Компенсационная комиссия ООН: Программа последующих компенсационных выплат по экологическим претензиям.

Заголовок: Компенсационная комиссия ООН: Программа последующих компенсационных выплат по экологическим претензиям. Сведения: 2022-12-30 06:07:15

С завершением процесса рассмотрения претензий в 2005 году были распущены группы уполномоченных Комиссии и отдел по рассмотрению претензий, а также имело место поэтапное сокращение штатов Секретариата Комиссии, как и было запланировано, в период между 2005 и 2008 годами. Деятельность Комиссии была сведена к выплате присужденных сумм компенсации и обеспечению механизма мониторинга решений по вопросам окружающей среды, учрежденного Советом управляющих в 2005 году в рамках Программы последующих компенсационных выплат по экологическим претензиям (далее - Программа) <41>.

<41> Решение 258 Совета управляющих от 8 декабря 2005 года // U.N. Doc. S/AC.26/Dec.258 (2005).

Программа была учреждена для мониторинга как финансовой, так и технической имплементации экологических проектов, осуществляемых правительствами заявителей в соответствии с присужденными суммами, в целях обеспечения их финансовой транспарентности и технического соответствия рекомендациям группы "F4".

Программа предусматривала мониторинг пяти экологических проектов:

1) совместная программа Иордании по управлению пастбищными угодьями (160582073 американских долларов) для восстановления пастбищных угодий и местообитаний диких животных, которые пострадали в результате притока беженцев и их домашнего скота вслед за вторжением в Кувейт и его оккупацией <42>;

<42> Претензия Иордании N 5000304. URL: http://www.uncc.ch/claim-5000304---cooperative-rangeland-restoration (дата обращения: 01.09.2015).

2) программы Кувейта по рекультивации и восстановлению опустошенных земель, которые пострадали в результате возведения военных фортификационных сооружений и иных военных последствий (643814034 американских долларов) <43>;

<43> Претензия Кувейта N 5000450. URL: http://www.uncc.ch/claim-5000450-terrestrial-resources-restoration-us643814034 (дата обращения: 01.09.2015).

3) программа Кувейта по рекультивации и фитомелиорации опустошенных районов в результате последствий разрушения нефтяных скважин и последующих возгораний и разливов (2259285969 американских долларов) <44>;

<44> Претензия Кувейта N 5000454. URL: http://www.uncc.ch/claim-5000454-oil-lakes-remediation-us2259285969 (дата обращения: 01.09.2015).

4) восстановление прибрежных ресурсов Саудовской Аравии, которые были загрязнены в результате разливов нефти, проистекающих от боевых действий, и в частности, от преднамеренного выброса нефти из нефтяных месторождений Кувейта в Персидский залив иракскими силами (463319284 американских долларов) <45>;

<45> Претензия Саудовской Аравии N 5000451. URL: http://www.uncc.ch/claim-5000451-remediation-damages-coastal-resources-us463319284 (дата обращения: 01.09.2015).

5) рекультивация пустынных местностей Саудовской Аравии с целью восстановления местностей, пострадавших от мест расположения войск, фортификаций и дорог, связанных с конфликтом (618974433 американских долларов) <46>.

<46> Претензия Саудовской Аравии N 5000455. URL: http://www.uncc.ch/claim-5000455-remediation-terrestrial-resources-us618974433 (дата обращения: 01.09.2015).

Стоимость проектов по восстановлению и рекультивации, за мониторинг которых предусматривался Программой, - около 4,3 млрд. американских долларов. Суммы были присуждены Комиссией правительствам Ирана, Иордании, Кувейта и Саудовской Аравии.

Было решено, что Комиссия станет удерживать 15% от общей суммы проектов, подлежащих выплате правительствам-заявителям в соответствии с Программой, но с последующей выплатой этих сумм после успешного завершения проекта. В 2009 году было также решено удерживать еще дополнительно 10% от стоимости каждого запланированного проекта, но с последующей выплатой, когда это станет необходимо в соответствии с поэтапными планами.

Ирак не нес никаких дополнительных расходов по Программе. Правительства-заявители согласились на принятие обязательств по любым расходам Программы, подлежащим выплате из Компенсационного фонда и вычитаемым из присужденных им сумм в пропорциональных долях.

Функции программы были распределены между правительствами-заявителями, экспертами, работающими в качестве "независимых экспертов-контролеров" и Секретариатом Комиссии <47>.

<47> Подробнее об этом см.: Kazazi M. The UNCC Follow-up Programme for Environmental Awards // Ndiaye T.M., Wolfrum R. (eds.). Law of the Sea, Environmetal Law and Settlement of Disputes. Liber Amicorum Judge Thomas A. Mensah. Martinus Nijhoff Publishers, 2007. P. 1122 - 1125; Payne C.R. Oversight of Environmental Awards and Regional Environmental Cooperation // Payne C.R., Sand P.H. (eds.). Gulf War Reparations and the UN Compensation Commission: Environmental Liability. Oxford University Press, 2011. P. 124 - 127.

Правительства-заявители несли ответственность за имплементацию проектов. Они назначали национальный контактный центр (далее - НКЦ) в качестве связующего звена между правительственными учреждениями, имплементирующими проекты, и Комиссией. Правительства-заявители через НКЦ должны были докладывать независимому эксперту-контролеру о ходе выполнения проекта по меньшей мере два раза в год.

Экспертов-контролеров рекомендовали правительства-заявители. Затем их кандидатуры одобряла Комиссия. Эксперты-контролеры были призваны осуществлять мониторинг имплементации проектов и представлять доклады в Комиссию.

Роль Секретариата Комиссии сводилась к работе с правительствами-заявителями и независимыми экспертами-контролерами для имплементации Программы и для информирования Совета управляющих об их оценках и о любых вопросах, представляющих значимый интерес, путем представления два раза в год докладов.

Совет управляющих Комиссии сохранял функции надзора и право на принятие решений по Программе.

На своей 75 сессии в мае 2013 года Совет управляющих Комиссии принял решение 270 (2013), объявив мандат по Программе выполненным в отношении Ирана и Саудовской Аравии <48>, а на своей 76-ой сессии в ноябре 2013 года принял решение 271 (2013), объявив мандат на основании Программы выполненным в отношении Кувейта и Иордании <49>.

<48> Решение 270 Совета управляющих от 2 мая 2013 года // U.N. Doc. S/AC.26/Dec.270 (2013).

<49> Решение 271 Совета управляющих от 21 ноября 2013 года // U.N. Doc. S/AC.26/Dec.271 (2013).

Таким образом, Комиссия явилась также примером успешного постепенного роспуска международного органа.

© 2011-2018 Юридическая помощь в составлении жалоб в Европейский суд по правам человека. Юрист (представитель) ЕСПЧ.