Обозначим основные направления правовой регламентации в области реализации прав детей-инвалидов в субъектах Российской Федерации в рамках исполнения обязательств Российской Федерации по Конвенции ООН о правах инвалидов <*> (далее - Конвенция).
<*> Конвенция ООН о правах инвалидов: принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. N 61/106 // СПС "Гарант".
Результаты позволили выявить на региональном уровне различия в перечне мер для обеспечения осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. В рамках исполнения Конвенции обозначение накопленного опыта правовой регламентации в отдельных субъектах Российской Федерации будет содействовать более полной реализации детьми-инвалидами своих законных прав и интересов. Для обеспечения всем детям-инвалидам реализации прав и свобод по каждой статье Конвенции в наиболее полной мере представляется целесообразным распространить накопленный положительный опыт правовой регламентации на все субъекты Российской Федерации.
Дети-инвалиды считаются одной из самых незащищенных в социальном плане категорией населения <1>, <2>. Проблемы реализации прав детей-инвалидов освещены в отечественной литературе, обозначены пути их решения <2>, <3>, <4>, <5>, <6>, <7>.
<1> Жаворонков Р.Н. Аналитическая записка "Сравнительно-правовой анализ федерального законодательства РФ в области реабилитации и социальной защиты инвалидов и Конвенции ООН о правах инвалидов". М., 2008. С. 9 - 13.
<2> Лукин В.П. О соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации (Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации). М.: Издательский дом "Юриспруденция", 2006. 120 с.
<3> Котова С.Ю. Инвалиды с точки зрения закона // Дети-инвалиды: защита прав и интересов. Приложение к журналу "Школьный вестник". М., 2002. С. 16.
<4> Герасимов В.Н. Правовая и социальная поддержка семей с детьми-инвалидами // Социальное и пенсионное право. 2011. N 3. С. 27 - 30.
<5> Самсонова В. Детей-инвалидов поддержат // ЭЖ-Юрист. 2016. N 6 - 7. С. 15.
<6> Харламова М.Л. Защита жилищных прав детей-инвалидов средствами прокурорского надзора в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов // Социальное и пенсионное право. 2013. N 2. С. 31 - 34.
<7> Андреева О.А. Правовое обеспечение доступности услуг в сфере образования для детей-инвалидов // Социальное и пенсионное право. 2016. N 1. С. 13 - 16.
Вступление в силу для Российской Федерации Конвенции обязывает субъекты Российской Федерации как части федеративного государства исполнять обязанности по Конвенции (п. 5 ст. 4), поэтому актуальной задачей следует считать обозначение и анализ региональной нормативной правовой базы по вопросам социальной защиты детей-инвалидов <8>.
<8> Шестаков В.П., Свинцов А.А., Радуто В.И., Радькова Е.А., Чернова Г.И. Современные аспекты правового регулирования в сфере социальной защиты инвалидов в Российской Федерации // Социальное и пенсионное право. 2013. N 1. С. 11 - 14.
Целью работы является обозначение основных направлений правовой регламентации в области реализации прав детей-инвалидов в рамках исполнения обязательств по Конвенции на региональном уровне.
Материалами исследования являлись: законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, принятые в 2014 - 2016 гг., касающиеся реализации детьми-инвалидами своих законных прав и интересов в рамках присоединения Российской Федерации к Конвенции.
В процессе мониторинга выполнения Конвенции использован системно-структурный и системно-правовой методы. Системно-правовой метод обязывает осуществлять обозначение нормативно-правовой базы не только в рамках исполнения обязательств по ст. 7 Конвенции "Дети-инвалиды", но и во взаимосвязи с иными статьями Конвенции.
Совершенствование региональной правовой базы в сфере социальной защиты детей-инвалидов во многом детерминировано правовой регламентацией на федеральном уровне.
В области охраны здоровья детей-инвалидов (ст. 25 Конвенции) следует отметить акцентирование внимания правотворческих органов федерального уровня на отдельных аспектах обеспечения детей-инвалидов специализированными продуктами лечебного питания <9>, <10>, <11>, <12>.
<9> Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2015 г. N 333 "Об утверждении Правил формирования перечня специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов" // СЗ РФ. 2015. С. 16. Ст. 2373.
