Роль ООН в противодействии угрозам кибертерроризма (особенности правового регулирования).

Заголовок: Роль ООН в противодействии угрозам кибертерроризма (особенности правового регулирования). Сведения: 2022-11-28 07:21:46

Рассмотрим основные угрозы кибертерроризма, показана роль Организации Объединенных Наций в сфере противодействия кибертерроризму, выделены особенности правового регулирования полномочий Контртеррористического комитета Совета Безопасности ООН в указанной сфере, предложены основные направления по противодействию угрозам кибертерроризма, отдельно показано значение взаимодействия международных организаций и государственных органов с частным бизнесом в сфере информационных технологий в борьбе с организованной преступностью и терроризмом.

Учитывая высокие темпы технологических инноваций, по мнению многих экспертов, к 2022 году к Интернету будет подключено более 20 млрд устройств Internet of Things (далее - IoT, интернет вещей), что увеличивает риск воздействия на системы управления производством и инфраструктуру государств. Так как Интернет является крупнейшим составляющим компонентом киберпространства, функционирующим в более чем 200 странах и с более 1 млрд пользователей по всему миру, то угроза кибертерроризма возрастает постоянно, поскольку он построен на основе национальных и международных телекоммуникационных инфраструктур, которые также включают в себя проводную, беспроводную и спутниковую связь <1>. Также террористические группы получили возможность, во-первых, совершать террористические атаки посредством Интернета, ведя к разрушению объекты жизненно важной инфраструктуры, такой как системы энерго- и водоснабжения, а также транспортного сообщения - в массовом масштабе; во-вторых, вербовать через социальные сети сторонников, способных совершать подобные атаки.

<1> Goodman S. Science and Technology to Counter Terrorism. Cyberterrorism and Security Measures. 2007. URL: https://www.nap.edu/read/11848/chapter/6.

Таким образом, если работа этих систем будет нарушена, целые государства понесут непоправимый ущерб с точки зрения экономического и социального благополучия. При этом сложность инфраструктуры страны увеличивает угрозу кибертерроризма, если в ней нет механизма защиты от кибертеррористических атак <2>.

<2> См.: Prasad K. Cyber terrorism: Addressing the Challenges for Establishing an International Legal Framework. 2012. URL: https://ro.ecu.edu.au/cgi/viewcontent.cgi?referer=&httpsredir=1&article=1016&context=act.

Указанные проблемы находятся под пристальным вниманием ООН. Совет Безопасности ООН неоднократно подчеркивал важность цифровых технологий в борьбе с глобальной угрозой терроризма и призывает государства-члены развивать совместную деятельность в этой области <3>.

<3> См.: Терроризм. Правовые аспекты борьбы. Нормативные и международные правовые акты с комментариями, научные статьи / Л.К. Айвар [и др.]; вступ. ст.: В.П. Лукин, А.П. Торшин; отв. ред. и рук. авт. кол. И.Л. Трунов. М.: Эксмо, 2005. 512 с.

В соответствии с Резолюцией 1373 Совета Безопасности ООН <4> государства-члены должны объединить усилия для поиска эффективных способов активизации и ускорения обмена оперативной информацией об использовании информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) террористическими группами, а также для пресечения вербовочной активности. Для этого необходимо развивать и укреплять международное, региональное и субрегиональное сотрудничество при принятии мер, призванных воспрепятствовать использованию террористами технологий, средств связи и ресурсов для подстрекательства к поддержке террористических актов.

<4> Резолюция Совета Безопасности ООН от 28 сентября 2001 г. N 1373(2001). Текст Резолюции официально опубликован не был.

Для координации и информационно-разъяснительной работы был образован Контртеррористический комитет Совета Безопасности ООН (далее - КТК Совета Безопасности ООН). Деятельность КТК Совета Безопасности ООН направлена на выработку комплексного подхода к борьбе с терроризмом за счет включения ИКТ в процесс выполнения резолюций Совета Безопасности. Многие проблемы, возникающие в результате использования ИКТ в террористической деятельности, обобщают опыт правоохранительных органов в борьбе с организованной преступностью и другими формами преступности, в том числе и такими, как киберпреступность.

Исполнительный директорат Контртеррористического комитета Совета Безопасности ООН (далее - ИДКТК Совета Безопасности ООН), оценивая деятельность террористических организаций, считает, что терроризм продолжает развиваться в качестве угрозы международному миру и безопасности. Поэтому особое значение приобретает изучение и распространение опыта государств - членов ООН по защите критически важной инфраструктуры от таких террористических атак, выявление уязвимости и будущих проблем в этой области.

Также особой проблемой в борьбе с киберпреступностью является использование цифровых доказательств, так как их сохранение и сбор являются ключевыми элементами уголовного преследования преступников.

