Рассмотрим организационные и правовые аспекты реализации Конвенции ООН о правах инвалидов <*> (далее - Конвенция) на региональном уровне.
<*> Конвенция ООН о правах инвалидов: принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 N 61/106.
Актуальность. Вступление в силу для Российской Федерации 25 октября 2012 г. Конвенции обязывает субъекты Российской Федерации как части федеративного государства исполнять обязанности по Конвенции <1>, поэтому актуальной задачей следует считать обозначение и анализ региональной нормативной правовой базы по вопросам совершенствования законодательства в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции.
<1> Там же.
В рамках анализа регионального законодательства по выявлению и пресечению дискриминации по признаку инвалидности, основных форм и причин ее проявления особое место в свете исполнения Российской Федерацией своих обязательств по Конвенции занимает анализ региональных правовых документов, направленных на реализацию положений Конвенции. Отсутствие регламентации общественных отношений по вопросам присоединения того или иного региона к Конвенции можно считать основной причиной проявления дискриминации по признаку инвалидности.
Целью работы является обозначение организационных и правовых аспектов реализации положений Конвенции на региональном уровне.
Материал и методы. Материалами исследования являлись: законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, касающиеся присоединения Российской Федерации к Конвенции. Методологической основой исследования стала система мониторинга выполнения Конвенции, включающая системно-структурный и системно-правовой методы.
Результаты. Правовым основанием для формирования регионального законодательства в области реализации положений Конвенции следует считать положения п. 5 ст. 4 Конвенции, которые распространяются на все части федеративных государств без каких бы то ни было ограничений или изъятий <2>.
<2> Там же.
В рамках реализации Конвенции на федеральном уровне в 2012 - 2016 гг. был принят ряд законодательных актов, основополагающим из которых является системный Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" <3> (далее - Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ).
<3> Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов".
На региональном уровне к настоящему времени сложилась определенная правовая база, регламентирующая отдельные аспекты присоединения субъектов Российской Федерации к Конвенции. В данном случае следует отметить отдельные направления правовой регламентации, прежде всего организационные аспекты. Были образованы межведомственные рабочие группы по разработке проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, необходимых для реализации положений Конвенции <4>, назначались должностные лица органов исполнительной власти, ответственные за координацию работы по выполнению положений Конвенции <5>.
<4> Приказ Министерства социальной политики Калининградской области от 23.07.2015 N 374 "О создании рабочей группы по разработке проектов нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" в Калининградской области"; Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 27.07.2015 N 734-р "О межведомственной рабочей группе по разработке проектов нормативных правовых актов Удмуртской Республики, необходимых для реализации Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов".
<5> Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.10.2015 N 424-р "Об утверждении списка должностных лиц органов исполнительной власти Краснодарского края, ответственных за координацию работы по выполнению положений Конвенции о правах инвалидов"; Приказ Минздрава Рязанской области от 15.04.2016 N 711 "О назначении должностного лица, ответственного за координацию работы по выполнению положений Конвенции о правах инвалидов и мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов объектов".
В целях полного и своевременного исполнения обязательств по Конвенции региональные власти делали особый акцент на регламентации отношений в области осуществления мониторинга выполнения Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ <6>, в частности, утверждались перечни исполнительных органов государственной власти, ответственных за осуществление мониторинга, которые должны представлять информацию о ходе выполнения исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления мер по реализации указанного Закона, а также о мерах по осуществлению административного контроля за исполнением его норм <7>.
<6> Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов".
<7> Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 21.12.2015 N 1276-р "Об организации проведения мониторинга по реализации Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов"; распоряжение губернатора ХМАО-Югры от 09.03.2016 N 58-рг "О мониторинге за выполнением положений Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" в 2016 году".
В рамках реализации положений Конвенции на территориях субъектов Российской Федерации принципиально важным представляется регламентация отношений в области подготовки докладов о мерах, принимаемых для выполнения обязательств субъекта Российской Федерации по Конвенции. Соответствующий опыт существует в Республике Тыва, Чеченской Республике и других субъектах Российской Федерации <8>.
--------------------------------
<8> Постановление Правительства Республики Тыва от 14.09.2015 N 437 "О Правилах подготовки доклада о мерах, принимаемых для выполнения обязательств Республики Тыва по Конвенции о правах инвалидов"; распоряжение Правительства Чеченской Республики от 22.02.2017 N 45-р "О подготовке доклада о мерах, принимаемых на территории Чеченской Республики для выполнения обязательств Российской Федерации по Конвенции о правах инвалидов".
Системообразующей составляющей региональной правовой базы в области осуществления мер по выполнению положений Конвенции являются законы о внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции <9>. В рамках реализации положений Конвенции и Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ во многих регионах приняты "дорожные карты" доступности для инвалидов объектов и услуг <10>.
<9> Закон Еврейской автономной области от 28.10.2015 N 797-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законы Еврейской автономной области в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов"; Закон Республики Бурятия от 17.12.2015 N 1597-У "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Бурятия в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов".
<10> Постановление Правительства Кировской области от 21.09.2015 N 61/615 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" на 2015 - 2030 годы"; распоряжение Правительства Республики Калмыкия от 29.10.2015 N 361-р "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Республике Калмыкия на 2015 - 2018 годы".
В рамках исполнения обязательств Конвенции на региональном уровне следует отметить еще один немаловажный аспект. Согласно положениям ст. 9 Конвенции, для того чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, транспорту, информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения как в городских, так и в сельских районах <11>.
<11> Конвенция ООН о правах инвалидов: принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 N 61/106.
Из вышеуказанного следует, что обеспечение инвалидам доступа к различного рода объектам и услугам должно осуществляться также и на территориях муниципальных образований (городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов и т.д.) <12>.
<12> Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В данной связи представляется необходимым на законодательном уровне определить основные направления деятельности органов местного самоуправления по созданию "безбарьерной" среды жизнедеятельности инвалидов. Кроме того, в региональных нормативных правовых актах, утверждающих планы мероприятий "дорожные карты" по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг, следует обозначать рекомендации органам местного самоуправления разработать и утвердить планы мероприятий "дорожные карты" по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на территориях муниципальных образований. В дополнение к сказанному следует отметить прецеденты формирования муниципальной правовой базы по вопросам реализации Конвенции <13>.
<13> Постановление Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 19.11.2015 N 3475-па "О мерах по реализации на территории муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" Конвенции о правах инвалидов, Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов"; распоряжение администрации городского округа "Инта" от 15.03.2017 N 147 "О проведении проверок соблюдения норм Федерального законодательства и законодательных актов Республики Коми в целях исполнения положений Конвенции о правах инвалидов на 2017 год".
Заключение. Анализ положений норм Конвенции <14>, Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ <15>, регионального законодательства показывает, что в целях наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни совершенствование нормативной правовой базы должно со всей необходимостью осуществляться как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.
<14> Конвенция ООН о правах инвалидов: принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 N 61/106.
<15> Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов".