Рассматрим правовой режим промысла анадромных видов рыб в свете Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Выявлены проблемы охраны анадромных видов российского происхождения. Так, актуальной остается проблема незаконного вылова лосося российского происхождения в норвежских водах. Конвенция 1982 г. четко определяет, что государство происхождения запасов анадромных видов рыб и иные государства обязаны заключать соглашения о порядке и условиях такого рыбного промысла. При этом Конвенция устанавливает два обязательных условия для включения в такое соглашение: а) положений относительно сохранения анадромных видов; б) потребностей в них государства происхождения.
На основании анализа развития проблемы и межгосударственного взаимодействия в этом вопросе в статье предложены рекомендации по совместной охране этого ценнейшего вида рыб. В целях согласования совместных действий по рациональному промыслу дикого атлантического лосося представляется необходимым Росрыболовству и Министерству климата и окружающей среды Норвегии подписать меморандум о взаимопонимании. По нашему мнению, подписание меморандума - лишь первый шаг в формализации отношений между Российской Федерацией и Норвегией в сохранении и рациональном управлении промыслом дикого атлантического лосося. В перспективе эту проблему можно было бы решить путем заключения межправительственного соглашения.
В прибрежных водах и реках российского Европейского Севера среди лососевых встречаются проходные и чисто пресноводные формы. Из проходных наиболее ценными являются семга, голец, хариус и кумжа <1>. Лосось российского происхождения (в основном семга) встречается в уловах при норвежском сетном промысле лосося в прибрежных районах во всех трех северных провинциях Норвегии: Нурланн, Тромс и Финнмарк.
<1> Подробнее см.: Сурков С.С. Общая характеристика особенностей видового состава ихтиофауны Мурманской области. Мурманск, 1966. С. 147 - 151.
В прибрежных уловах на севере Норвегии обнаружена семга из 53 рек Мурманской и Архангельской областей, Республик Коми и Карелии.
Наибольшие приловы лосося российского происхождения обнаружены в прилегающих водах Варангер-фьорда.
В Норвегии регулирование промышленного промысла дикого атлантического лосося находится в компетенции Министерства климата и окружающей среды (до 2014 г. - Министерство по охране окружающей среды). Практическое регулирование рыболовства осуществляет Агентство по окружающей среде, находящееся в подчинении этого Министерства. Российская Федерация и Норвегия реализуют программу по изучению миграций атлантического лосося в рамках Рабочей программы сотрудничества в области охраны окружающей среды, утвержденной смешанной Российско-Норвежской комиссией по охране окружающей среды, а также программу по созданию генетического атласа популяций атлантического лосося. Прибрежный промысел лосося в Норвегии не квотируется, но регулируется продолжительностью периода рыболовства, количеством дней лова в неделю, количеством выдаваемых лицензий и количеством выставляемых орудий лова.
Промысел ведется в территориальных водах Норвегии в пределах 12-мильной зоны, и вопросы его регулирования относятся к юрисдикции Норвегии. Однако в соответствии с Конвенцией о сохранения лосося в северной части Атлантического океана 1982 г. НАСКО может предложить введение мер регулирования для промысла в пределах района рыболовной юрисдикции члена Комиссии, при котором облавливается лосось, происходящий из рек другой стороны - участницы НАСКО (статья 8 (б) Конвенции).
В феврале 2008 г. Россия направила в адрес министра окружающей среды Норвегии письмо по проблеме незаконного вылова лосося российского происхождения в норвежских водах. Она призвала Норвегию принять эффективные меры для свертывания прибрежного промысла на смешанном запасе лосося, который мигрирует через ее воды, в первую очередь в Варангер-фьорде, установить более тесное сотрудничество по этой проблеме, учитывая, что обе страны являются участницами Конвенции о НАСКО и что необходимость такого сотрудничества предусмотрена ст. 66 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. <2>.
<2> Текст см.: Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. ООН. Нью-Йорк, 1986.
