Деятельность Организации Объединенных Наций и Всемирной организации здравоохранения, направленная на аллевиацию и редуцирование бедности.

Заголовок: Деятельность Организации Объединенных Наций и Всемирной организации здравоохранения, направленная на аллевиа Сведения: 2022-12-25 06:10:27

Предметом исследования является нормативная и практическая деятельность международных организаций - Организации Объединенных Наций и Всемирной организации здравоохранения по разработке стратегий, программ и принятию соответствующих мер по сокращению бедности. Автор рассматривает такие аспекты темы, как проведение данными международными организациями Всемирных саммитов по вопросам социального развития и борьбы с бедностью. Особое внимание уделяется содержанию стратегий и программ, принимаемых данными международными организациями начиная с 1970 года, - признание государствами актуальным на международном уровне вопроса сокращения масштабов бедности. Методы научного исследования - общие (диалектический, метафизический); общенаучные (анализ, синтез, системный подход); частнонаучные (сравнительный, формально-юридический). Основным выводом проведенного исследования и его новизной является выделение основных принципов, на которых должны основываться стратегии, направленные на превенцию, аллевиацию и редуцирование бедности как в международном масштабе, так и в масштабе отдельного государства. Особым вкладом автора в исследование темы является оценка деятельности международных организаций по вопросу борьбы с бедностью; анализ стратегий и программ, принимаемых на Всемирных саммитах ООН.

В рамках настоящего исследования значительный интерес представляют меры по превенции, аллевиации (от англ. - alleviation, означающей применительно к бедности ее облегчение, смягчение) и редуцированию бедности, принимавшиеся на международном уровне, а также международные мероприятия, на которых такая активность в отношении бедности была включена в повестку дня.

В первую очередь интерес представляют стратегии по аллевиации и редуцированию бедности и соответствующие меры (в рамках этих стратегий), разработанные в рамках ООН и Всемирной организации здравоохранения.

На международном уровне вопрос сокращения масштабов бедности является достаточно актуальным еще с 1970 года, когда Комитет ООН по планированию развития при подготовке ко второму Десятилетию развития Организации Объединенных Наций указал на необходимость борьбы с бедностью [1, p. 13].

Комитетом ООН по планированию развития борьба с бедностью была объявлена первостепенной задачей в рамках реализации международной стратегии по развитию, и предполагалось, что она будет осуществляться с помощью применения, в частности, следующих мер:

- обеспечение ускоренного развития;

- обеспечение более эффективного распределения доходов;

- обеспечение изменений в социальной сфере, в частности в области здравоохранения, образования и защиты труда [1, p. 13].

В 1995 году в Копенгагене был проведен Всемирный саммит ООН по вопросу социального развития, на котором 117 глав государств и правительств и Европейское сообщество взяли на себя обязательства по искоренению крайней нищеты, а также приняли конкретные планы и инициативы по этому поводу.

Согласованные участниками данного саммита меры имели не абстрактный характер, а предполагали достижение вполне определенных целей в ряде сфер, имеющих непосредственное воздействие на жизни лиц, живущих за чертой бедности. Так, участники взяли на себя обязательства по достижению до 2015 года следующих целей:

- обеспечение базового образования для всех;

- обеспечение гарантий того, что 80% детей окончат начальную школу;

- обеспечение снижения уровня детской смертности на треть по сравнению с уровнем 1990 года;

- обеспечение поголовной вакцинации населения;

- снижение проблемы недостаточности питания населения наполовину по сравнению с уровнем 1990 года;

- обеспечение предоставления медицинского ухода женщинам на период беременности и родов;

- обеспечение увеличения средней продолжительности жизни населения до более шестидесяти лет;

- предоставление питьевой воды и улучшение санитарных условий для всех;

- устранение так называемого гендерного разрыва населения в грамотности;

- обеспечение гарантий равного доступа к начальной школе детям как женского пола, так и мужского [2, p. 7].

