Проанализируем резолюции Совета Безопасности ООН, принимаемые с целью претворения в жизнь принципа верховенства права в межгосударственных отношениях. Рассматриваются конкретные меры, обеспечивающие реализацию названного принципа.
Одним из общих обязательств, принимаемых государствами в соответствии с Уставом ООН, является необходимость обеспечения верховенства права в межгосударственных отношениях. По заявлению бывшего Генерального секретаря ООН К. Аннана, "для Организации Объединенных Наций верховенство права означает такой принцип управления, в соответствии с которым все лица, учреждения и структуры, государственные и частные, в том числе само государство, функционируют под действием законов, которые были публично приняты, в равной степени исполняются и независимо реализуются судебными органами и которые совместимы с международными нормами и стандартами в области прав человека. Для этого также необходимы меры, обеспечивающие соблюдение принципов примата права, равенства перед законом, ответственности перед законом, беспристрастного применения законов, разделения властей, участия в принятии решений, правовой определенности, недопущения произвола и процессуальной, и правовой транспарентности" <1>. Обеспечительные меры, предпринимаемые Советом Безопасности Организации Объединенных Наций, во исполнение принципа верховенства права будут выступать объектом настоящей статьи.
<1> Доклад Генерального секретаря ООН "Господство права и правосудие переходного периода в конфликтных и постконфликтных обществах". URL: http://www.un.org.
В науке международного права распространено мнение о том, что международным организациям отводится отдельная роль в обеспечении выполнения обязательств по международным договорам. Так, П.В. Саваськов указывает, что "международные организации играют значительную роль в обеспечении выполнения договоров, поскольку их органы согласно уставам часто уполномочиваются рассматривать вопросы соблюдения их членами своих договорных обязательств" <2>. А.М. Ибрагимов справедливо отмечает, что международные организации влияют на "оздоровление ситуации с соблюдением договоров", "играют посильную роль в обеспечении договорных предписаний" <3>. Основным инструментом, при помощи которого международные организации способны влиять на процесс выполнения международных договорных обязательств, являются принимаемые ими резолюции. Особую нишу, несомненно, занимают обязательные резолюции, обусловленные заинтересованностью государств в наделении международной организации правом принимать юридически обязательные решения. Делегируя органам организации определенные полномочия, государства выражают свое явное согласие на принятие такими органами обязательных для выполнения решений. В этом случае государствами-участниками презюмируется, что международная организация будет действовать в интересах обеспечения выполнения международных договорных обязательств в случаях, когда международный договор был принят в рамках существующей международной организации либо когда международный договор предусматривает создание последней для достижения определенной в договоре цели. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что международная организация - это не просто инструмент, используемый государствами, но и образование, обладающее международной правосубъектностью, вступающее в отношения с государствами, ее создавшими. В этом смысле прав М. Виралли, утверждающий, что если государство исполняет принятую международной организацией резолюцию, то оно выполняет свои обязательства, а в случае невыполнения оно "виновно" перед организацией <4>.
<2> Международное право: Учебник / Под ред. А.Н. Вылегжанина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2012. С. 325.
<3> Ибрагимов А.М. Характерные черты развития международно-правовых гарантий в XIX - XX вв. // Московский журнал международного права. 2009. N 2 (74). С. 12.
<4> Virally M. La valeur juridique des recommendations des organisations internationals // Annuaire français de droit international. Volume 2. Numéro 1. 1956. P. 87 - 88.
В соответствии со ст. 25 Устава ООН "члены Организации соглашаются в соответствии с настоящим Уставом подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их" <5>. По справедливому замечанию Г.И. Тункина, решения Совета Безопасности ООН являются исполнительными постановлениями, не имеющими целью создание общих норм поведения <6>. Обязательный характер принимаемых решений в большей степени способствует побуждению государств-членов к необходимости добросовестно выполнять свои обязательства в случае фиксации факта их нарушения в резолюции (непосредственно обеспечительная функция резолюций) либо в будущем с целью избежать негативной оценки действий государства Советом Безопасности ООН и принятия последующего обязательного решения (превентивная функция резолюций). Кроме того, резолюции Совета Безопасности, принятые в соответствии с Уставом ООН, могут создавать определенную практику или влиять на ее формирование, способствуя тем самым созданию определенных правил поведения для государств, обеспечивающих последующее выполнение обязательств по международным договорам.
<5> Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. (вступ. в силу 24 октября 1945 г.). URL: www.un.org.
<6> Тункин Г.И. Теория международного права. Вопросы теории международного права. М.: Госюриздат, 1962. С. 152.