В феврале 2014 г. министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.Е. Донской в своем письме министру по вопросам климата и охраны окружающей среды Норвегии Т. Сюндторт призвал ограничить промысел атлантического лосося российского происхождения на путях его миграции вдоль побережья Северной Норвегии в реки Кольского полуострова. Российская сторона предложила включить данный вопрос в повестку дня 43-й сессии Совместной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству (СРНК). Однако норвежская делегация на этой сессии СРНК в 2014 г. заявила, что регулирование промысла атлантического лосося находится в сфере компетенции Министерства по вопросам климата и охраны окружающей среды, и предложила прекратить дальнейшее обсуждение этого вопроса.
В своем письме С.Е. Донской напомнил о том, что российская сторона крайне обеспокоена ситуацией, связанной с осуществлением промысла дикого атлантического лосося, осуществляемого норвежскими рыбаками провинции Финнмарк на путях его миграции. Россия прикладывает большие усилия для сохранения и управления популяцией дикого атлантического лосося. В частности, наложен мораторий на промышленный лов атлантического лосося в российской части акватории Баренцева моря. Российский министр предложил перенести сроки начала путины в водах Северной Норвегии ежегодно с начала июня на начало июля.
В целом Российская Федерация предлагает: а) объявить полный запрет промысла лососевых российского происхождения дрифтерными сетями; б) установить мораторий на сетной лов в Варангер-фьорде; в) сократить сезон прибрежного лова ставными неводами на 15 дней, до одного месяца в году - с 15 июня по 15 июля по всему побережью Финнмарк и Тромсе; г) сократить количество лова в водах провинций Финнмарк и Тромсе до 2 дней в неделю; д) разработать дорожную карту на 10 лет, направленную на поэтапное сокращение сезона и количества дней лова на всем побережье Северной Норвегии и на полный запрет лова на побережье провинции Финнмарк и Тромсе.
Коренное население северной части Норвегии (в основном саами) выступает против каких-либо ограничений промысла лососевых. Их мнение и протест были подробно изложены на конференции по рассмотрению проекта "Коларктик" в 2011 г. Астрид Данилофф. На этой конференции она представляла Норвежскую Ассоциацию по промыслу морского лосося.
В своем выступлении А. Данилофф обратила внимание на то, что в Сер-Варангере, известном как место самого древнего морского промысла лосося в Норвегии, за 17 лет шаг за шагом практически остановлен лов. Там почти ничего не осталось. Коренному малочисленному населению разрешают ловить рыбу всего 12 дней во фьордах и 9 дней на побережье. То же самое происходит в Варангер-фьорде и у побережья Финнмарк, столько же дней в году.
По заявлению А. Данилофф, до 1956 г. сезон ловли был с 15 апреля по 1 сентября, т.е. 105 дней. С 1956 г. по 1972 г. - с 1 мая по 4 августа, т.е. 55 дней (сокращение на 50 дней, или 48%). С 1972 по 1980 год - 48 дней (снижение на 7 дней, или 7%). С 1980 по 2007 год была введена ловля ставными неводами и все те же 48 дней. Сетной лов был разрешен с 1 июня, а для тех, кто использует только сети, сезон лова был сокращен до 26 дней, значительное сокращение - на 22 дня - с 2010 г. В период с 2008 года и до сих пор мы, констатировала А. Данилофф, потеряли почти все: мы можем начать 1 или 8 июня и должны закончить лов 21 - 20 июля в Варангер-фьорде и на побережье. И у нас есть 9 дней, чтобы ловить сетями на побережье, 12 - во фьордах и 26 дней - ставным неводом на побережье и во фьордах.
Всего с 1956 года по 2011 год сезон норвежского лова сокращен на 78 дней, или на 75%.