С этой целью был запущен "Законный доступ к цифровой информации через границы" - совместная инициатива ИДКТК Совета Безопасности ООН, Управления ООН по наркотикам и преступности и Международной ассоциации прокуроров. Он направлен на расширение возможностей следователей, прокуроров и центральных органов, участвующих в борьбе с терроризмом, по получению "электронных доказательств" и работе с частным сектором для обеспечения соблюдения международного права, в частности международных стандартов в области прав человека.

Следует отметить, что достижения в области искусственного интеллекта, машинного обучения и баз данных (Big Data) также развивают фундаментальные правовые, этические и культурные вопросы, а также способы их использования в борьбе с терроризмом. При правильном использовании эти перспективные технологии полезны не только для борьбы с киберпреступностью, но и в рамках научных исследований, образования и общественного здравоохранения. Однако в то же время они представляют собой высокоуровневые риски противозаконного использования, включая появление новых форм террористического насилия и новых возможностей для совершения преступлений, ведущих к разрушительным последствиям, связанным с манипуляцией и вторжением в частную жизнь.

Хотя информационно-коммуникационные технологии возможно использовать в преступных, подрывных целях, они также служат мощным инструментом для борьбы с терроризмом и организованной преступностью. Поэтому государственным органам стоит усилить соответствующие законодательные нормы своих стран и привести их в соответствие с международными стандартами, а также строго придерживаться политики абсолютной нетерпимости к кибертерроризму, признавая при этом необходимость соблюдения прав человека и личной конфиденциальности граждан.

Также необходимо усиление просвещения общественности об угрозе кибертерроризма, включая предоставление доступной и точной информации об уязвимостях, потенциальных угрозах и имевших место инцидентах, а также об ожидаемом поведении. Кроме того, следует обеспечить доступ к правоохранительным органам для решения вопросов и передачи донесений о подозрительном поведении. Это касается не только представителей общественности как отдельных лиц, но и организаций, которые играют ключевую роль в контроле за своими сотрудниками; необходимо проведение в их отношении проверок и прочих политик управления персоналом, помимо своевременного исполнения мер поддержки информационной безопасности.

Также необходим доступ к различным онлайн-материалам для дальнейшего понимания угрозы кибертерроризма, а также мер по защите компьютеров от атак <5>. Следовательно, обучение, просветительская деятельность и государственно-частное партнерство позволят эффективно бороться с кибертерроризмом.

<5> Sundaram S. Cyber Terrorism: Problems, Perspectives, and Prescription. 2008. URL: https://www.academia.edu/812094/Cyber_Terrorism_Problems_Perspectives_and_Prescription.

Необходимость привлечения частного бизнеса - еще одна задача в борьбе с организованной преступностью и терроризмом. 'Tech Against Terrorism' (Технологии против терроризма) - инициатива ИДКТК Совета Безопасности ООН, который выступает за саморегулирование в отрасли и побуждает предприятия ИКТ брать на себя больше ответственности в отношении неправомерного использования своих платформ для того, чтобы лишить террористов возможности использовать Интернет в своих целях, в то же время увязывая подобные вмешательства с необходимостью уважать права человека и основные свободы.

Поэтому Совет Безопасности ООН подчеркивает необходимость поддержки государствами - членами инициативы 'Tech Against Terrorism' и ее стратегического партнера - Глобального интернет-форума по борьбе с терроризмом (Global Internet Forum to Counter Terrorism, GIFCT). Созданная Facebook, Microsoft, Twitter и YouTube программа GIFCT направлена на разработку технологических решений, проведение исследований и обмен информацией, что поможет внести вклад в глобальную борьбу с терроризмом.

Частным организациям также следует разрабатывать политику безопасности и заниматься комплексным планированием в отношении риска кибертеррористических атак <6>. Разработанные методы обеспечения безопасности должны охватывать все аспекты информационной системы, что возможно путем принятия международного стандарта по руководящим принципам информационной безопасности.

<6> Goodman S. Op. cit.

Следовательно, соблюдение политики компьютерной безопасности значительно усложнит проникновение в компьютерную систему со стороны кибертеррористов и таким образом снизит угрозу кибертеррористических инцидентов. Кроме того, внедрение и регулярное обновление компьютерных приложений безопасности затрудняет проведение кибертеррористических атак.

Деятельность Meta Platforms Inc. по реализации продуктов - социальных сетей Facebook и Instagram на территории РФ запрещена по основаниям осуществления экстремистской деятельности.

"Исламское государство" (другие названия: "Исламское Государство Ирака и Сирии", "Исламское Государство Ирака и Леванта", "Исламское Государство Ирака и Шама") - запрещенная в России террористическая организация.

© 2011-2018 Юридическая помощь в составлении жалоб в Европейский суд по правам человека. Юрист (представитель) ЕСПЧ.