Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Под общепризнанными принципами и нормами международного права принято понимать прежде всего документы Организации Объединенных Наций, которой традиционно отводится ведущая роль в обеспечении верховенства права на национальном и международном уровнях.
Итак, рассмотрим основные документы ООН, содержащие международные стандарты и принципы защиты участников уголовного судопроизводства.
Традиционно вопросы защиты участников уголовного судопроизводства рассматриваются в свете общих принципов защиты прав и свобод человека <1>, а соответственно, основополагающим документом ООН, закрепляющим международные стандарты в данной сфере, является Всеобщая декларация прав человека <2>, принятая резолюцией 217А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. (далее - Декларация 1948 г.).
<1> См., напр.: Зайцев О.А. Государственная защита участников уголовного процесса. М.: Экзамен, 2001. С. 93 - 118; Брусницын Л.В. Международно-правовые и конституционные основы обеспечения безопасности лиц, содействующих уголовному правосудию // Государство и право. 1996. N 3. С. 100 - 109; Шевченко К.Д. Деятельность ООН в области правового регулирования защиты лиц, содействующих уголовному судопроизводству // Юридический консультант. 2003. N 2. С. 26 - 30; и др.
<2> См.: Николайко И.В. Права человека и система ООН (проблемы многостороннего международного сотрудничества) / АН УССР. Ин-т государства и права; отв. ред. В.Н. Денисов. Киев, 1991. С. 110 - 117.
Несмотря на то что Декларация 1948 г. является документом рекомендательного характера, в ее положениях получили отражение непреходящие идеи о защите прав человека, которые в последующем были восприняты международным сообществом и заложены в иные международные нормативные правовые акты. Как справедливо заметил Б. Бутрос-Гали, "Всеобщая декларация прав человека, по крайней мере в некоторых своих статьях, стала мощным фактором, способствовавшим установлению или ускоренному развитию обычного международного права в области прав человека" <3>.
<3> См.: Бутрос-Гали Б. Организация Объединенных Наций и права человека. М.: Права человека, 1995. С. 38.
В частности, ст. 3 названного документа ООН закрепляет право каждого на жизнь, свободу, личную неприкосновенность; ст. 7 предусматривает право каждого, без всякого различия, на равную защиту закона; ст. 8 указывает на необходимость существования эффективно работающей системы охраны прав человека; ст. 12 предусматривает в том числе защиту от посягательств на неприкосновенность жилища.
Таким образом, указанные и иные положения Декларации 1948 г. представляют собой свод основополагающих принципов и стандартов в области защиты прав человека, который определил дальнейшее направление формирования международного и национального законодательства государств в сфере защиты прав человека, в т.ч. в рамках уголовно-процессуальных правоотношений.
В развитие положений Декларации 1948 г. резолюцией 2200А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г. принят Международный пакт о гражданских и политических правах (далее - Пакт).
В соответствии с п. 3 ст. 2 Пакта каждое государство обязуется:
- обеспечить любому лицу, права и свободы которого, признаваемые в Пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве;
- обеспечить, чтобы право на правовую защиту для любого лица, требующего такой защиты, устанавливалось компетентными судебными, административными или законодательными властями или любым другим компетентным органом, предусмотренным правовой системой государства, и развивать возможности судебной защиты;
- обеспечить применение компетентными властями средств правовой защиты, когда они предоставляются.
Как видно из приведенных предписаний, в отличие от Декларации 1948 г., положения которой носят декларативный характер, в Пакте впервые закреплены императивные стандарты для государств в части обеспечения механизма защиты прав человека.
В контексте изучения вопросов государственной защиты участников уголовного судопроизводства особо следует обратить внимание на ст. 14 Пакта.
Так, согласно п. 1 ст. 14 Пакта "печать и публика могут не допускаться на все судебное разбирательство или часть его по соображениям морали, общественного порядка или государственной безопасности в демократическом обществе или когда того требуют интересы частной жизни сторон, или - в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо, - при особых обстоятельствах, когда публичность нарушала бы интересы правосудия".
Данное положение Пакта свидетельствует о закреплении в международных нормативных правовых актах возможности проведения закрытых судебных заседаний при наличии указанных условий. При этом толкование закрепленных в п. 1 ст. 14 Пакта условий очевидно означает, что обеспечение безопасности участников уголовного процесса может служить основанием проведения судебного разбирательства в закрытом режиме.
