Рассмотрим актуальную проблему значения резолюций Генеральной Ассамблеи ООН для процесса нормообразования и дальнейшего развития международного космического права. Автор подчеркивает роль Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях, где в настоящее время находятся на рассмотрении "Руководящие принципы обеспечения долгосрочной устойчивости космической деятельности", которые планируется принять резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН.
Согласно теории международного права, а также в соответствии со ст. 38 Статута Международного суда к основным источникам международного права относятся международный договор и международный обычай, которые закрепляют сложный процесс нормообразования. Однако, по мнению Г.И. Тункина, "нормообразование в международном праве не ограничивается договором и обычаем, в него входят и некоторые другие процессы" [10, с. 143], к которым он относит процессы, представляющие определенные стадии становления, развития, изменения и отмены норм международного права [9, с. 20]. Именно поэтому в контексте данной статьи представляется целесообразным рассмотреть вспомогательный процесс образования норм международного права путем принятия резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, которые прежде всего западные ученые называют нормами "мягкого права", или "soft law". Согласно словарю международного права, к мягкому праву относятся "необязывающие документы, например не вступившие в силу договоры, стандарты, руководства, кодексы поведения, разработанные или принятые международными межправительственными организациями, определенные резолюции таких организаций, заключительные акты международных конференций, совместные заявления, джентльменские соглашения, а также все виды положений международных инструментов, которые закрепляют обычную побудительную формулировку и по которым не удалось достигнуть консенсуса" [12, с. 25].
Однако не стоит путать обязательность норм и их образование (нормообразование), так как их характеризуют совершенно разные процессы и признаки.
Если говорить об обязательности резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, то в советской/российской и зарубежной юридической литературе данный вопрос неоднократно обсуждался, и, к сожалению, до сих пор нет единого мнения на этот счет. Поэтому сначала нужно разобраться с вопросом обязательности решений ООН в целом в отношении государств - членов ООН и государств, не являющихся членами ООН. Безусловно, решения ООН будут иметь юридическую силу только для ее членов и самой Организации [10, с. 143; 11, с. 529]. Обязательность же решений для государств, не являющихся членами ООН, будет лишь в том случае, если принятая норма будет признана большинством государств (так называемое международное признание) и применена на практике, о чем пишут такие юристы-международники, как С.Б. Крылов [5, с. 24 - 25], Е.А. Коровин [6, с. 9]. По мнению автора статьи, эти ученые, вероятно, имеют в виду начало процесса образования международно-правового обычая.
При этом такие ученые, как Ф.И. Кожевников [3, с. 17], Н.М. Минасян [7, с. 235], Г.И. Морозов [8, с. 217 - 218], при решении вопроса об обязательности резолюций Генеральной Ассамблеи ООН считают, что если резолюции принимаются единогласно или двумя третями голосов, включая представительство трех групп государств, то они приобретают значение правовой силы и являются обязательными для всех членов ООН, так как в них выражена воля государств, представленными делегациями от лица каждого государства [10, с. 144 - 145].
Несмотря на обязательный характер резолюций для государств - членов ООН, не стоит забывать, что они не будут являться источниками международного права, но будут входить в процесс нормообразования. Входя в процесс нормообразования, такие резолюции, как общее правило, имеют характер рекомендаций, что подтверждает как западная, так и советская/российская доктрина международного права. Хотя отдельная группа юристов-международников, таких как П. Ройтер [16, с. 578], Е. Швелб [17, с. 25 - 26], Р. Фолк [14, с. 487], считает, что можно выделять "третью категорию" обязательных документов, являющихся и источниками международного права, к которым будут относиться резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, в силу того, что различие между договорами и резолюциями международных организаций постепенно стирается.
В тех случаях, когда государства желали придать обязательный характер резолюции, принималось постановление о разработке на основе этой резолюции проекта универсального международного договора. Так, например, Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г., был принят на основе Резолюции 1962 г. (XVIII) Генеральной Ассамблеи ООН под названием "Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства 1963 г." [4, с. 22; 10, с. 151].
Таким образом, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, безусловно, оказывают влияние на развитие международного права путем включения либо процесса образования международно-правового обычая, либо путем создания основы и условий для принятия международного договора. Исключение составляют резолюции Генеральной Ассамблеи относительно толкования тех или иных положений Устава ООН и юридически обязательные постановления по кругу вопросов, входящих в компетенцию Генеральной Ассамблеи ООН, таких, например, как утверждение бюджета ООН или приостановление прав члена ООН и т.п. (см. главу IV Устава ООН).
Мнения зарубежных юристов-международников в отношении "мягкого права" расходятся либо из-за его непризнания вовсе, либо в связи с неопределенностью его статуса в системе международного права. Например, многие французские юристы не признают "мягкое право" по причине того, что оно противоречит концептуальному пониманию права. Например, с точки зрения Ж.-Ж. Руссо и Ж.Э.М. Порталиса, "закон имеет смысл только тогда, когда представляет обязательства, имеющие юридическую силу" [15].
Несмотря на противоречивость мнений по поводу "мягкого права", стоит отметить, что оно в международном праве все же находит свое применение на практике, в том числе из-за определенных преимуществ по сравнению с договорными нормами. По мнению некоторых зарубежных авторов, к таким преимуществам следует отнести: быстроту принятия, необязательность, отсутствие необходимости подписания соглашения ключевыми государствами (например, по таким общемировым вопросам, как разоружение, экологические проблемы и т.д.), упрощенный порядок внесения изменений в текст документа [13, с. 344 - 345].
В силу того, что "в форме "мягкого права" обычно обозначаются акты (например, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН), которые хотя и не выступают самостоятельными источниками международного права, тем не менее могут служить пояснением к действующему праву, правовым убеждениям или тенденциям и для дальнейшего развития международного права" [1, с. 42].
Учитывая все вышесказанное, стоит подчеркнуть важность резолюций Генеральной Ассамблеи ООН для процесса нормообразования в международном космическом праве, так как данные резолюции подтверждают свою значимость и практичность, особенно в условиях постоянного научно-технического прогресса в космической отрасли. В связи с этим представляется необходимым особо отметить роль Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях (далее - Комитет по космосу), в котором в настоящее время находятся на рассмотрении "Руководящие принципы обеспечения долгосрочной устойчивости космической деятельности" (далее - Руководящие принципы). Эти Руководящие принципы планируется принять резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. Данные Принципы указывают на такие важные области, как устойчивое использование космического пространства для поддержки устойчивого развития на Земле; космический мусор, космические операции и способы поддержки совместной космической ситуационной осведомленности; космическая погода, а также правовые режимы и руководство для участников космической деятельности. Следует отметить, что роль документов, принятых резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН, регулирующих космическую деятельность, очень важна, несмотря на то что они не имеют обязательной юридической силы.
На 58-й сессии Комитета по космосу, которая состоялась 10 - 19 июня 2015 г. в Вене, "было высказано мнение, что одной из наиболее важных функций юристов-международников в деле содействия успешному международному сотрудничеству является определение оптимального механизма сотрудничества для каждого конкретного случая, в частности когда юридически необязательный механизм может способствовать достижению целей сотрудничества лучше, чем договор. Яркими примерами таких механизмов являются Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космического пространства <1>, которые получили широкое признание в качестве основы международного режима в этой области деятельности, успешно применяемого на благо всех государств" [2, с. 35], и Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве <2>.
<1> Приняты Резолюцией 41/65 Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 г. Документ опубликован не был. СПС "Консультант Плюс".
<2> Приняты Резолюцией 47/68 Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1992 г. Документ опубликован не был. СПС "Консультант Плюс".