В заключительной части своего выступления А. Данилофф заявила следующее: "Мы, жители провинции Финнмарк, должны бороться за свои права, мы должны прекратить молчаливо оставаться частью какой-то статистики и находиться под впечатлением того, что те, кто живет в другой части Норвегии, считаются с нами и отсылают нам часть своих налогов".
Недавно норвежский директорат окружающей среды предложил установить более жесткие квоты и нулевой вылов дикого лосося в некоторых норвежских реках. В частности, предлагается полностью запретить промысел этого вида рыб в реках Бондхюсэльва (губ. Хурдалланн), Силавассдрагет (губ. Нурланн) и Ветлефьордсэльва (губ. Сгн-ог-Фьордане).
В результате изменения климата в арктическом регионе и чрезмерного промысла в нескольких реках Норвегии численность поголовья дикого лосося не достигает целевых показателей. Одной из главных причин этого, по мнению норвежских специалистов, является очень низкий приход рыбы из морских районов.
Совершенно очевидно, что возникшая проблема может быть решена только международно-правовыми средствами, поскольку атлантический дикий лосось является мигрирующим видом.
С правовой точки зрения мигрирующих животных (в т.ч. рыб) можно объединить в следующие четыре группы.
В первую группу входят рыбы, которые мигрируют в пределах морской территории государства. В эту группу входят те виды, которые периодически перемещаются из территориальных вод одного государства в территориальные воды другого государства. К таковым можно отнести, например, навагу, некоторые виды камбаловых, азиатскую зубастую корюшку.
В федеративных государствах могут возникнуть проблемы между федерацией и ее субъектами относительно полномочий и компетенций по управлению такими запасами. Согласно Конституции РФ 1993 г. субъекты обладают компетенцией по управлению запасами в территориальном море, а федерация - в исключительной экономической зоне. Примерно такая же ситуация имеет место в США.
Вторую группу составляют те виды водных биоресурсов, которые мигрируют между районами, находящимися под юрисдикцией двух и более государств. Таковыми являются, например, пресноводные виды в международных озерах и реках. Согласно п. 1 ст. 63 Конвенции 1982 г. в случае, когда один и тот же запас или запасы ассоциированных видов встречаются в исключительных экономических зонах двух или более прибрежных государств, эти государства стремятся прямо или через соответствующие субрегиональные или региональные организации согласовывать меры, необходимые для координации и обеспечения сохранения и увеличения таких запасов.
В третью группу входят виды водных биоресурсов, которые мигрируют между районами, находящимися под национальной юрисдикцией, и открытым морем. Согласно п. 2 ст. 63 Конвенции 1982 г. они называются трансграничными рыбными ресурсами.
К этому виду относятся многие анадромные и катадромные виды рыб, киты, тюлени, морские котики, морские черепахи. Некоторые из этих видов пересекают и государственные границы, например лососи северо-восточной части вод США заходят для нереста в реки Канады, анадромные виды Дуная, а также лосось северо-восточной части Атлантического океана (т.е. русский лосось).
Четвертая группа содержит те водные биоресурсы, которые обитают только в водах открытого моря, например, большие киты и многие виды тунцов.
Правовой режим анадромных видов (в т.ч. семги) определен в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. В статье 66 этой Конвенции закреплены следующие принципы сохранения этих видов и управления промыслом.
- Первоочередная заинтересованность государства происхождения анадромных видов в этих запасах.
- Первоочередная ответственность государства происхождения анадромных видов за сохранение и рациональное использование этих видов.
Конвенция 1982 г. уполномочивает государство происхождения анадромных видов обеспечивать их сохранение путем принятия соответствующих мер по регулированию рыбного промысла во всех водах к берегу от внешней границы своей исключительной экономической зоны и рыбного промысла. Государство происхождения может, после консультации с другими государствами, ведущими промысел этих запасов, устанавливать общий объем допустимых уловов в отношении запасов, образующихся в его реках.