Таким образом, с принятием Пакта на международном уровне признана необходимость применения мер, направленных в том числе на защиту свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства. Как известно, предусмотренная в Пакте возможность проведения закрытых судебных заседаний применяется и сегодня на основании п. 4 части второй ст. 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Следующим документом ООН, в котором обращается внимание на защиту лиц, вовлеченных в уголовное судопроизводство, является Каракасская декларация, принятая Шестым конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 15 декабря 1980 г.
В Каракасской декларации признано, что преступность в контексте социальных отношений препятствует целостному развитию государств, наносит ущерб духовному и материальному благосостоянию всех людей, ущемляет человеческое достоинство и создает атмосферу страха и насилия, которая ухудшает качество жизни.
В целях предупреждения преступности и определяя основополагающие принципы политики в области уголовного правосудия, в п. 6 Каракасской декларации провозглашается необходимость предоставления всем максимальной безопасности и охраны прав и свобод.
Резолюцией 39/46 Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1984 г. принята Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (далее - Конвенция против пыток).
Как видно из названия, нормативные предписания данного документа содержат запрет на противоправные действия в виде пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Однако и в Конвенции против пыток нашли отражение отдельные положения относительно защиты участников процесса.
В частности, в ст. 13 Конвенции против пыток указано, что каждое государство-участник предпринимает меры для обеспечения защиты истца и свидетелей от любых форм плохого обращения или запугивания в связи с его жалобой или любыми свидетельскими показаниями.
Седьмым конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшимся в Милане в 1985 г., приняты Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка (далее - Руководящие принципы).
В пунктах 1 - 2 Руководящих принципов отмечается, что ввиду взаимосвязи между предупреждением преступности, развитием и новым международным экономическим порядком изменения в социально-экономической структуре должны сопровождаться надлежащими реформами в области уголовного правосудия; справедливая, беспристрастная и гуманная система уголовного правосудия является необходимым условием осуществления основных прав человека.
Развивая данное положение применительно к участникам уголовного судопроизводства, в п. 12 Руководящих принципов указано, что следует принять необходимые законодательные и другие меры в целях обеспечения жертв преступлений эффективными средствами правовой защиты, включая компенсацию за ущерб, причиненный им в результате преступлений.
Таким образом, Руководящие принципы являются документом ООН, в котором впервые прямо указано на необходимость осуществления правовой защиты жертв преступлений, т.е. потерпевших в современном понимании уголовно-процессуального закона.
Также имеющим отношение к рассматриваемой теме, на наш взгляд, является п. 27 Руководящих принципов, в котором сформулирован принцип широкого доступа к правосудию для всех слоев общества, в особенности для наиболее уязвимых из них.
Рассмотренные выше документы ООН в своей системе образуют международно-правовую основу для иных нормативных правовых актов ООН, которые были приняты позднее и непосредственно имеют отношение к вопросам защиты участников уголовного процесса.
Безусловно, особое значение среди таких документов имеет Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью (далее - Декларация), принятая резолюцией 40/34 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 г. в ходе VII Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.
Как видно из названия указанного документа, основным его достижением является закрепление на международном уровне универсальных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью. При этом формулированию таких принципов в Декларации предшествует четкое определение самого понятия "жертва".
Так, согласно п. 1 - 2 Декларации под термином "жертвы" понимаются лица, которым индивидуально или коллективно был причинен вред, включая телесные повреждения или моральный ущерб, эмоциональные страдания, материальный ущерб или существенное ущемление их основных прав в результате действия или бездействия, нарушающего действующие национальные уголовные законы государств-членов, включая законы, запрещающие преступное злоупотребление властью.
Кроме того, в соответствии с Декларацией то или иное лицо может считаться "жертвой" независимо от того, был ли установлен, арестован, передан суду или осужден правонарушитель, а также независимо от родственных отношений между правонарушителем и жертвой. Термин "жертва" в соответствующих случаях включает близких родственников или иждивенцев непосредственной жертвы, а также лиц, которым был причинен ущерб при попытке оказать помощь жертвам, находящимся в бедственном положении.