Государства с высокими уровнями доходов также взяли на себя обязательства по выделению 0,7% от своего ВВП на предоставление помощи населению, а также обязательства по снижению своих расходов на военные нужды. Приняв указанные обязательства на данном саммите ООН по социальным вопросам и на последующих подобных мероприятиях, международное сообщество установило критически важные цели в качестве части общих усилий по искоренению бедности, с учетом того, что:

- бедность не может быть определена (и, таким образом, проблема, связанная с бедностью, не может быть решена) исключительно в контексте доходов;

- искоренение бедности должно быть сопряжено со значительными вложениями в социальные секторы;

- необходимым является установление и принятие общих целей для измерения прогресса в искоренении бедности;

- прогресс в искоренении бедности может быть измерен с использованием объективных и исчисляемых критериев, а не только в одномерном аспекте учета доходов населения [2, p. 7].

На Социальном саммите ООН также была разработана рекомендация относительно создания международными организациями соответствующего международного аппарата [2, p. 10].

Согласованная по результатам Саммита ООН, организованного в 1995 году, программа действий была основана на идее о том, что стратегии по искоренению бедности должны реализовываться государствами самостоятельно. В то же время международное сообщество несло ответственность за создание экономической и политической среды, которая способствовала бы социальному развитию [2, p. 9].

В 1996 году группа развитых государств, координировавших предоставление своей поддержки через Комитет по оказанию помощи в целях развития Организации экономического сотрудничества и развития, включая сам Комитет, разработали и приняли задачи, связанные с обязательствами, принятыми в ООН на вышеуказанном саммите. Члены данного Комитета, в частности, признали, что развитие социальной сферы, в частности в области обеспечения базового образования, достижения гендерного равенства и обеспечения базового здравоохранения, имеет ключевое значение в любой стратегии, направленной на искоренение бедности. Также была признана важность обеспечения экологической устойчивости [2, p. 7].

Комитет ОЭСР сам взял на себя обязательство наполовину снизить количество населения, живущего в крайней нищете. На тот момент стандарт Всемирного банка предполагал, что минимальным является ежегодный доход на душу населения в размере 370 долларов США, соответственно, как отмечалось данным Комитетом, 30% населения в развивающихся странах жили в состоянии крайней бедности и их количество увеличивалось [2, p. 8].

В 2000 году в Нью-Йорке был проведен Саммит тысячелетия ООН. В рамках данного мероприятия вопрос проблемы бедности был обсужден в более широком контексте социальной отчужденности, а также были выражены соображения о том, что бедность связана с процессом социальной дезинтеграции и что экономическая либерализация подорвала социальную сплоченность [2, p. 8].

На Саммите тысячелетия ООН мировые лидеры определили задачу, заключающуюся в снижении в два раза крайней нищеты к 2015 году, а также разработали соответствующую стратегию. На данном мероприятии было разработано определение крайней нищеты, согласно которому крайняя нищета представляет собой размеры доходов, составляющие менее одного доллара в день, а также голод и невозможность позволить себе безопасную питьевую воду. Определение бедности исключительно через аспект размера доходов населения является достаточно проблематичным, так как оно практически неизбежно служит указателем для предложений по реализации экономической политики, сформулированной в контексте экономического роста как единственного параметра политики, ориентированной на интересы малоимущих [2, p. 8 - 9].

Стратегии по снижению уровня бедности являются совместным продуктом Управления Верховного комиссара ООН по правам человека и Департамента политики по вопросам здравоохранения, развитию и услугам, а также Департамента по этике, равенству, торговле и правам человека Всемирной организации здравоохранения [3, p. 10].

Обоснованно рассмотреть деятельность в рамках так называемой Программы развития ООН.

Несмотря на достигнутые результаты с момента принятия Целей развития тысячелетия мировыми лидерами в рамках ООН в 2000 году, бедность остается широко распространенной во многих частях мира и в разгар глобализации и прогресса человеческая депривация остается широко распространенной. И в таком контексте сокращение бедности является главной целью функционирования Программы развития ООН [4] (ПРООН) [5, p. 1].

