Проанализируем социальные права осужденных инвалидов, отбывающих наказание в виде лишения свободы с учетом изменений, внесенных в УИК РФ после ратификации Россией международной Конвенции о правах инвалидов. На основании проведенного исследования автор пришел к выводу, что, во-первых, создание улучшенных жилищно-бытовых условий содержания инвалидов, осужденных к лишению свободы, не исполняется (ст. 99 УИК РФ). Во-вторых, не все осужденные инвалиды обеспечены техническими средствами реабилитации (ст. 101 УИК РФ). В-третьих, при этапировании осужденных инвалидов-колясочников технические средства реабилитации часто ломаются. В результате исследования автором предложены изменения в ст. 101 УИК РФ.
С 1 января 2016 г. вступили в силу изменения в уголовно-исполнительное законодательство России, связанные с ратификацией Российской Федерацией Конвенции ООН о правах инвалидов <1> (далее - Конвенция) <2>. Согласно Конвенции государства-участники должны обеспечить доступность объектов и услуг, предоставляемых лицам с ограниченными возможностями здоровья. Нормы указанной Конвенции распространяются также и на инвалидов, находящихся в местах изоляции (СИЗО, исправительные учреждения, лечебно-исправительные учреждения, тюрьмы). Численность осужденных к лишению свободы инвалидов на 1 января 2018 г. составила 20 054 человека, из них 461 чел. - инвалиды I группы, 8 264 чел. - инвалиды II группы, 11 325 чел. - инвалиды III группы <3>.
<1> Резолюция 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. "Конвенция о правах инвалидов". URL: https://www.un.org/ru/documents/ (дата обращения: 24.08.2018).
<2> См.: Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" // СЗ РФ. 2012. N 19. Ст. 2280.
<3> Статистическая форма 1-МЕД. Итоговые данные за 2017 г.
Отметим, что основными направлениями по оказанию содействия инвалидам являются:
- медицинская реабилитация;
- профессиональная ориентация;
- социально-средовая, социально-бытовая адаптация;
- физкультурно-оздоровительные мероприятия <4>.
<4> Альтернативный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в рамках 19-й сессии Комитета ООН по правам инвалидов (26 - 28.02.2018) // Социальное и пенсионное право. 2018. N 2. С. 50.
Указанные мероприятия с 1 января 2016 г. теперь реализуются и в местах изоляции от общества, но только отчасти. Отметим, что внесенные изменения в Уголовно-исполнительный кодекс РФ (далее - УИК РФ) (ст. 101 УИК РФ), а также в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы до 2020 г. <5>, в числе которых обеспечение оказания медико-социальной помощи и реализация программ реабилитации (абилитации), а также создание улучшенных условий содержания инвалидам (ст. 99 УИК РФ) и лицам, не способным или ограниченно способным обслуживать себя самостоятельно, на практике в полном объеме не исполняются. В целях реализации положений Конвенции дополнительно к существующему понятию "реабилитация" в российском законодательстве закреплено право инвалидов на абилитацию как процесс формирования новых способностей, которые ранее отсутствовали у лица с ограниченными возможностями, к ведению трудовой, общественной, образовательной и бытовой деятельности. Реализация программ абилитации в уголовно-исправительных учреждениях требует технического, материального оснащения исправительных учреждений.
<5> Распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. N 1772-р (ред. от 23.09.2015) "О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года" // СЗ РФ. 2010. N 43. Ст. 5544.
По-прежнему существует проблема обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. Так, например, согласно официальным данным ФСИН России на 1 января 2018 г. нуждались в данных средствах 2 541 осужденный инвалид, обеспечены 2 018 осужденных <6>. По результатам проведенного нами исследования большинство жалоб осужденных, имеющих определенную группу инвалидности, связано с тем, что при этапировании осужденных железнодорожным или автомобильным транспортом технические средства реабилитации (инвалидные коляски) часто ломаются или выходят из строя, поскольку указанные транспортные средства не предназначены для перевозки инвалидов-колясочников. В новом исправительном учреждении указанные средства реабилитации закупить невозможно, поскольку планирование государственных закупок осуществляется один раз в год, план-график закупок на конкретное исправительное учреждение размещается на официальном сайте. Закупки осуществляются исправительными учреждениями в текущем финансовом году, поэтому закупить сломанное техническое средство реабилитации (инвалидную коляску) возможно только через полгода или больше. Предположить, какие технические средства реабилитации будут необходимы и будут ли направлены отбывать наказание в конкретную исправительную колонию осужденные с ограниченными возможностями здоровья, тоже является маловероятным, поэтому исправительные колонии не включают в планы-графики закупок данные виды товаров. Кроме того, сама процедура государственных закупок требует определенных временных затрат и может занять несколько месяцев. В связи с этим для решения указанной проблемы предлагаем дополнить ст. 99 УИК РФ "Материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы" ч. 8 "Осужденные, являющиеся инвалидами и находящиеся в исправительных учреждениях, обеспечиваются необходимыми техническими средствами реабилитации (абилитации), находящимися на балансе исправительного учреждения бесплатно, на период отбывания наказания". Для реализации данной нормы считаем целесообразным создание региональных (межрегиональных) специализированных локальных участков для проживания осужденных инвалидов и других маломобильных осужденных, расположенных на первых этажах зданий, с улучшенными жилищно-бытовыми условиями, спроектированных с учетом физиологических особенностей указанных категорий осужденных. Реализация указанных предложений позволит значительно решить проблему доступности объектов уголовно-исполнительной системы для осужденных с ограниченными возможностями здоровья.