Анализ приведенных положений Декларации убедительно свидетельствует о том, что жертвой преступления в смысле Декларации является любое лицо, вовлеченное в сферу уголовно-процессуальных правоотношений и подвергшееся противоправному воздействию.
В этой связи следует признать обоснованным мнение ученых-процессуалистов об исключительной роли Декларации в становлении института защиты участников уголовного судопроизводства именно благодаря такому расширительному толкованию термина "жертва" <4>.
<4> См.: Шевченко К.Д. Указ. соч. С. 26 - 30.
Также следует отметить, что в Декларации понятие "жертва преступления" разграничено с термином "жертва злоупотребления властью". Если в первом случае речь идет о любых действиях или бездействии, нарушающих действующие национальные уголовные законы государств-членов, включая законы, запрещающие преступное злоупотребление властью, то во втором случае - о действиях или бездействии, еще не представляющих собой нарушения национальных уголовных законов, но являющихся нарушением международно признанных норм, касающихся прав человека.
Основные принципы правосудия для жертв преступлений в Декларации разделены на четыре блока:
1) доступ к правосудию и справедливое обращение (п. 4 - 7);
2) реституция (п. 8 - 11);
3) компенсация (п. 12 - 13);
4) социальная помощь (п. 14 - 17).
Открывая первый блок основных принципов "Доступ к правосудию и справедливое обращение", Декларация в п. 4, предписывая относиться к жертвам с состраданием и уважать их достоинство, гарантирует жертвам преступления право на доступ к механизмам правосудия и скорейшую компенсацию за нанесенный им ущерб в соответствии с национальным законодательством.
Помимо этого, в Декларации отмечается необходимость создания и укрепления судебных и административных механизмов, позволяющих обеспечить жертвам возможность получать компенсацию с помощью официальных и неофициальных процедур, которые носили бы оперативный характер, являлись бы справедливыми, недорогостоящими и доступными. Жертв, стремящихся получить компенсацию с помощью таких механизмов, предписано информировать об их правах (п. 5 Декларации).
В целях содействия тому, чтобы судебные и административные процедуры в большей степени отвечали потребностям жертв преступлений, в п. 6 Декларации в качестве одного из предписаний для государств указано предоставление жертвам информации об их роли в уголовном процессе, сроках его проведения и результатах (особенно в случаях совершения тяжких преступлений и тогда, когда ими запрошена соответствующая информация).
Также для обеспечения прав жертв преступлений Декларацией указывается на необходимость предоставления надлежащей помощи жертвам на протяжении всего судебного разбирательства.
Непосредственно имеющим отношение к государственной защите участников уголовного судопроизводства является подп. "d" п. 6 Декларации, в котором отмечена целесообразность принятия мер, направленных на охрану жизни жертв преступлений, членов их семей, свидетелей с их стороны от запугивания и мести.
Второй блок основных принципов, закрепленных в Декларации, касается реституции, суть которой заключается в возврате жертве преступления собственности или выплаты за причиненный вред или ущерб, возмещение расходов, понесенных в результате совершения преступления, а также восстановление в правах.
В соответствии с п. 8 Декларации при соответствующих обстоятельствах правонарушители или третьи стороны, несущие ответственность за их поведение, должны предоставлять справедливую реституцию жертвам, их семьям или иждивенцам.
В случаях же, когда субъектом преступления явились государственные должностные лица или другие представители, действующие в официальном или полуофициальном качестве, то жертвы преступления должны получать реституцию от государства, должностные лица или представители которого несут ответственность за причиненный ущерб. В тех случаях, когда правительство, при котором имело место соответствующее преступление, уже не существует, реституция жертвам должна предоставляться государством или правительством-преемником (п. 11 Декларации).
Третий блок основных принципов для жертв преступлений посвящен вопросам, возникающим в случаях, когда жертва не может в полном объеме получить компенсацию от правонарушителя или из других источников.
Согласно п. 12 Декларации в таких случаях государствам следует принимать меры к предоставлению финансовой компенсации:
- жертвам, которые в результате тяжких преступлений получили значительные телесные повреждения или существенно подорвали свое физическое или психическое здоровье;
- семьям, в частности иждивенцам лиц, которые умерли или стали физически или психически недееспособными в результате совершения преступления.
Также рассматриваемый блок принципов для жертв преступлений содержит положение о необходимости содействовать созданию, укреплению и расширению национальных фондов для предоставления компенсации жертвам преступлений.
