Повышение эффективности деятельности Международного суда ООН.

Заголовок: Повышение эффективности деятельности Международного суда ООН. Сведения: 2022-12-22 07:06:58

Рассматрим проблемы и недостатки в деятельности Международного суда ООН, дается оценка развития и реформирования с целью повышения эффективности его деятельности, а также предлагаются меры по повышению роли Международного суда ООН.

Международное правосудие является одним из способов мирного разрешения международных споров между субъектами международного права. Соответственно, прослеживается связь организации и деятельности Международного суда ООН с существующими проблемами международного права и его институтов - государственным суверенитетом, равноправием государств на международной арене, основными правами и обязанностями участников международного общения и др. В своей практической деятельности Международный суд сталкивается со всеми этими вопросами при решении конкретных дел.

Повышение эффективности деятельности Международного суда ООН и выявление его роли в обеспечении международного правопорядка являются актуальными. Одним из центральных мест в разработке проблем международного правосудия является изучение соотношения принципов международного правосудия и основных начал международного права, соответствие его норм, регулирующих деятельность и организацию Международного суда ООН. Значение и роль Международного суда находятся в центре внимания членов мирового сообщества действительно с момента вступления в силу Устава ООН, составной частью которого является Статут Суда. Являясь независимым органом ООН, Международный суд призван содействовать разрешению межгосударственных споров при обстоятельствах, когда все другие мирные средства урегулирования становятся неэффективными. Согласно ст. 92 Устава ООН Международный суд является главным судебным органом Организации Объединенных Наций <1>. Главная задача Международного суда ООН состоит в разрешении международных споров, переданных ему сторонами, т.е. только государствами.

<1> URL: http://www.un.org/ru/icj.

На Международный суд ООН возлагали определенные надежды. Он должен был внести существенный вклад в реализацию целей Устава ООН.

Однако ему не удалось заполучить должного признания со стороны мирового сообщества, на практике государства не так уж часто обращаются в Международный суд ООН. Если посмотреть список дел Международного суда ООН, который содержит судебную практику начиная с 1947 г. по настоящее время, то мы увидим, что он является незначительным. На сегодняшний день статистика такова: 254 судебных решения, из них 11 находятся на стадии рассмотрения, и 52 консультативных заключения. Но безусловным является то, что решения Суда являются важнейшим источником развития практики международного права. Они являются окончательными и обжалованию не подлежат, за исключением случаев, когда появляются вновь открывшиеся обстоятельства. Что же касается консультативных заключений, то они представляют собой весомое выражение мнения Международного суда ООН по конкретному вопросу современного международного права. Отметим, что использование консультативных функций Международного суда ООН окажет огромную роль в соблюдении международного правопорядка.

Еще одной проблемой Международного суда является его факультативная юрисдикция, которая предусматривает право государств не передавать споры на его рассмотрение со своим участием. И чтобы стать эффективным механизмом разрешения межгосударственных споров, необходимо расширить его юрисдикцию, которая способствовала бы укреплению мирового порядка и международной законности. В вопросе наделения Международного суда обязательной юрисдикцией существуют мнения как за, так и против. Те государства, которые высказываются против, руководствуются мнением о том, что подчинение государств обязательной юрисдикции Международного суда обязательно приведет к противоречию принципа суверенитета и нарушения свободы выбора государствами средств мирного разрешения споров, что закреплено в ст. 33 Устава ООН. При принятии обязательной юрисдикции постановления Международного суда не допускают каких-либо оговорок, и разумно было бы установить лишь ряд ограничений при определении оговорок. Более того, существенно бы упростило процедуру судебного регулирования создание перечня вопросов, которые в будущем могли бы являться или не являться предметом разбирательства судебного органа. Но как показывает практика, большинство государств при подписании международных договоров используют оговорки именно в отношении положений, связанных с разрешением споров. Соответственно, широко применяемая практика оговорок с заявлением о признании обязательной юрисдикции Международного суда существенно сужает пределы действия последней. На это обращали внимание, например, Ф.И. Кожевников и Г.В. Шармазанашвили: "Большинство государств, признав обязательную юрисдикцию Международного суда, сделали такие оговорки, которые значительно ограничивают ее, вызывая осложнения в деятельности Международного суда" <2>. Необходимо отметить, что в нынешней ситуации существует четкое противоречие между суверенитетом государств и расширением полномочий Международного суда ООН.

<2> Кожевников Ф.И., Шармазанашвили Г.В. Международный суд ООН: организация, цели, практика. М.: Изд-во "Международные отношения", 1971. С. 78.

Стоит отметить, что в своих докладах Генеральный секретарь ООН постоянно призывает государства прибегать к разрешению конфликтов в Международном суде ООН и проявил обеспокоенность перед государствами, не признающими обязательную юрисдикцию Суда. В частности, это было отмечено в докладе "Повестка дня для мира": "Суд по-прежнему является таким ресурсом мирного урегулирования споров, который используется не в полной мере. Более широкое использование Суда стало бы важным вкладом в миротворческую деятельность ООН" (A/47/277-S24III). Также в Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций (принята Резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 г.) сказано, что необходимо "укреплять Международный суд, с тем чтобы обеспечить правосудие и верховенство права в международных делах" <3>.

<3> URL: http://www.un.org/ru/index.html.

Повышение роли Международного суда ООН в процессе установления верховенства права в международных отношениях должно быть также связано с увеличением круга субъектов - участников спора. Защищая целостность и универсальность в разрешении международных конфликтов, а также в целях реализации принципов международного права, необходимо признать за определенными участниками международных отношений право участвовать в разрешении споров в рамках Международного суда ООН. Такое право следует предоставить международным межправительственным организациям, в том числе учрежденным вне рамок ООН. Также следует признать право обращения в Суд для разрешения споров за органами территориальных образований, являющихся частями суверенных государств, если в отношении их территории применяется угроза силой или ее применение. На сегодняшний день это обоснованно, поскольку внутренние конфликты способны влиять как на национальную, так и на международную безопасность в целом. Кроме того, практика Международного суда ООН свидетельствует о необходимости присутствия в судебных заседаниях граждан в личном качестве с правом представлять какие-либо свои соображения при разбирательстве конкретных дел о праве нации на самоопределение, прав человека, по вопросам гуманитарного права и т.п.

Для повышения роли Международного суда выносились на обсуждение такие предложения, как создание ряда региональных международных судебных органов под руководством самого Международного суда ООН. Также акцентируют внимание на увеличении количества судей, входящих в его состав. По мнению некоторых стран (США, ЕС), состав Суда из 15 судей должен быть увеличен до 20 и больше для более адекватного и скрупулезного рассмотрения спора. Помимо этого, закрепить положение о сроке полномочий, а именно быть избранными только на один срок и с определенной продолжительностью.

В настоящее время роль Международного суда ООН, тенденции его развития, а также изменения с целью повышения эффективности его деятельности представляют огромный интерес для современного международного права. Подводя итог, стоит отметить ряд мер, которые могут поспособствовать повышению роли Международного суда ООН:

- признать обязательную юрисдикцию всеми государствами без каких-либо оговорок;

- разработать определенный перечень вопросов, подлежащих передаче на рассмотрение в суде;

- расширить круг субъектов - участников судебного разбирательства;

- увеличить число судей, закрепить срок полномочий и его продолжительность.

© 2011-2018 Юридическая помощь в составлении жалоб в Европейский суд по правам человека. Юрист (представитель) ЕСПЧ.