<10> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2015 г. N 2052-р "Об утверждении перечня специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов на 2016 год" // СЗ РФ. 2015. С. 42. Ст. 5856.
<11> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2016 г. N 2622-р "Об утверждении перечня специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов на 2017 год" // СЗ РФ. 2016. С. 51. Ст. 7425.
<12> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2017 г. N 2466-р "Об утверждении перечня специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов на 2018 год" // СЗ РФ. 2017. С. 46. Ст. 6832.
В рамках выполнения положений ст. 26 Конвенции следует отметить утверждение:
- формы индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка ее разработки и реализации <13>;
<13> Приказ Минтруда России от 13 июня 2017 г. N 486н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм". URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 21.08.2017).
- порядка предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм информации об исполнении возложенных на них мероприятий в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы <14>;
<14> Приказ Минтруда России от 15 октября 2015 г. N 723н "Об утверждении формы и Порядка предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм информации об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида мероприятий в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2016. N 5.
- правил направления материнского капитала на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов <15>;
<15> Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2016 г. N 380 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, путем компенсации затрат на приобретение таких товаров и услуг" // СЗ РФ. 2016. N 20. Ст. 2828.
- перечня товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов <16>.
<16> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2016 г. N 831-р "Об утверждении перечня товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов" // СЗ РФ. 2016. N 20. Ст. 2844.
Перечень мер для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми, а также для поощрения равенства и устранения дискриминации на региональном уровне достаточно разнообразен. Можно выделить отдельные блоки правового регулирования.
В целях обеспечения полного включения и вовлечения в местное сообщество (ст. 19 Конвенции) региональные власти предоставляли: в Камчатском крае в отношении граждан, имеющих в составе семьи детей-инвалидов, социальные выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность <17>, в Смоленской области - меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг <18>.
<17> Приказ Министерства ЖКХ и энергетики Камчатского края от 28 декабря 2015 г. N 729 "Об утверждении Порядка предоставления социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность гражданам, имеющим в составе семьи детей-инвалидов" // Официальные ведомости. 2016. N 10 - 11.
<18> Постановление Администрации Смоленской области от 13 ноября 2015 г. N 713 "О форме предоставления на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, детям-инвалидам и гражданам, имеющим детей-инвалидов" // Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области. 2015. N 10 (часть III). С. 181.
В части принятия надлежащих мер для устранения дискриминации в отношении детей-инвалидов во всех вопросах, семьи, отцовства, материнства и личных отношений наравне с другими (ст. 23 Конвенции) в Кемеровской области региональные власти осуществляли социальные выплаты для улучшения жилищных условий семьям усыновителей детей-инвалидов <19>, в Самарской области присуждали именные премии для родителей, воспитывающих двух и более детей-инвалидов <20>.
<19> Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 5 ноября 2015 г. N 366 "О некоторых вопросах в сфере предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям семей, взявших на воспитание детей-инвалидов". URL: http://www.zakon.kemobl.ru (дата обращения: 06.11.2015).
<20> Распоряжение Губернатора Самарской области от 25 ноября 2015 г. N 707-р "О присуждении именных премий Губернатора Самарской области для людей с ограниченными возможностями здоровья и родителей, воспитывающих двух и более детей-инвалидов, за 2015 год" // Волжская коммуна. 2015. N 314 (29513).
В Пермском крае организовано сопровождение семей с детьми-инвалидами для достижения их максимальной интеграции в общество и повышения уровня и качества жизни <21>.
<21> Приказ Министерства социального развития Пермского края от 10 февраля 2016 г. N СЭД-33-01-03-85 "Об организации сопровождения семей с детьми-инвалидами" // Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края. 2016. N 9.
В области образования (ст. 24 Конвенции) в Республике Карелия обращали внимание на процессуальные аспекты воспитания и обучения детей-инвалидов на дому <22>, в Иркутской области регламентировались вопросы применения дистанционных образовательных технологий <23>, в Республике Татарстан оформляли отношения государственных и муниципальных образовательных организаций и родителей (законных представителей) детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях <24>.