Четвертый блок основных принципов для жертв преступлений (социальная помощь) закрепляет руководящие начала в области оказания жертвам преступлений материальной, медицинской, психологической и социальной помощи (п. 14 - 15 Декларации).
Помимо этого, рассматриваемый блок принципов содержит требование к работникам полиции, системы правосудия, здравоохранения, социальных служб и другому соответствующему персоналу, касающееся необходимости прохождения подготовки, позволяющей обеспечить понимание ими потребности жертв и принципов оказания им надлежащей оперативной помощи (п. 16 Декларации).
Итак, рассмотренные положения позволяют сделать вывод о том, что Декларация является первым документом ООН, уделившим столь пристальное внимание проблеме защиты жертв преступлений. Именно Декларация, по праву занимая ведущую роль среди иных документов ООН, лишь косвенно затрагивающих проблемы защиты участников уголовного процесса, на многие годы вперед предопределила нарастающий интерес к данным вопросам как на международном, так и на национальном уровнях.
Как справедливо заметил в то время Генеральный прокурор Австралии, приняв Декларацию, Генеральная Ассамблея ООН подтвердила огромное значение роли и статуса жертвы для политики в области уголовного права и отправления правосудия. Больше нет необходимости спорить о более широком признании прав жертв; проблема сегодня состоит в том, чтобы это признание получило свое материальное выражение в принятии эффективных программ и законодательства <5>.
<5> См.: Sammer C.J., Satton A.C. Implementing victims right: an Australian perspective. Doc. E/AC.57/1990/3. Цит. по: Брусницын Л.В. Международно-правовые и конституционные основы обеспечения безопасности лиц, содействующих уголовному правосудию // Государство и право. 1996. N 3. С. 102.
В целях реализации положений Декларации резолюцией 1989/57 Экономическим и социальным советом ООН был принят документ, именуемый "Осуществление Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью".
В пункте 2 указанного документа государствам рекомендовано предпринимать шаги для осуществления положений, содержащихся в Декларации, посредством:
- принятия и осуществления положений, содержащихся в Декларации, в их национальных системах правосудия;
- принятия законодательства, упрощающего доступ жертв к механизмам правосудия с целью получения компенсации и реституции;
- рассмотрения методов оказания помощи жертвам, включая адекватную компенсацию за причиненный вред;
- выявление препятствий и поиск путей для их преодоления с целью наиболее эффективного обеспечения потребностей жертв;
- разработки мер по защите жертв от злоупотреблений, клеветнических обвинений или запугивания в ходе уголовного или иного разбирательства, связанного с преступлением, включая эффективные средства правовой защиты.
Также в рассматриваемом документе рекомендовано устанавливать эффективные каналы связи между всеми лицами, занимающимися предоставлением помощи жертвам (подп. "c" п. 3); обеспечить информирование жертв об их правах и возможностях в отношении компенсации со стороны правонарушителя, третьих сторон или со стороны государства, а также о ходе соответствующего расследования (подп. "d" п. 3); учредить программу контроля с целью осуществления постоянного наблюдения за потребностями жертв и эффективностью предоставляемых им услуг (подп. "f" п. 3).
Последующие документы ООН, в той или иной мере касающиеся вопросов защиты участников уголовного процесса, принимались во исполнение предписаний Декларации и развивали ее отдельные положения.
Так, 24 мая 1989 г. Экономическим и социальным советом ООН резолюцией 1989/65 приняты Принципы эффективного предупреждения и расследования незаконных, произвольных и суммарных казней (далее - Принципы), которыми государствам указано устанавливать запрет на такие казни и обеспечивать, чтобы любые казни признавались преступлениями в соответствии с их уголовным законодательством и чтобы за их совершение предусматривались надлежащие меры наказания, учитывающие серьезность таких преступлений.
Пункт 15 Принципов содержит положение, напрямую касающееся вопросов обеспечения защиты участников судопроизводства. Так, в соответствии с указанным пунктом истцы, свидетели, лица, проводящие расследование, и их семьи охраняются от насилия, угроз применения насилия или любых других форм запугивания. Лица, которые могут быть связаны с казнями, отстраняются от любого контроля или власти в отношении истцов, свидетелей и их семей, а также лиц, проводящих расследование.
