свое дальнейшее развитие в положениях Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., согласно которым "каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется: a) обеспечить любому лицу, права и свободы которого, признаваемые в настоящем Пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действующими в официальном качестве; b) обеспечить, чтобы право на правовую защиту для любого лица, требующего такой защиты, устанавливалось компетентными судебными, административными или законодательными властями или любым другим компетентным органом, предусмотренным правовой системой государства, и развивать возможности судебной защиты; c) обеспечить применение компетентными властями средств правовой защиты, когда они предоставляются" <4>.

<4> См.: Международное право в документах. М., 1982. С. 319.

Таким образом, государства берут на себя обязательства обеспечить лицам, права которых нарушены, право на эффективные средства правовой защиты, устанавливаемые компетентными органами, предусмотренными правовой системой государства, а также право требовать от компетентных властей применения средств правовой защиты, когда они предоставляются (при этом предпочтение отдается средствам судебной защиты).

Характеризуя влияние Пакта на формирование руководящих принципов и стандартов прав жертв преступлений, следует отметить, что он уже на более высоком уровне в обязательной, а не в рекомендательной форме определил международные стандарты в рассматриваемой области, подчеркнув, что права жертв для своей реализации требуют всемерной поддержки со стороны государства. Данный документ в силу его более детального изложения прав, уточняющего, а также обязательного характера статей стал важным этапом в нормативной эволюции международной системы защиты прав человека в целом <5>.

<5> См.: Нурумов О.И. Становление и развитие международной системы защиты прав человека: дис. ... канд. юрид. наук. Алматы, 2000. С. 44.

Дальнейшее формирование правового статуса жертв преступлений связано с появлением международных специальных актов, касающихся прав человека. Так, Декларация Организации Объединенных Наций о ликвидации всех форм расовой дискриминации, принятая 20 ноября 1963 г. Резолюцией 1904 (XVIII) Генеральной Ассамблеи ООН, в ст. 7 провозгласила право каждого человека независимо от расы, цвета кожи или этнического происхождения на личную безопасность и защиту государства от насилия или телесных повреждений, а также в случае дискриминации по указанным признакам в отношении любых прав и свобод право на эффективную защиту и восстановление прав в независимых национальных судах, компетентных рассматривать такие вопросы <6>.

<6> См.: СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М., 1989. С 431.

Развернутое изложение рекомендаций данной Декларации было сформулировано в юридически обязательном документе - Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 7 марта 1966 г., которая, восприняв все достижения Декларации Организации Объединенных Наций о ликвидации всех форм расовой дискриминации, дополнила правовой статус жертв преступлений правом лица, без различия расы, цвета кожи, национальности или этнического происхождения, предъявлять в компетентные национальные суды иск о справедливом и адекватном возмещении или удовлетворении за любой ущерб, понесенный в результате актов расовой дискриминации <7>.

<7> См.: СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М., 1989. С. 284.

Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких или бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятая 9 декабря 1975 г., закрепляет право лица, подвергнувшегося пытке или другому жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению со стороны официального лица или по его подстрекательству, предъявить жалобу компетентным органам государства и право на немедленное беспристрастное расследование дела. В случае же если доказан факт пытки или иных указанных действий, то потерпевший в соответствии с национальным законодательством получает право на получение возмещения или компенсации <8>.

<8> См.: СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М., 1989. С. 482.

Идеи, содержащиеся в рассматриваемой Декларации, нашли свое развитие в Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г., которая в ст. 13 предусматривает обязанность государства-участника обеспечить любому лицу, утверждающему, что оно было подвергнуто пыткам на территории данного государства, право на предъявление жалобы компетентным властям и на быстрое и беспристрастное рассмотрение ими такой жалобы, а также возлагает на государство обязательство принимать меры для обеспечения защиты истца от любых форм плохого обращения или запугивания в связи с его жалобой. Статья 14 Конвенции содержит требование, согласно которому "каждое государство-участник обеспечивает в своей правовой системе, чтобы жертва пыток получала возмещение и имела подкрепляемое правовой санкцией право на справедливую и адекватную компенсацию, включая средства для возможно более полной реабилитации. В случае смерти жертвы в результате пытки право на компенсацию предоставляется его иждивенцам" <9>.

<9> См.: СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М., 1989. С. 389.

Таким образом, следуя положениям данной Конвенции, необходимо отметить, что лицо становится фактическим обладателем прав жертв преступлений с момента нарушения его основных прав и свобод. Именно с указанного момента лицо получает право на предъявление жалобы и на ее рассмотрение компетентными властями. При этом непосредственная реализация права на возмещение причиненного ущерба поставлена в зависимость от доказанности виновности правонарушителя.

Прошедший в 1975 г. в Женеве V Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями заложил основы Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, который 17 декабря 1979 г. был принят Генеральной Ассамблеей ООН. В его основе лежит обязанность должностных лиц по поддержанию правопорядка при выполнении своих полномочий уважать и защищать человеческое достоинство и права человека по отношению ко всем лицам <10>. Закрепленная обязанность должностных лиц, несомненно, распространяется на жертв преступлений и предоставляет им право на достоинство и сострадание. Указанное положение впоследствии будет воспринято основополагающим документом, определяющим правовое положение жертвы преступления, - "Декларацией основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью".

<10> См.: СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М., 1989. С. 500.

В итоговом документе VI Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшегося в 1980 г. в г. Каракасе (Венесуэла), получившем название "Каракасская декларация", отмечается, что политика в области уголовного правосудия и система его отправления должны основываться на принципах, гарантирующих равенство всех перед законом, наличие судебных органов, способных обеспечить быстрое и справедливое отправление правосудия, а также предоставлять всем максимальную безопасность и охрану прав и свобод <11>.

<11> См.: Международные соглашения и рекомендации Организации Объединенных Наций в области защиты прав человека и борьбы с преступностью: сборник международных документов. М., 1989. Вып. 1. С. 145.

В целом, характеризуя влияние рассмотренных международных специальных документов, касающихся прав человека, на формирование правового положения жертв преступлений, следует признать, что ими закреплен довольно широкий перечень прав жертв, ранее не известных международным документам универсального характера.

Однако заметим, что до 1985 г. в международном законодательстве отсутствовало само понятие "жертва преступления" и все внимание было сосредоточено на защите жертв преступлений отдельных видов, таких как жертвы дискриминации, жертвы пыток и др.

В результате изложенного можно сделать вывод, что процесс формирования в международном праве статуса жертвы преступлений начался с закрепления в различных международно-правовых документах отдельных прав жертв преступлений, среди которых можно выделить: право на эффективные средства правовой защиты, право на доступ к механизмам правосудия, право на возмещение ущерба и реабилитацию, элементы права на обеспечение безопасности жертв преступлений со стороны государства.

На данном этапе развития уголовного правосудия мировое сообщество осознало главное - непосредственная реализация жертвами преступлений своих прав и свобод невозможна без эффективного и всемерного содействия государства.

© 2011-2018 Юридическая помощь в составлении жалоб в Европейский суд по правам человека. Юрист (представитель) ЕСПЧ.