Согласно позиции, отраженной в Программе развития ООН, ввиду того что бедность является многогранным и комплексным явлением, для устранения коренных причин бедности необходимо обеспечение комплексных трансформационных изменений. Работа Программы развития ООН, направленная на обеспечение сокращения бедности, акцентирует основное внимание на принятии государственной политики, которая способствует изменению социальных, культурных и экономических условий, в первую очередь способствующих бедности [5, p. 1].

Среди альтернативных мер по аллевиации и редуцированию бедности Программа развития ООН выделяет следующие:

- обеспечение гендерного равенства и поддержки прав населения женского пола;

- обеспечение демократического публичного управления;

- предотвращение кризисов и обеспечение более эффективной социальной поддержки;

- обеспечение адаптации населения и смягчения последствий;

- принятие мер по устранению явления стигматизации лиц, болеющих ВИЧ [5, Р. 1].

Согласно позиции Программы развития ООН, экономический рост не может впоследствии привести к сокращению бедности, если он не является всеобъемлющим и если потребности бедного и маргинализованного населения не находятся в центре приоритетов по развитию [5, p. 1].

В рамках Программы развития ООН был создан Целевой фонд по бедности, который представляет собой гибкий финансовый инструмент, предназначенный для финансирования инновационных, каталитических и стратегических мероприятий по развитию, направленных на содействие всеобъемлющему развитию и сокращению всех форм бедности. Данный Фонд был разработан для обеспечения стартового капитала для реализации новых инициатив или концепций Программы развития ООН. Также Целевой фонд по бедности является, как утверждается Программой развития ООН, идеальным инструментом удовлетворения региональных и национальных потребностей государств, где имеет место проблема бедности, который в то же время является достаточно гибким для того, чтобы учитывать потребности доноров денежных средств [6].

Целевой фонд по проблеме бедности Программы развития ООН имеет три основные цели деятельности:

- финансирование инновационных стратегических мероприятий по развитию на международном глобальном, региональном и национальном уровнях;

- содействие Программе развития ООН по обеспечению соответствия и фокусированию ее международных глобальных и региональных программ, а также программ, реализуемых в отношении конкретных государств, на приоритетных областях;

- обеспечение упрощенного и более быстрого предоставления средств на реализацию мероприятий по аллевиации и редуцированию бедности [6].

Таким образом, стратегии, направленные на превенцию, аллевиацию и редуцирование бедности, разрабатываются и реализуются не только в рамках членства государств в ООН, но и непосредственно соответствующими государствами, в которых имеет место данная проблема, и направлены непосредственно на устранение причин и последствий бедности в стране. Даже в государствах с высокими уровнями доходов целые секторы и группы лиц зачастую находятся в состоянии бедности, и такие стратегии по аллевиации и редуцированию бедности являются необходимыми и в этих государствах [3, p. 10].

Выделяют ряд основных принципов, на которых должны основываться вышеобозначенные стратегии. К ним относятся следующие принципы:

- ориентированность разрабатываемых стратегий на достижение определенных результатов;

- задачи стратегий должны быть значимыми, и должна быть возможность осуществления контроля за их достижением;

- комплексность (такие стратегии должны интегрировать в себя макроэкономические, структурные, отраслевые и социальные элементы);

- инициатива по реализации такой стратегии должна исходить от самого государства, в котором предполагается ее реализация;

- достижение консенсуса относительно основных мер, предполагающихся к принятию в рамках данной стратегии;

- участие всех заинтересованных сторон в разработке и реализации такой стратегии;

- стратегия должна основываться на партнерских взаимоотношениях между государством и другими заинтересованными сторонами;

- долгосрочный период реализации стратегии [3, p. 10 - 11].

© 2011-2018 Юридическая помощь в составлении жалоб в Европейский суд по правам человека. Юрист (представитель) ЕСПЧ.