Закрепляя обязательность придания гласности отчетов о методах и результатах расследования дел о казнях, Принципы предусматривают в целях обеспечения защиты свидетеля возможность неразглашения данных о его личности (п. 17 Принципов).
Также Принципы закрепляют право семьи и иждивенцев жертв казней на получение справедливой и надлежащей компенсации в разумный срок (п. 20 Принципов).
Особое внимание вопросам обеспечения защиты участников уголовного процесса уделено и в ходе Восьмого Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшегося в августе - сентябре 1990 г. в Гаване.
Так, к числу документов, принятых Восьмым Конгрессом ООН и касающихся исследуемых вопросов, относятся Рекомендации относительно международного сотрудничества в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития, в соответствии с которыми государствам необходимо разработать пути и средства предоставления помощи жертвам преступлений и злоупотребления властью с уделением особого внимания осуществлению Декларации основных принципов правосудия в отношении жертв преступлений и злоупотребления властью и обеспечению надлежащей защиты свидетелей.
Одним из результатов указанного Конгресса ООН стало и принятие Мер по борьбе с международным терроризмом <6>, в которых регламентация вопросов осуществления государственной защиты участников уголовного процесса условно разделена на три блока:
- защита судей и работников уголовного правосудия (п. 22);
- защита жертв (п. 23 - 24);
- защита свидетелей (п. 25 - 26).
<6> См.: Меры по борьбе с международным терроризмом (приняты Восьмым Конгрессом Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Гавана, 27 августа - 7 сентября 1990 г.) // СПС "КонсультантПлюс".
Впервые обращая внимание на необходимость обеспечения защиты должностных лиц как участников уголовного судопроизводства, ООН рекомендовала государствам разрабатывать политику и принимать меры, направленные на эффективную защиту судей и работников уголовного правосудия, включая присяжных и адвокатов, участвующих в судебных процессах по делам о террористических актах, а также сотрудничать друг с другом в осуществлении таких мер (п. 22).
Относительно защиты жертв терроризма в рассматриваемом документе ООН не только указано на целесообразность создавать надлежащие механизмы защиты и принимать соответствующее законодательство, но и предписано выделять достаточные ресурсы для оказания помощи жертвам терроризма (п. 23).
Также государствам рекомендовано принимать меры, направленные на эффективную защиту свидетелей террористических актов (п. 25). При этом государствам, обладающим опытом осуществления программ защиты свидетелей, рекомендовано оказать помощь другим государствам, планирующим подобные программы (п. 26).
Также в ходе Восьмого Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями приняты Руководящие принципы для предупреждения организованной преступности и борьбы с ней, в которых отмечена особая значимость защиты свидетелей от насилия и запугивания. В случае возникновения угрозы противоправного давления предписано сохранять конфиденциальность сведений о личности свидетеля, предоставлять охраняемое жилье, обеспечивать личную охрану, переселение, финансовую помощь (п. 11).
С учетом важности обеспечения защиты участников уголовного судопроизводства в ходе расследования и судебного разбирательства по отдельным категориям уголовных дел ООН закрепляет соответствующие положения и в документах, посвященных предупреждению различных видов преступлений.
В частности, 18 декабря 1992 г. резолюцией 47/133 Генеральной Ассамблеи ООН принята Декларация о защите всех лиц от насильственных исчезновений, в которой указано на необходимость принятия мер для обеспечения защиты всех участников расследования, включая истца, адвоката, свидетелей и лиц, проводящих расследование, от любых видов плохого обращения, запугивания или мести.
В развитие положений названной Декларации 20 декабря 2006 г. в Нью-Йорке резолюцией 61/177 принята Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений.
Согласно п. 1 ст. 12 указанной Конвенции каждому государству-участнику в случае необходимости надлежит принимать соответствующие меры для обеспечения защиты заявителя, свидетелей, родственников исчезнувшего лица и их защитника, а также лиц, участвующих в расследовании, от любых форм неправомерного обращения или какого бы то ни было запугивания, обусловленных фактом подачи жалобы или дачи тех или иных показаний.