<22> Приказ Министерства образования Республики Карелия от 7 ноября 2014 г. N 1117 "Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому" // СЗ Республики Карелия. 2014. N 11 (часть II). Ст. 2139.
<23> Постановление Правительства Иркутской области от 5 мая 2015 г. N 201-пп "Об утверждении Положения об обучении детей-инвалидов с применением дистанционных образовательных технологий в Иркутской области" // Областная. 2015. N 54.
<24> Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 марта 2015 г. N 135 "Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях" // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 2015. N 21. Ст. 0715.
В области охраны здоровья детей-инвалидов (ст. 25 Конвенции) в Удмуртской Республике организовано обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, специализированными продуктами питания <25>, в Республике Мордовия предоставляются путевки в санаторно-оздоровительные учреждения <26>, в Камчатском крае компенсируются расходы стоимости лечения и проезда к месту лечения и обратно детям-инвалидам и сопровождающим их лицам <27>.
<25> Распоряжение Минздрава Удмуртской Республики от 31 декабря 2015 г. N 1070 "О мерах по обеспечению отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов" // СПС "КонсультантПлюс".
<26> Постановление Правительства Республики Мордовия от 6 мая 2016 г. N 228 "Об утверждении Положения о порядке предоставления в 2016 году путевок "Мать и дитя" в санаторно-оздоровительные учреждения детям-инвалидам с заболеваниями "детский церебральный паралич" и (или) "аутизм" в различных формах совместно с одним из родителей (законных представителей)" // Известия Мордовии. 2016. N 50 - 22.
<27> Приказ Минздрава Камчатского края от 20 марта 2014 г. N 277 "Об утверждении Положения о компенсации расходов стоимости лечения и проезда к месту лечения и обратно детям-инвалидам и сопровождающим их лицам, проживающим в Камчатском крае, в 2013 - 2015 годы" // СПС "КонсультантПлюс".
В рамках реализации положений ст. 26 Конвенции в Брянской области регламентированы процессуальные аспекты направления средств областного материнского капитала для компенсации затрат на приобретение необходимых для социальной адаптации и интеграции детей-инвалидов в общество товаров и услуг <28>, в Пермском крае осуществляется обеспечение детей-инвалидов техническими средствами реабилитации и реабилитационными услугами, не предусмотренными федеральным перечнем <29>.
<28> Постановление Правительства Брянской области от 18 июля 2016 г. N 376-п "Об утверждении Правил направления средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, путем компенсации затрат на приобретение таких товаров и услуг". URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 21.07.2016).
<29> Приказ Министерства социального развития Пермского края от 17 февраля 2014 г. N СЭД-33-05-59-198 "Об обеспечении инвалидов, детей-инвалидов техническими средствами реабилитации и реабилитационными услугами, не предусмотренными федеральным перечнем технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам бесплатно" // Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края. 2014. С. 7.
Региональные власти, в частности в Волгоградской области, уделяли внимание процессуальным аспектам предоставления социальных услуг (ст. 28 Конвенции) <30>.
<30> Приказ комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 18 февраля 2015 г. N 322 "Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам, страдающим психическими расстройствами" // Волгоградская правда. 2015. С. 38.
В части реализации права участвовать наравне с другими в культурной жизни (ст. 30 Конвенции) в Ярославской области проводятся фестивали самодеятельного и художественного творчества детей-инвалидов <31>.
<31> Указ Губернатора Ярославской области от 5 марта 2015 г. N 103 "О проведении областного фестиваля для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья "Я люблю этот мир" // Документ-Регион. 2015. С. 20.
Заключение. Анализ нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации показал, что перечень мер для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми на региональном уровне различен. В представленных выше субъектах Российской Федерации принятые меры позволяют обеспечить детям-инвалидам реализацию прав и свобод по отдельным статьям Конвенции в наиболее полной мере, что является положительным опытом.
Обозначение накопленного опыта правовой регламентации будет содействовать более полной реализации детьми-инвалидами своих законных прав и интересов и позволит распространить его на все субъекты Российской Федерации. В связи с этим представляется целесообразным на федеральном уровне с учетом накопленного регионального опыта разработать и утвердить ряд типовых документов и распространить указанную практику на все регионы.