<6> Статистическая форма 1-МЕД ФСИН России. Итоговые данные за 2017 г.
Осужденные инвалиды также жалуются на несвоевременное обеспечение их лекарственными препаратами, на их нехватку, связанную с недостаточностью финансирования расходов из бюджета.
Лишение свободы является наиболее распространенным видом наказания, применяемым на практике. По данным ФСИН России, по состоянию на 1 августа 2018 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержались 587 111 чел. <7>. Таким образом, доля осужденных инвалидов, находящихся в местах изоляции, составляет примерно 3,4%. Большинство осужденных страдают различными социально значимыми заболеваниями. Некоторые из них до попадания в исправительное учреждение не обращались к службам общественного здравоохранения и социальным службам.
<7> Краткая характеристика уголовно-исправительной системы. URL: http://фсин.рф/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (дата обращения: 22.08.2018).
Важное значение имеют закрепленные в ст. 3 Конвенции принципы, среди которых полное, эффективное вовлечение и включение инвалидов в общество; уважение особенностей инвалидов; равенства возможностей; равенства мужчин и женщин. После ратификации Конвенции существуют трудности, связанные с ее реализацией в отношении инвалидов, отбывающих наказание в местах изоляции. Так, например, с 1 января 2016 г. с целью реализации Конвенции ч. 6 ст. 101 УИК РФ предусматривает реализацию права на направление на освидетельствование и переосвидетельствование осужденных после подачи ими соответствующего заявления.
Необходимо разработать правовые нормы, позволяющие инвалидам быть полноправными членами общества после окончания срока заключения и освобождения из исправительных учреждений с возможностью последующей интеграции осужденных инвалидов в общество. Так, например, труд осужденных имеет комплексное регулирование, поскольку лежит в плоскости действия норм как трудового, так и уголовно-исполнительного права. В силу экономических причин трудоустройство всех осужденных в исправительных учреждениях, несмотря на прямое указание закона (п. 1 ст. 103 УИК РФ), зачастую объективно невозможно <8>. Трудоустройство инвалидов III группы, труд для которых является обязательным в местах изоляции, также является затруднительным в связи с необходимостью закупки и установки специального оборудования. После освобождения инвалиды III группы, имеющие профессию, имеют гораздо больше шансов трудоустроиться и не совершить повторное преступление.
<8> См.: Хильман Д.В. Правовые особенности труда осужденных // Вестник Кузбасского института. 2013. N 3 (16). С. 40.
Юридической гарантией реализации норм Конституции России являются закрепление в ней права на государственные пенсии, поддержка инвалидов, гарантии социальной защиты (ст. 7), а также права нуждающемуся на социальное обеспечение в случае наступления инвалидности (ст. 39) <9>. Цель государственной политики в области социальной защиты инвалидов - обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, политических и других прав и свобод, а также обеспечение мер социальной поддержки для преодоления и замещения ограничений жизнедеятельности. После ратификации Российской Федерацией Конвенции ООН о правах инвалидов органами законодательной и исполнительной власти проделана значительная работа по приведению отечественного законодательства и правоприменительной практики в соответствие с положениями Конвенции <10>.
<9> Лунгу Е.В., Брылякова Е.С. Конституционные правоотношения и гражданско-правовые отношения: сравнительный анализ // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. N 7. С. 16.
<10> См.: Эртель Л.А. Нормативно-правовое регулирование медицинского обеспечения осужденных и лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях России // Социальное и пенсионное право. 2017. N 1. С. 20 - 29.
Таким образом, несмотря на значительные достижения по интеграции инвалидов в жизнь общества, формирование доступной среды, защита личных и социальных прав осужденных с ограниченными возможностями здоровья, а также абилитация и реабилитация инвалидов, осужденных к лишению свободы, все еще остаются актуальной проблемой.