Согласно этой статье Конвенции 1982 г. промысел запасов анадромных видов ведется только в водах к берегу от внешних границ исключительных экономических зон, кроме случаев, когда это положение может привести к нарушениям в экономике какого-либо государства, иного, чем государство происхождения. В отношении такого рыбного промысла за пределами внешних границ исключительных экономических зон заинтересованные государства проводят консультации о порядке и условиях такого рыбного промысла с должным учетом таких видов рыб и потребностей в них государства происхождения.
Конвенция 1982 г. затрагивает очень важную проблему сотрудничества государства происхождения с другими государствами. Государство происхождения сотрудничает в сведении к минимуму нарушений в экономике таких других государств, ведущих промысел этих запасов, принимая во внимание обычный улов и метод ведения промысла таких государств и все районы, в которых ведется такой промысел.
Государства, которые участвуют на основе соглашения с государством происхождения в осуществлении мер по возобновлению запасов анадромных видов, в особенности путем участия в расходах на эти цели, пользуются особым вниманием со стороны государства происхождения в отношении промысла запасов, образующихся в его реках.
Обеспечение выполнения правил, касающихся запасов анадромных видов за пределами исключительной экономической зоны, осуществляется на основе соглашения между государством происхождения и другими заинтересованными государствами.
Таким образом, Конвенция 1982 г. четко определяет, что государство происхождения запасов анадромных видов рыб и иные государства обязаны заключать соглашения о порядке и условиях такого рыбного промысла. При этом Конвенция устанавливает два обязательных условия для включения в такое соглашение: а) положений относительно сохранения анадромных видов; б) потребностей в них государства происхождения.
Кроме такого соглашения Конвенция 1982 г. предусматривает использование соответствующих региональных организаций по управлению рыболовством (РФМО) в целях достижения ее норм.
Таким образом, Конвенция 1982 г. содержит следующие нормы-принципы, определяющие правовой режим промысла анадромных видов и полномочия государства происхождения этих видов и других государств.
Во-первых, государство происхождения обладает первоочередной заинтересованностью в запасах анадромных видов, что означает, что оно вправе принимать все необходимые меры по их сохранению и рациональному использованию и потребовать выполнения их всеми другими государствами как в зонах национальной юрисдикции, так и в открытом море.
Во-вторых, государство происхождения несет первоочередную ответственность за управление данными запасами (в широком смысле этого понятия).
В-третьих, государство происхождения должно и обязано обеспечивать сохранение анадромных запасов путем принятия всех необходимых мер по регулированию промысла во всех водах к берегу от внешних границ своей исключительной экономической зоны. Эти предписания государства являются обязательными как для своих граждан, так и граждан всех других государств.
В-четвертых, государство происхождения вправе после консультаций с другими государствами, ведущими промысел анадромных запасов, установить общий допустимый улов (ОДУ) в отношении запасов, образующихся в его реках. Этот ОДУ является обязательным для исполнения всеми государствами, ведущими промысел анадромных видов.
В-пятых, государство происхождения обязано сотрудничать с другими государствами по вопросам сведения к минимуму нарушений в экономике других государств, ведущих промысел анадромных видов. Меры по сохранению таких видов и регулированию промысла не должны ущемлять экономические интересы населения других государств и их исторические права на эти ресурсы, а также отрицательно влиять на методы промысла или запрещать добычу в традиционных районах анадромных видов.
В-шестых, промысел анадромных видов рыб за пределами зон национальной юрисдикции, как правило, запрещается, кроме случаев, если такой запрет может привести к нарушениям в экономике соответствующих государств. Речь идет главным образом о коренных малочисленных народах, которые традиционно занимаются добычей анадромных видов для существования.
В этом случае между государством происхождения и другими государствами должно быть заключено соглашение, в котором определяются порядок и условия такого рыбного промысла с должным учетом требований по сохранению анадромных видов и потребностей в них государства происхождения.
