... Необходимы согласованные усилия для обеспечения признания экономических, социальных и культурных прав на национальном, региональном и международном уровнях. - Венская декларация и Программа действий (часть II, пункт 98).
Хотя с точки зрения международного права Комитет по экономическим, социальным и культурным правам имеет возможность содействовать осуществлению Пакта, степень эффективности этого договора в конечном итоге зависит от принимаемых правительствами мер с целью практической реализации своих международных юридических обязательств. В этой связи Комитет придает исключительно важное значение принятию государствами надлежащих законодательных мер и обеспечению индивидов средствами судебной защиты как свидетельству подлинно правового характера экономических, социальных и культурных прав.
Необходимость осуществления положений Пакта в рамках внутригосударственного законодательства согласуется со статьей 27 Венской конвенции 1969 года о праве международных договоров, которая гласит, что "участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора". Более того, Пакт нередко предписывает принятие законодательных мер в тех случаях, когда действующее законодательство нарушает предусмотренные Пактом обязательства.
В Лимбургских принципах осуществления Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах подчеркивается, что "государства-участники должны обеспечивать эффективные средства правовой защиты, в том числе, при необходимости, средства судебной защиты" (Принцип 19). Поскольку Пакт пока что не предусматривает процедуру представления жалоб отдельными лицами, полное осуществление закрепленных в данном нормативном акте прав тем более зависит от наличия на национальном уровне надлежащих законов и средств правовой защиты.
Национальные и местные судебные органы государствучастников должны использовать такие международные законы в области прав человека, каковым является Пакт, в качестве ориентира при толковании внутригосударственных правовых норм и обеспечивать толкование и применение национального законодательства в соответствии с положениями ратифицированных государством международных договоров по правам человека. С точки зрения международного права основополагающее значение приобретает принцип, согласно которому судам следует избегать ставить правительство своей страны в положение, принуждающее его к нарушению норм ратифицированного им международного договора.
Что касается возможности отстаивания закрепленных в Пакте прав в судебном порядке, т.е. возможности судебного контроля за их соблюдением, то в своем общем замечании № 3 (1990) 14/ Комитет отмечал следующее:
"Среди мер, которые можно считать надлежащими, помимо законодательства можно назвать предоставление средств судебной защиты в отношении прав, которые в соответствии с национальной правовой системой могут рассматриваться в суде..." (пункт 5).
В этой связи Комитет указывал, что некоторые из закрепленных в Пакте статей могут быть осуществлены немедленно, включая статью 3, статью 7 (подпункт i) пункта a)), статью 8, статью 10 (пункт 3), статью 13 (пункты 2 a), 3 и 4) и статью 15 (пункт 3). Кроме того, при анализе права на достаточное жилище он подчеркивал, в частности, что "случаи принудительного выселения являются prima facie несовместимыми с требованиями Пакта и могут быть оправданными только при самых исключительных обстоятельствах и исходя из соответствующих принципов международного права". В целях выполнения таких обязательств на национальном уровне национальным судам, несомненно, следует поручить важную роль гарантов соблюдения соответствующих прав.