Применительно к обеспечению выполнения общего обязательства о воплощении в жизнь принципа верховенства права представляют интерес некоторые конкретные резолюции Совета Безопасности ООН. Так, в Резолюции от 31 октября 2000 г. N 1325, посвященной защите прав женщин и девочек в ситуациях вооруженных конфликтов <7>, Совет Безопасности акцентировал внимание на том, что обеспечивать верховенство права означает следовать принятым международным договорным обязательствам. Резолюция N 1325 подчеркивает, что выполнение общего обязательства по обеспечению верховенства права невозможно без выполнения государствами иных договорных обязательств. При этом особую озабоченность вызывают ситуации вооруженных конфликтов, которые сами противоречат основным принципам международного права - неприменения силы и мирного разрешения споров. Однако даже в условиях кризиса государствам надлежит обеспечивать выполнение международных договорных обязательств, гарантирующих минимизацию последствий такого кризиса. Контроль за осуществлением Резолюции N 1325 (2000), а также содействие актуализации гендерной проблематики в системе ООН осуществляются Канцелярией Специального советника по гендерным вопросам.
<7> Резолюция 1325 (2000) от 31 октября 2000 г.: принята Советом Безопасности ООН на 4213 заседании. URL: www.un.org.
Идея обеспечения верховенства права при выполнении международных договорных обязательств в области защиты прав женщин в условиях вооруженных конфликтов, в частности от сексуального насилия, находит отражение и последовательное развитие в других резолюциях Совета Безопасности ООН. Так, в Резолюциях от 19 июня 2008 г. N 1820, 1888 (2009), где Совет Безопасности ООН подчеркивает необходимость полного соблюдения государствами и негосударственными сторонами в конфликте обязательств, вытекающих из применимого международного права, включая запрещение всех форм сексуального насилия в отношении женщин и детей, в особенности девочек <8>. Принимая во внимание, что мер, предусмотренных ранее принятыми резолюциями, в частности Резолюцией N 1820 (2008), оказалось недостаточно, Совет Безопасности ООН поручает Генеральному секретарю ООН назначить Специального представителя "для обеспечения слаженного стратегического руководства, эффективного укрепления существующих механизмов координации усилий в... рамках ООН и проведения информационно-пропагандистской работы" <9>. Совет Безопасности ООН предписывает государствам безотлагательно осуществить законодательные и судебные реформы в соответствии с нормами международного права для привлечения виновных лиц к ответственности, а сторонам в конфликте - обеспечивать тщательное расследование всех сообщений о совершении гражданскими лицами или военнослужащими актов сексуального насилия (п. п. 6, 7 Резолюции). Кроме того, осознавая, что государствам, находящимся в условиях вооруженного конфликта, довольно непросто поддерживать работоспособность и эффективность систем правосудия и иных правоохранительных и правозащитных систем, в Резолюции N 1888 (2009) Совет Безопасности ООН предусматривает возможность создания и направления при необходимости группы экспертов через структуры присутствия ООН и с согласия правительства принимающей страны для оказания помощи национальным властям в укреплении законности (п. 8 Резолюции).
<8> Резолюция от 30 сентября 2009 г. N 1888 (2009) (преамбула): принята Советом Безопасности ООН на 6195 заседании. URL: www.un.org.
<9> Резолюция от 30 сентября 2009 г. N 1888 (2009) (п. 4). Специальный представитель призван наладить взаимодействие с представителями военных и судебных органов со всеми сторонами в вооруженном конфликте и структурами гражданского общества для борьбы с сексуальным насилием в условиях вооруженного конфликта.
В Резолюции N 2106 (2013) Совет Безопасности акцентирует внимание на обеспечении выполнения международных обязательств <10> и в этой связи рекомендует государствам-членам использовать опыт Группы экспертов ООН, учрежденной Резолюцией N 1888 (2009), "для укрепления верховенства права и способности систем гражданского и военного правосудия рассматривать дела, касающиеся сексуального насилия в условиях вооруженного конфликта и в постконфликтных ситуациях, в рамках более широких усилий по укреплению институциональных гарантий в борьбе с безнаказанностью" (п. 18 Резолюции).
<10> Резолюция от 24 июня 2013 г. N 2106 (2013): принята Советом Безопасности ООН на 6 984 заседании. URL: www.un.org.
Значимость обеспечения выполнения обязательств по международным договорам в целях достижения верховенства права подчеркивается Советом Безопасности ООН в ряде резолюций, посвященных правовому положению детей в ситуациях вооруженных конфликтов <11>. Совет Безопасности ООН занял позицию, согласно которой обеспечению выполнения международных обязательств государствами может способствовать создание специального механизма наблюдения и отчетности в отношении детей и вооруженных конфликтов, который должен быть введен в действие Генеральным секретарем ООН. Функционирование механизма наблюдения и отчетности Совета Безопасности ООН подчинено ряду обстоятельств, в том числе формированию рабочей группы, призванной рассматривать доклады, содержащие информацию о "вербовке и использовании детей-солдат в нарушение применимых норм международного права и о других нарушениях и злоупотреблениях, которым подвергаются дети, затрагиваемые вооруженными конфликтами" (подп. "a" п. 2 Резолюции). Следует отметить, что механизм наблюдения и отчетности предполагает непосредственное участие и сотрудничество национальных правительств и организаций системы ООН и гражданского общества. Особую роль призваны сыграть межведомственные комитеты как рамочный механизм обеспечения взаимодействия с правительствами для обсуждения обязательств в отношении защиты детей и принятия последующих мер <12>. Кроме того, механизм наблюдения и отчетности Совета Безопасности ООН включает налаживание диалога между организациями системы ООН и негосударственными вооруженными группами для обеспечения защиты детей и доступа к ним. При этом диалог должен вестись в контексте мирных процессов там, где они осуществляются, и в рамках сотрудничества между ООН и соответствующим правительством (подп. "d" п. 2 Резолюции).