В-седьмых, в таком соглашении должны быть определены меры по обеспечению выполнения правил, касающихся запасов анадромных видов, за пределами зон национальной юрисдикции.
В-восьмых, если анадромные виды мигрируют в воды или через воды к берегу от внешних границ исключительной экономической зоны какого-либо государства, иного, чем государство происхождения, такое государство сотрудничает с государством происхождения в сохранении таких запасов и управлении ими. Однако Конвенция 1982 г. не определяет правовые формы такого сотрудничества. Они могут быть совершенно разнообразными: подписание соглашения (в широком смысле этого понятия); использование механизма соответствующего РФМО; двусторонние договоренности; консультации и т.д.
Как было уже сказано, ст. 66 Конвенции 1982 г. рекомендует государству происхождения анадромных видов и другим государствам для достижения договоренностей (в широком плане) использовать соответствующие РФМО. Применительно к перехватываемым видам лососевых наиболее подходящей является Организация по сохранению североатлантического лосося (НАСКО).
Эта РФМО создана в соответствии со ст. 3 Конвенции о сохранении лосося в северной части Атлантического океана от 2 марта 1982 г. <3>.
<3> Текст см.: Сборник международных конвенций и соглашений Российской Федерации по вопросам рыболовства / под общей редакцией А.А. Крайнего. М., 2010. С. 216 - 223.
Целью НАСКО является содействие, путем консультации и сотрудничества, сохранению, восстановлению, увеличению запасов лосося и рациональному управлению ими, принимая во внимание имеющиеся у нее наиболее полные научные данные. В структуру НАСКО входит Комиссия Северо-Восточной Атлантики: морские воды к востоку от линии, проведенной вдоль 44° з.д. к югу от 59° с.ш. и далее на восток к 42° з.д. и далее на юг.
В функции НАСКО входит: а) обеспечивать форум для изучения, анализа и обмена информацией между государствами-членами по вопросам, касающимся запасов лосося; б) обеспечивать форум для консультаций и сотрудничества по вопросам, касающимся запасов лосося в северо-восточной части Атлантического океана за границами районов НАСКО; в) способствовать координации деятельности Комиссии и координировать активность государств-членов; г) устанавливать рабочие контакты с ИКЕС и другими соответствующими рыболовными и научными организациями; д) давать рекомендации государствам-членам, ИКЕС и другим соответствующим рыболовным организациям относительно проведения научных исследований; е) контролировать и координировать административные, финансовые и другие внутренние вопросы Организации, включая отношения между ее органами (прежде всего комиссиями); ж) координировать внешние отношения Организации; з) осуществлять другие такие функции, которые возлагаются на него Конвенцией 1982 г.
НАСКО имеет право давать рекомендации государствам-членам и комиссиям по вопросам, касающимся запасов лосося, являющихся объектом Конвенции 1982 г., включая обеспечение выполнения законов и мер регулирования. Однако Организация не вправе давать рекомендации относительно управления промыслом лосося в пределах района юрисдикции в области рыболовства какого либо государства-члена.
Конвенция 1982 г. применяется к запасам лосося, мигрирующим за пределы районов юрисдикции в области рыболовства прибрежных государств Атлантического океана к северу от 36° с.ш. по всему пути их миграции.
Промысел лосося запрещается за пределами 12 морских миль, за исключением, в частности, района деятельности Комиссии северо-восточной Атлантики в пределах района юрисдикции Фарерских островов в области рыболовства.
За время своей деятельности НАСКО неоднократно обсуждала проблему перехватывания норвежскими рыбаками лосося российского происхождения.
При принятии решений по управлению всеми видами промысла лосося необходимо принимать во внимание социально-экономические аспекты и руководствоваться рекомендациями НАСКО, в том числе документом Совета НАСКО N CNL (04)57 - Руководящие принципы, основывающиеся на социально-экономических факторах, при принятии решений в рамках предосторожного подхода.
