Решения Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам.

Заголовок: Решения Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам. Сведения: 2022-11-01 07:09:42

По завершении Комитетом анализа докладов и заслушания представителей государств-участников Комитет подводит итог рассмотрению докладов государств-участников путем составления "заключительных замечаний", представляющих собой принятое Комитетом решение о положении дел с осуществлением Пакта в соответствующем государстве-участнике. Заключительные замечания состоят из пяти разделов: a) введение; b) позитивные аспекты; c) факторы и трудности, препятствующие осуществлению Пакта; d) основные вопросы, вызывающие озабоченность; e) предложения и рекомендации. Заключительные замечания принимаются на закрытом заседании и обнародуются в последний день каждой сессии.

В ряде случаев Комитет констатировал наличие нарушений Пакта и в силу этого настоятельно призывал государства-участники воздерживаться от любых дальнейших нарушений соответствующих прав.

Объектом нарушений могут стать любые права человека, не являются исключением в этом отношении и экономические, социальные и культурные права. В Лимбургских принципах осуществления Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах перечисляются следующие ситуации, равносильные нарушению государством-участником положений Пакта (принцип 72): a) государство не предпринимает меры, предписываемые ему Пактом; b) оно не принимает меры с целью оперативного устранения препятствий, которые обязано устранить с целью создания условий для незамедлительного выполнения того или иного права; c) оно не принимает меры с целью незамедлительного осуществления права, немедленное соблюдение которого оно должно гарантировать согласно положениям Пакта; d) оно преднамеренно не соблюдает общепринятый международный минимальный стандарт обеспечения прав, хотя в состоянии сделать это; e) оно ограничивает какое-либо из признанных в Пакте прав в форме, не согласующейся с положениями Пакта; f) оно преднамеренно затягивает или тормозит постепенное осуществление того или иного права, за исключением тех случаев, когда оно действует в рамках допустимых Пактом пределов или делает это по причине нехватки имеющихся ресурсов; g) оно не представляет доклады, как это предписывается Пактом.

Хотя заключительные замечания Комитета, и в частности предложения и рекомендации, с юридической точки зрения, возможно, и не имеют обязательного статуса, они отражают мнение единственного экспертного органа, правомочного и способного выносить такие постановления. Таким образом, игнорирование или несоблюдение государствами-участниками этих соображений свидетельствовало бы об их недобросовестном выполнении своих обязательств по Пакту. Имеются случаи, когда причиной изменения политики, практики и законодательства послужили, по крайней мере отчасти, заключительные замечания Комитета.

В дополнение к заключительным замечаниям государства-участники иногда получают письма от председателя с изложением вопросов, вызывающих озабоченность членов Комитета.

Кроме того, Комитет принимает проекты решений для их возможного утверждения ЭКОСОС в тех случаях, когда это требуется. Как правило, это происходит в тех случаях, когда Комитет просит государство-участника направить ему письмо с приглашением посетить страну и предоставить соответствующему правительству техническую или иную помощь, которая может ему понадобиться для целей более полного осуществления и соблюдения положений Пакта. До настоящего времени Комитет дважды обращался к государствам-участникам с просьбой препроводить ему приглашения, позволяющие его членам посетить соответствующие страны (Доминиканская Республика и Панама). Однако лишь во втором случае (речь идет о Панаме) государство представило запрошенное приглашение, и в апреле 1995 года поездка в эту страну состоялась.

© 2011-2018 Юридическая помощь в составлении жалоб в Европейский суд по правам человека. Юрист (представитель) ЕСПЧ.