Помимо этого, государства - участники Конвенции должны принимать необходимые меры для предупреждения и наказания лиц, мешающих проведению расследования. В частности, указано обеспечить, чтобы лица, подозреваемые в совершении преступления насильственного исчезновения, не были в состоянии влиять на ход расследования посредством давления, запугивания или преследования в отношении заявителя, свидетелей, родственников исчезнувшего лица и их защитника, а также лиц, которые участвуют в расследовании (п. 4 ст. 12).
Принципиальное значение для становления института защиты участников уголовного судопроизводства в рамках предписаний ООН имеют материалы IX Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, который состоялся в Каире 29 апреля - 8 мая 1995 г.
В качестве основных тем IX Конгресса были обозначены вопросы международного сотрудничества, борьбы с транснациональной и организованной преступностью, совершенствования работы полиции и других правоохранительных органов, судов, роль юристов в обществе и др. <7>.
<7> См.: Нигматуллин Р.В. Роль конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в становлении международных стандартов по борьбе с преступностью // URL: http://www.juristlib.ru/book_5654.html.
Однако отличительной особенностью IX Конгресса ООН в контексте настоящего исследования стало то, что страны-участники преодолели традиционный подход к проблеме защиты прав человека, при котором в центре внимания оказывались права подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступления, и назвали в качестве приоритетной защиту жертвы преступления.
В систему документов ООН, создавших международно-правовую основу в сфере обеспечения государственной защиты участников уголовного процесса, входят и Устав Международного трибунала по Югославии, принятый 25 мая 1993 г. Советом безопасности ООН резолюцией 827 (1993), и Устав Международного трибунала по Руанде, принятый 8 ноября 1994 г. Советом безопасности ООН резолюцией 955 (1994).
В названных документах ООН содержится указание на обязанность судей Международного трибунала принимать меры, направленные на защиту потерпевших и свидетелей. Такие меры защиты могут включать проведение закрытых судебных разбирательств, сохранение в тайне данных о личности соответствующего участника судебного процесса (ст. 14 Устава Международного трибунала по Руанде, ст. 15, 20, 22 Устава Международного трибунала по Югославии).
Деятельность Международных трибуналов по Югославии и Руанде показала международному сообществу настоятельную необходимость создания независимого и постоянного суда для разрешения дел, связанных с геноцидом, военными преступлениями и преступлениями против человечности. В целях принятия конвенции по учреждению такого судебного органа 17 июля 1998 г. в Риме состоялась дипломатическая конференция, в ходе которой принят Римский статут Международного уголовного суда <8> (далее - Римский статут), являющийся международным договором, учредившим Международный уголовный суд.
<8> См.: Римский статут Международного уголовного суда // URL: http://www.un.org/ru/.
Важная роль в Римском статуте по праву отведена вопросам защиты потерпевших и свидетелей.
Так, частью 6 ст. 43 Римского статута предусмотрено создание в структуре Секретариата Международного уголовного суда Группы по оказанию помощи потерпевшим и свидетелям, которая призвана обеспечивать безопасность свидетелей, потерпевших и других лиц, которые являются в Суд, оказывать им консультационную и иную помощь.
Также в ч. 1 ст. 68 Римского статута обязанность принимать надлежащие меры для обеспечения безопасности, физического и психического благополучия, достоинства и неприкосновенности личной жизни потерпевших и свидетелей закреплена за судом. Однако, как указано в данном документе, такие меры не должны наносить ущерб правам обвиняемого или быть несовместимыми с ними, а также наносить ущерб проведению справедливого и беспристрастного судебного разбирательства.
Кроме того, Римский статут предусматривает возможность проведения закрытых судебных разбирательств или представления доказательств с помощью электронных или иных специальных средств (ч. 2 ст. 68). Если же раскрытие информации о личности свидетеля или членов его семьи может повлечь за собой серьезную угрозу, то прокурор может не раскрывать такую информацию, а вместо этого представить ее резюме (ч. 5 ст. 68).
10 - 17 апреля 2000 г. в Вене состоялся X Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, на котором рассматривались вопросы укрепления законности и упрочения системы уголовного правосудия, международного сотрудничества в борьбе с транснациональной преступностью, справедливости в процессе отправления правосудия <9>.
<9> См.: Лунеев В.В. Десятый конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, его место в истории конгрессов // Государство и право. 2000. N 9. С. 95 - 100.