К рассматриваемой нами проблеме непосредственное отношение имеют следующие два документа НАСКО:
- Руководство по защите, восстановлению и сохранению среды обитания дикого атлантического лосося.
- Руководство по управлению рыболовством лосося при регулировании добычи (вылова) атлантического лосося (семги).
На сессии Совета НАСКО в 2014 г. было принято решение о том, что с 2015 г. в повестку дня каждой сессии Комиссии НАСКО по Северо-Восточной Атлантике будет включен вопрос о промысле смешанного запаса лосося.
В соответствии со ст. 66 Конвенции 1982 г. по инициативе российской стороны прошли несколько двусторонних консультаций.
Впервые такие консультации были проведены в феврале 2009 г. по вопросу облова лосося российского происхождения при сетном лове в прибрежных районах северной Норвегии. Консультации были продолжены в ходе работы 26-й сессии НАСКО в июне 2009 г.
В соответствии с договоренностями, достигнутыми на 26-й сессии НАСКО и подтвержденными на 27-й сессии в 2010 г., 28-й сессии в 2011 г., 29-й сессии в 2012 г. и 30-й сессии в 2013 г., двусторонние консультации по проблемам лосося российского происхождения проводятся на постоянной основе в рамках Комиссии НАСКО по северо-восточной Атлантике.
Основная цель ежегодных консультаций заключается в рассмотрении вопросов дальнейшего сотрудничества двух стран по атлантическому лососю и будущего регулирования норвежского промысла лосося в прибрежных районах Норвегии.
Так, на встрече представителей двух стран в апреле 2014 г. были рассмотрены результаты международного проекта "Коларктик-лосось". По данным этого проекта, лосось российского происхождения встречался в уловах норвежских рыбаков во всех трех северных провинциях Норвегии - от Нурланна до Финнмарка. Наибольший вес в уловах имел лосось, происходящий из рек баренцевоморского побережья Мурманской области.
В соответствии с действующими мерами регулирования прибрежный лов лосося в провинции Финнмарк разрешен только в период с 1 июня по 15 июля 3 дня в неделю. Сети дрифтерные могут выставляться с 18:00 в понедельник и должны быть сняты не позднее 18:00 в четверг. Количество лицензий ограничено.
Количество разрешенных сетей на одного рыбака варьируется от 1 шт. для пенсионера до 3 шт. для работающих граждан.
Очередные двусторонние консультации России и Норвегии по проблеме перехватывающего промысла лосося состоялись 23 апреля 2015 г. в Осло.
Основная цель встречи заключалась в обсуждении вопросов дальнейшего сотрудничества двух стран по атлантическому лососю и будущего регулирования норвежского промысла в прибрежных районах севера Норвегии. В ходе заседания норвежской стороной была представлена презентация по возможным мерам регулирования рыболовства лосося с оценкой величины изъятия рыб различных возрастных групп и оценкой влияния таких мер на прибрежные поселения в социально-экономическом аспекте. Для подготовки оценок норвежской стороной были использованы данные проекта "Коларктик-лосось".
На встрече норвежская сторона представила свои планы по подготовке новых мер регулирования рыболовства лосося в реках и в морских районах Норвегии, которые должны быть представлены в Саамский парламент Норвегии и на общественные слушания в 2015 г. и приняты в конце 2015 г.
На встрече российская делегация подтвердила свое требование по изменению начала промыслового сезона в Варангер-фьорде с 1 июня на 1 июля, что позволит обеспечить охрану самок лосося старших возрастов, мигрирующих на нерест в российские реки.
Стороны отметили необходимость скорейшего подписания меморандума о взаимопонимании между Росрыболовством и Министерством климата и окружающей среды Норвегии. Они подтвердили, что дальнейшее сотрудничество должно осуществляться в рамках этого межведомственного документа <4>.
<4> См.: Report of the Third-second annual meeting of the North-east Atlantic commission. NASCO. 2 - 5 June. 2015.
