Компенсационная комиссия ООН: современная модель международного органа по разрешению претензий международного характера.

Заголовок: Компенсационная комиссия ООН: современная модель международного органа по разрешению претензий международног Сведения: 2022-12-29 06:18:52

Проанализируем особенности функционирования и результаты деятельности Компенсационной комиссии ООН, учрежденной в соответствии с Резолюцией Совета Безопасности ООН 692 от 20 мая 1991 года. Особое место в статье отводится Программе последующих компенсационных выплат по экологическим претензиям, учрежденной Советом управляющих Комиссии в 2005 году для мониторинга как финансовой, так и технической имплементации экологических проектов, осуществляемых правительствами заявителей в соответствии с присужденными суммами, в целях обеспечения их финансовой транспарентности и технического соответствия рекомендациям группы "F4". Показываются роль Комиссии в разрешении претензий международного характера, а также ее вклад в развитие международного права в целом.

2 августа 1990 года войска Ирака вторглись в Кувейт и начали его оккупацию. Это событие стало хрестоматийным примером противоправного деяния по международному праву, фактически акта агрессии, которое было осуждено Советом Безопасности ООН (далее - СБ ООН) в Резолюции 660 (1990) в тот же день <1>.

<1> Резолюция СБ ООН от 2 августа 1990 года. URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/RES/660(1990) (дата обращения: 01.09.2015).

В последующем СБ ООН также осудил и ряд других актов Ирака, в частности захват в заложники гражданского населения в Ираке и Кувейте, нарушение прав гражданского населения Кувейта, гарантируемых Женевской конвенцией о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 года (Резолюции СБ ООН 664 <2>, 666 <3>, 670 <4> и 674 <5>), равно как нарушение дипломатических иммунитетов и создание препятствий для осуществления консульских функций (Резолюции СБ ООН 664 и 674).

<2> Резолюция СБ ООН от 18 августа 1990 года. URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/RES/664(1990) (дата обращения: 01.09.2015).

<3> Резолюция СБ ООН от 13 сентября 1990 года. URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/RES/666(1990) (дата обращения: 01.09.2015).

<4> Резолюция СБ ООН от 25 сентября 1990 года. URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/RES/670(1990) (дата обращения: 01.09.2015).

<5> Резолюция СБ ООН от 29 октября 1990 года. URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/RES/674(1990) (дата обращения: 01.09.2015).

В таких условиях встал вопрос о компенсации понесенного ущерба. В октябре 1990 года СБ ООН, "будучи глубоко обеспокоен экономическими потерями, а также ущербом и страданиями, причиненными отдельным лицам в Кувейте и Ираке в результате вторжения и оккупации Кувейта Ираком", напомнил Ираку "о его ответственности по международному праву за любой ущерб, убытки или вред, причиненные Кувейту и третьим государствам, а также их гражданам и корпорациям в результате вторжения и незаконной оккупации Кувейта Ираком" и предложил государствам "собирать соответствующую информацию, касающуюся их претензий и претензий их граждан и корпораций в отношении реституции или финансовой компенсации со стороны Ирака, в соответствии с такими процедурами, какие могут быть установлены в соответствии с международным правом" (Резолюция 674).

Аналогичное упоминание имелось также в Резолюции СБ ООН 686 (1991) <6>. В последующем оно было разъяснено в Резолюции СБ ООН 687 (1991), в которой подтверждалось, "что Ирак, без ущерба для своей задолженности и обязательств, возникших до 2 августа 1990 года, которые будут урегулированы с помощью обычных механизмов, несет ответственность по международному праву за любые прямые потери, ущерб, включая ущерб окружающей среде и истощение природных ресурсов, или вред, причиненный иностранным правительствам, физическим и юридическим лицам в результате незаконного вторжения Ирака и оккупации им Кувейта" <7>.

<6> Резолюция СБ ООН от 2 марта 1991 года. URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/RES/686(1991) (дата обращения: 01.09.2015).

<7> Пункт 16 Резолюции СБ ООН от 3 апреля 1991 года. URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/RES/687(1991) (дата обращения: 01.09.2015).

Для введения данного пункта Резолюции в действие, претворения его в жизнь СБ ООН учредил 20 мая 1991 года Фонд и Компенсационную комиссию ООН (далее - Комиссия) <8>.

<8> Пункт 3 Резолюции СБ ООН 692 от 20 мая 1991 года. URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/RES/692(1991) (дата обращения: 01.09.2015).