В свете исследуемых вопросов представляет интерес принятый 17 апреля 2000 г. в ходе X Конгресса документ, именуемый "Правонарушители и жертвы: ответственность и справедливость в процессе отправления правосудия" <10>.
<10> См.: Правонарушители и жертвы: ответственность и справедливость в процессе отправления правосудия // URL: http://www.un.org/ru/ (дата обращения: 23.05.2013).
В данном документе отмечено, что более половины лиц, потерпевших от преступлений по всему миру, несмотря на принятые документы в данной области, не удовлетворены отношением полиции к их жалобам. Принимая во внимание данное обстоятельство, международное сообщество определило необходимость распространения требований справедливости не только на обвиняемого, но и на потерпевшего (п. 4, 5).
Также X Конгресс ООН ознаменован принятием Венской декларации о преступности и правосудии: ответы на вызовы XXI века (далее - Венская декларация), в которой сформулированы основные проблемы преступности, стоящие перед мировым сообществом.
В числе таких проблем отмечена необходимость поддержки жертв преступлений. В п. 27 Венской декларации указано на решение о создании национальных, региональных и международных планов действий в поддержку жертв преступлений.
Кроме того, в Венской декларации в качестве первоочередной поставлена задача завершения переговоров по Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности и протоколов к ней с учетом интересов всех государств (п. 5), а также подчеркнута безотлагательная необходимость разработки эффективного международно-правового документа против коррупции (п. 16).
Указанные рекомендации Венской декларации были положительно восприняты мировым сообществом, и уже 15 ноября 2000 г. резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи ООН была принята Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, а 31 октября 2003 г. резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи ООН - Конвенция ООН против коррупции.
Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, уделяя внимание вопросам защиты потерпевших и свидетелей (ст. 24, 25), по сути, выделяет следующие меры обеспечения такой защиты:
- переселение;
- неразглашение информации, касающейся личности и местонахождения защищаемого лица, или установление ограничений на такое разглашение;
- дача свидетельских показаний посредством использования средств связи (п. 2 ст. 24).
При этом указанные меры в равной степени применяются и к потерпевшим, поскольку в смысле Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности потерпевшие являются свидетелями.
В Конвенции ООН против коррупции вопросам обеспечения защиты участников уголовного процесса посвящены статьи 32 и 33.
В названных положениях Конвенции ООН против коррупции закреплены меры защиты участников уголовного судопроизводства, аналогичные тем, которые предусмотрены в Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности.
Вместе с тем в отличие от Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности в Конвенции ООН против коррупции обращается внимание и на необходимость включения в программу защиты любых лиц, сообщающих в компетентные органы о фактах преступлений.
Порядок осуществления предписаний Конвенции ООН против коррупции в части обеспечения защиты участников уголовного судопроизводства определен в Техническом руководстве по осуществлению Конвенции ООН против коррупции, данном Управлением ООН по наркотикам и преступности в 2010 г.
В соответствии с данным Техническим руководством государствам-участникам предлагаются три модели осуществления положений статьи 32 ("Защита свидетелей, экспертов и потерпевших") Конвенции ООН против коррупции:
- Возможность осуществления защиты только тех лиц, которые фактически дают показания в ходе уголовного процесса.
При этом ООН обращает внимание на то, что государствам-участникам следует иметь в виду, что статус лица может изменяться в ходе судебного процесса.
- Возможность осуществления защиты тех лиц, которые готовы давать показания на более позднем этапе уголовного судопроизводства.
Государства-участники могут рассмотреть вопрос о защите таких лиц, по крайней мере, до тех пор, пока не станет очевидным, что их не пригласят давать показания.
- Государства-участники могут рассмотреть возможность еще более широкого распространения защиты и охватить ею тех, кто представляет какие-либо доказательства (например, обличительные документы), но не дает показания в ходе уголовного процесса.
18 - 25 апреля 2005 г. в Бангкоке проходил XI Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, в ходе которого обсуждались наиболее эффективные меры борьбы с транснациональной преступностью, коррупцией.
Наиболее значимым событием данного Конгресса явилось принятие Декларации "Взаимодействие и ответные меры: стратегические союзы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия" (Бангкокская декларация).
В Бангкокской декларации государства - члены ООН, собравшиеся на XI Конгресс ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, в очередной раз признали важность уделения особого внимания необходимости защиты свидетелей и жертв преступлений, а также выразили обязательство укреплять по мере необходимости юридические и финансовые стороны обеспечения такой защиты с учетом Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью (п. 17).