В целях согласования совместных действий по рациональному промыслу дикого атлантического лосося представляется необходимым Росрыболовству и Министерству климата и окружающей среды Норвегии подписать меморандум о взаимопонимании. Предварительное согласие об этом достигнуто.
На наш взгляд, в меморандуме следовало бы закрепить намерение сотрудничества сторон по проблемам управления, мониторинга и исследований дикого атлантического лосося в водах, прилегающих к провинции Финнмарк и областях российского Севера, и в этой связи стороны создают рабочую группу. Основные функции ее могли бы заключаться в следующем: а) оценка управления запасами лосося с учетом соответствующих рекомендаций НАСКО; б) сбор информации по лососю у местных общин и организаций; в) консультирование по вопросам мониторинга и исследований промысла лосося; г) консультирование по вопросам сохранения лосося и мерам регулирования, имеющим важное значение для обеих сторон; д) предоставление годовых отчетов о состоянии запасов дикого атлантического лосося, включая динамику численности лосося и его промысла; е) выявление пробелов в знаниях и разработка рекомендаций по необходимому мониторингу и научным исследованиям; ж) представление научных рекомендаций по конкретным вопросам, связанным с управлением промыслом лосося.
По нашему мнению, подписание меморандума - лишь первый шаг в нормализации отношений между Российской Федерацией и Норвегией в сохранении и рациональном управлении промыслом дикого атлантического лосося. В перспективе эту проблему можно было бы решить путем заключения межправительственного соглашения. Его сторонами должны быть Норвегия, Финляндия, РФ, на территории которых воспроизводится дикий лосось.
В преамбуле этого соглашения необходимо закрепить следующее положение: "...признавая, что в отношении лосося, происходящего в водах каждой из Сторон, гражданами и судами другой Стороны в значительных количествах осуществляется перехват (interception), и что управление запасами, подвергающимися перехвату, является вопросом общей важности (common concern)".
В статье "Определения" ключевыми являются понятия "запасы, подпадающие под действие Соглашения" и "перехват". Соглашение должно охватывать все запасы лосося, которые воспроизводятся в водах каждой из Сторон и а) подвергаются перехвату рыбаками другой Стороны; б) касаются управления запасами другой Стороны; или в) биологически затрагивают запасы другой Стороны.
Термин "перехват" означает вылов лосося, происходящего в водах одной Стороны, рыбаками другой Стороны.
В Соглашении должен быть определен порядок создания Комиссии и рабочих групп.
Комиссия должна состоять из трех секций: российской, финской и норвежской. Она будет обладать такими правами и обязанностями, которые обеспечат выполнение ее функций. Комиссия должна обладать иммунитетами и привилегиями на территории государств-членов. Она будет одобрять рекомендации, адресованные государствам-членам. Комиссия будет представлять государствам-членам ежегодные отчеты о своей деятельности.
В Соглашении следовало бы определить порядок ведения промысла перехватываемого атлантического лосося.
Каждое государство-участник должно представлять годовой отчет о своей рыбопромысловой деятельности за предыдущий год другому государству-члену и Комиссии. Комиссия должна отправлять отчеты всем трем группам.
Ежегодно государство происхождения должно представлять другой Стороне и Комиссии предварительную информацию по следующему году, включая: предполагаемое количество разрешений на вылов; взаимосвязь между запасами; необходимый объем нереста; предполагаемый общий допустимый улов; намерения относительно управления промыслом в его водах; методику распределения прав на промысел среди физических и юридических лиц.
На наш взгляд, реализация вышеизложенных предложений обеспечит охрану имущественных прав Российской Федерации как государства происхождения ценнейшего вида - атлантического дикого лосося, и обеспечит его рациональное использование на многие десятилетия.
История сотрудничества двух стран в области рыболовства имеет немало позитивных итогов. Они достигнуты в рамках СРНК и вне ее рамок.