В отечественной науке международного права деятельность Комиссии, к сожалению, не получила достаточного освещения. Единственными работами, посвященными отдельным аспектам функционирования Комиссии, пожалуй, остаются: Елисеев Б.П., Кондратенко Н.А. Претензионный порядок возмещения ущерба, понесенного в результате военных действий: практика Компенсационной комиссии ООН // Законодательство и экономика. 2002. N 12. С. 52 - 62; Гусейнова Г.В., Солнцев А.М. Компенсационная комиссия ООН и возмещение трансграничного экологического ущерба // Обозреватель - Observer. 2007. N 7. С. 86 - 98.

Принцип возмещения за потери, понесенные в результате международно-противоправного деяния государства, является классическим принципом международного права, подтвержденным Постоянной палатой международного правосудия в деле о заводе в Хожуве <9> и Международным судом ООН в деле, касающемся проекта Габчиково-Надьмарош <10>.

<9> Permanent Court of International Justice. The Factory At Chorzow (Germany v. Poland). Judgment of 15 September 1928 // PCIJ. Ser. A (1927). N 17. P. 27.

<10> International Court of Justice. Case Concerning the  Project (Hungary v. Slovakia). Judgment of 25 September 1997 // ICJ Reports. 1997. P. 78. Para. 152.

Однако процесс компенсации, основанный на положениях главы VII Устава ООН и осуществляемый вспомогательным органом СБ ООН, знаменовал собой новый подход к компенсации за ущерб, причиненный в результате войны, и представлял собой в определенной степени новеллу в современном международном праве.

Огромное количество заявителей, неотложность большинства претензий и сложности, связанные с доказыванием заявителями обстоятельств и сумм понесенных ими потерь в Комиссии делали весьма затруднительным, если не невозможным, применение стандарта полной компенсации, сложившегося в общем международном праве. Более того, использование этого стандарта могло привести к банкротству Ирака <11>.

<11> См.: Ali A.H., Walter M.C. Principles of Valuation Taken from the UNCC Perspective // Feighery T.J., Gibson C.S., Rajah T.M. (eds.). War Reparations and the UN Compensation Commission: Designing Compensation after Conflict. Oxford University Press, 2015. P. 83. См. также: пункт 2 Доклада Генерального секретаря ООН, представленный Совету Безопасности во исполнение пункта 19 Резолюции СБ ООН 687 (1991) // U.N. Doc. S/22559.

Следует отметить, что компенсация была лишь одной из мер, которые содержались в Резолюции СБ ООН 687 (1991) в отношении Ирака, наряду с требованиями по снятию запрета на импорт кувейтских товаров в Ирак и по выполнению Ираком обязательств, касающихся обслуживания и погашения своего внешнего долга.

По завершении Программы в конце 2013 года Комиссия сосредоточила свою деятельность на выплате компенсационных сумм и принятии мер к тому, чтобы 4,6 млрд. американских долларов, оставшиеся от общей суммы в размере 52,4 млрд. американских долларов присужденных компенсаций, были бы полностью выплачены <50>.

<50> UNCC at a Glance. URL: http://www.uncc.ch/uncc-glance (дата обращения: 06.08.2015).

В период с августа 1991 года по июнь 2005 года Совет управляющих Комиссии курировал рассмотрение около 2,7 млн. претензий о выплате компенсаций, общей суммой заявленных претензий примерно в 352,5 млрд. американских долларов.

В целом Совет управляющих одобрил присуждение примерно 52,4 млрд. американских долларов в отношении примерно 1,5 млн. претензий, составляющих примерно 14,8% от заявленных претензий. Разрешение такого значительного количества претензий с такой суммой в течение относительно короткого срока (13 лет) беспрецедентно в практике выплаты компенсаций и служит свидетельством эффективности деятельности Комиссии.

За 13 лет работы Комиссии было создано 19 групп, включающих 58 уполномоченных из 34 государств. Они внесли неоценимый вклад в работу Комиссии и совершенствование материальных и процессуальных принципов международного права в целом <51>.

<51> Подробнее об этом см.: Kazazi M. Preface // Feighery T.J., Gibson C.S., Rajah T.M. (eds.). War Reparations and the UN Compensation Commission: Designing Compensation after Conflict. Oxford University Press, 2015. P. XI.

© 2011-2018 Юридическая помощь в составлении жалоб в Европейский суд по правам человека. Юрист (представитель) ЕСПЧ.