С 12 по 19 апреля 2010 г. в бразильском городе Салвадор состоялся последний, XII, Конгресс ООН по борьбе с преступностью и уголовному правосудию, в работе которого приняли участие представители 104 стран и 82 международные организации, а также более 190 независимых экспертов.
В ходе пленарных заседаний, в рамках двух комитетов, на семинарах-практикумах и сегменте высокого уровня с участием министров обсуждался широкий спектр проблем противодействия преступности. Повестка дня, в частности, включала вопросы обеспечения верховенства права, совершенствования уголовного правосудия, защиты детей и молодежи от преступного мира, проблематику торговли людьми, отмывания доходов от преступной деятельности, взаимосвязь незаконного оборота наркотиков с другими видами преступности, терроризм, преступления с использованием высоких технологий, преступность в городах, обращение с заключенными, проблему переполненности тюрем <11>.
<11> См.: Ответы официального представителя МИД России А.А. Нестеренко на вопросы СМИ относительно участия российской делегации в работе XII Конгресса ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию // URL: http://www.mid.ru (дата обращения: 23.05.2013).
В контексте обсуждения данных вопросов уделялось внимание и проблемам защиты жертв и свидетелей преступлений.
Так, в ходе общей дискуссии по теме "Дети, молодежь и преступность" выступающие обращали внимание на особые потребности детей, являющихся жертвами или свидетелями преступлений. Наряду с предложением о создании судов, специализирующихся на делах несовершеннолетних, также отмечалась необходимость специальной подготовки сотрудников, работающих с детьми-жертвами (или свидетелями) преступлений <12>.
<12> См.: П. 93 Доклада о работе двенадцатого Конгресса Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и уголовному правосудию (Салвадор, Бразилия, 12 - 19 апреля 2010 г.) // URL: http://www.un.org/ru/.
Обсуждая меры уголовного правосудия по борьбе с незаконным ввозом мигрантов и торговлей людьми, участники Конгресса подчеркнули необходимость активизации сотрудничества в области создания программ защиты свидетелей, оказания помощи жертвам торговли людьми <13>.
<13> Там же. П. 159.
Итоговым документом XII Конгресса ООН стала Салвадорская декларация о комплексных стратегиях для ответа на глобальные вызовы: системы предупреждения преступности и уголовного правосудия и их развитие в изменяющемся мире. Как видно из названия документа, в Салвадорской декларации нашли отражение основные криминальные угрозы мировому сообществу, а также пути противодействия этим угрозам.
Принимая во внимание, что центральное место в работе Конгресса заняли проблемы обеспечения защиты детей, в Салвадорской декларации также нашли отражение указанные вопросы.
В частности, осознавая важность обеспечения защиты детей - жертв и свидетелей преступлений, в Салвадорской декларации указано на необходимость предотвращения их повторной виктимизации (п. 26).
Также Салвадорская декларация призвала государства разрабатывать и укреплять, где это уместно, законодательство, политику и практику для наказания за совершение всех видов преступлений, направленных против детей и молодежи, а также для защиты детей - жертв и свидетелей преступлений (п. 28).
Таким образом, следует признать, что XII Конгресс ООН стал важной вехой в осмыслении необходимости обеспечения государственной защиты детей, вовлеченных в сферу уголовно-процессуальных правоотношений.
Итак, приведенный выше анализ документов позволяет констатировать поступательное развитие в рамках Организации Объединенных Наций института защиты участников уголовного судопроизводства, который рассматривается международным сообществом в качестве исключительно важного элемента борьбы с преступностью. Если с момента создания ООН (1945 г.) вопросы защиты лиц, вовлеченных в сферу уголовно-процессуальных правоотношений, рассматривались лишь в контексте общих вопросов охраны прав и свобод человека, то начиная со второй половины XX века формировались самостоятельные международные стандарты ООН в сфере защиты участников уголовного процесса, а также определялись конкретные меры обеспечения такой защиты. Безусловно, определяющая роль в этом принадлежит конгрессам ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, которые за более чем полувековую историю их проведения подтвердили свою значимость в вопросах формирования нормативной базы ООН в области защиты участников уголовного процесса.