<11> См., в частности: Резолюция от 26 июля 2005 г. N 1612 (2005): принята Советом Безопасности ООН на 5235 заседании. URL: www.un.org.
<12> Резолюция от 7 марта 2014 г. N 2143 (2014) (п. 3): принята Советом Безопасности ООН на 7129 заседании. URL: www.un.org.
Резолюция N 1612 предусматривает и иные обеспечительные меры наряду с механизмом наблюдения и отчетности, а именно: возможные меры ответственности миротворческих миссий ООН, обеспечивающих эффективный контроль за выполнением резолюций Совета Безопасности ООН (п. 10 Резолюции); деятельность советников по вопросам защиты детей, действующих в рамках мандатов операций ООН по поддержанию мира (при этом Генеральный секретарь ООН систематически оценивает потребности в таких советниках, их численность и роль при подготовке каждой операции ООН по поддержанию мира (п. 12 Резолюции)); инициативы региональных и субрегиональных организаций и механизмов по защите детей, затрагиваемых вооруженными конфликтами, в том числе механизмы коллегиальных обзоров, наблюдения и отчетности, механизмы по защите детей, организация подготовки персонала по вопросам защиты детей и иные меры (п. 13 Резолюции); непосредственное включение вопросов защиты, обеспечения прав и благополучия детей, затрагиваемых вооруженными конфликтами, во все мирные процессы, мирные договоренности и в процессы планирования и составления программ по постконфликтному восстановлению и реконструкции (п. 14 Резолюции).
Преследуя конечную цель - обеспечение верховенства права в межгосударственных отношениях, Резолюция акцентирует внимание на мерах, обеспечивающих добросовестное выполнение государствами их международных обязательств, вытекающих из договоров, защищающих права детей в ситуациях вооруженных конфликтов. Отличительной особенностью проанализированной Резолюции является наличие конкретных обеспечительных мер, поддерживаемых юридически обязательной силой решений, принимаемых Советом Безопасности ООН. Действенность таких мер доказывается самим Советом Безопасности и отмечается, в частности, в Резолюциях N 1998 (2011) <13>, N 2068 (2012) <14> и N 2143 (2014).
<13> Резолюция от 12 июля 2011 г. N 1998 (2011): принята Советом Безопасности ООН на 6581 заседании. URL: www.un.org.
<14> Резолюция от 19 сентября 2012 г. N 2068 (2012): принята Советом Безопасности ООН на 6838 заседании. URL: www.un.org.
Интересной в контексте рассматриваемого общего международного обязательства обеспечить верховенство права представляется Резолюция Совета Безопасности N 1674 (2006), направленная на обеспечение выполнения обязательств государств в отношении всего гражданского населения в ситуациях вооруженных конфликтов <15>. В качестве основных мер, обеспечивающих выполнение международных договорных обязательств, в Резолюции N 1674 (2006) названы следующие: механизмы правосудия и примирения; меры ответственности государств; ратификация международных договоров по международному гуманитарному праву, правам человека и правам беженцев; принятие законодательных, судебных и административных мер; включение во все мирные процессы, мирные соглашения и планы постконфликтного восстановления и реконструкции конкретных мер по защите гражданских лиц; распространение информации о международном гуманитарном праве, правах человека и беженцев, о применении соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН посредством миротворческих и других миссий ООН; использование Международной комиссии по установлению фактов, предусмотренных в ст. 90 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г. <16>.
<15> Резолюция от 28 апреля 2006 г. N 1674 (2006): принята Советом Безопасности ООН на 5430 заседании. URL: www.un.org.
<16> Резолюция от 11 ноября 2009 г. N 1894 (2009): принята Советом Безопасности ООН на 6216 заседании. URL: www.un.org.
Подводя итог, следует отметить, что обязательные решения, принимаемые международными организациями, обусловлены заинтересованностью государств в наделении международной организации правом принимать юридически обязательные решения. В этом смысле презюмируются действия международной организации в интересах обеспечения выполнения международных договорных обязательств, что может быть подтверждено деятельностью Совета Безопасности ООН (принятием соответствующих резолюций) по обеспечению верховенства права и выполнению государствами в этой связи целого ряда обязательств, вытекающих из различных международных договоров.