В реализации экономических, социальных и культурных прав надлежит играть важную роль различным национальным субъектам. Государства несут первостепенную ответственность за соблюдение, защиту и осуществление экономических, социальных и культурных прав. Различные государственные органы (законодательные, исполнительные, судебные) могут играть самую разнообразную роль. Кроме того, гражданское общество, частный сектор, а также национальные правозащитные учреждения, государства-доноры и международные организации могут в совокупности предпринимать действия для поощрения и защиты экономических, социальных и культурных прав.
Ниже приводятся примеры действий, которые могут предпринимать государственные органы:
а) законодательным органам во многих странах надлежит играть свою роль в утверждении ратификации международных договоров, включая те из них, в которых признаются экономические, социальные и культурные права. Они также принимают законодательство и предписания для обеспечения того, чтобы национальные законы соответствовали международным или конституционным нормам по экономическим, социальным и культурным правам. Помимо этого часто на законодателей возлагается обязанность утверждения национального бюджета, в силу чего они могут обеспечивать, чтобы на цели осуществления этих прав выделялись средства в максимальных пределах имеющихся ресурсов. Во многих парламентах действуют межпартийные правозащитные комитеты, которые обеспечивают для парламентариев форум, позволяющий им совместно работать над вопросами прав человека, включая экономические, социальные и культурные права;
- b) исполнительные органы дополняют работу законодательных и должны играть важную роль в обеспечении того, чтобы законодательство подкреплялось адекватной политикой и программами, а также чтобы бюджеты правильно готовились и осуществлялись, а их использование контролировалось. Государственная администрация может облегчать координацию совместной деятельности различных секторов внутри правительства, а также с другими партнерами, такими, как гражданское общество, частный сектор и партнеры по деятельности в области развития, с тем чтобы они объединяли свои силы в деле поощрения и защиты экономических, социальных и культурных прав. Органы местного самоуправления также несут ответственность за гарантирование всех прав человека, особенно в тех случаях, когда предоставление основных услуг, в частности по линии образования или здравоохранения, осуществляется децентрализованным образом;
с) судебным органам принадлежит своя роль в обеспечении того, чтобы государства и другие субъекты соблюдали экономические, социальные и культурные права, а также в предоставлении средств правовой защиты в случае нарушения таких прав. Кроме того, они должны играть важную роль в разработке правового содержания экономических, социальных и культурных прав в том или ином национальном контексте.
Национальные правозащитные учреждения (НПЗУ), в частности омбудсмены, национальные комиссии по правам человека и народные защитники (defensores del pueblo), все чаще занимаются поощрением и мониторингом осуществления экономических, социальных и культурных прав. Хотя действия, которые они могут предпринимать, зависят от их конкретных полномочий, НПЗУ могут защищать и поощрять экономические, социальные и культурные права самыми разнообразными способами, в частности путем представления жалоб в случаях нарушений, проведения расследований, мониторинга осуществления соответствующих международных договоров по правам человека, консультирования правительства по внутреннему применению международных договоров, представления рекомендаций об изменениях в политике и организации учебной подготовки и просвещения общественности.
Мониторинг осуществления экономических, социальных и культурных прав на Филиппинах, проводимый на основе расследований.
В Конституции Филиппин 1987 года устанавливается, что Комиссия по правам человека Филиппин действует "для проведения расследований … всех форм нарушения прав человека, включая гражданские и политические права", и должна "проводить мониторинг соблюдения правительством Филиппин правозащитных обязательств по международным договорам". В постановлении Верховного суда от 5 января 1994 года было подтверждено, что Комиссия может расследовать только нарушения гражданских и политических прав. Это решение подтолкнуло Комиссию к поиску других путей включения экономических, социальных и культурных прав в свои полномочия.
Учитывая большое число поступающих в Комиссию жалоб о предполагаемых нарушениях экономических, социальных и культурных прав, она разработала систему мониторинга на основе расследований, позволяющую отслеживать осуществление экономических, социальных и культурных прав исходя из конституционного требования о том, что она должна проводить мониторинг соблюдения правительством обязательств по международным договорам. Филиппины ратифицировали Международный пакт об экономических социальных и культурных правах в 1974 году, и поэтому конституционные полномочия Комиссии распространялись на обязательства по этому договору. Комиссия пытается осуществлять свои функции в рамках мониторинга на основе расследований путем разработки Филиппинского плана действий в области прав человека, в котором перечисляются административные, программные и законодательные меры по удовлетворению потребностей 16 уязвимых секторов филиппинского общества. Комиссия также уделяет значительное внимание мониторингу принудительных выселений и вытекающих из этой практики нарушений прав человека.
Незаменимую роль в работе с отдельными лицами и группами лиц, направленной на поощрение их экономических, социальных и культурных прав, а также в обеспечении подотчетности правительства за осуществление этих прав играют такие различные субъекты гражданского общества, как НПО, социальные движения, общинные организации, правозащитники, профессиональные ассоциации (например, ассоциации адвокатов, медицинских работников, преподавателей), профсоюзы, академические круги и религиозные организации.
Предоставление основных товаров и услуг, связанное с осуществлением экономических, социальных и культурных прав, все чаще обеспечивается как национальными, так и многонациональными предприятиями частного сектора. В таких случаях государство по-прежнему несет обязанность по обеспечению того, чтобы такие организации и предприятия в ходе предоставления этих товаров и услуг соблюдали правозащитные нормы и стандарты.
Средства массовой информации могут служить форумом для публичного обсуждения вопросов прав человека, а также для распространения информации и повышения осведомленности относительно прав человека. В то же время, учитывая их мощное влияние в современном мире, распространяемые ими сведения и образы могут оказывать существенное негативное воздействие на осуществление прав человека, если у них отсутствует чуткое внимание к правозащитным вопросам, нормам и стандартам.
И наконец, учреждения-доноры и межправительственные организации, действующие в стране в целях оказания гуманитарной помощи, содействия развитию и в рамках иных форм международного сотрудничества, также должны соблюдать правозащитные обязательства, которые могут возлагаться на них согласно международному праву или законодательству страны их гражданства. Например, как предусмотрено в Уставе Организации Объединенных Наций, все государства - члены Организации Объединенных Наций и учреждения Организации Объединенных Наций должны в процессе международного сотрудничества уважать и соблюдать права человека и основные свободы для всех без какой-либо дискриминации. Они должны также уважать правозащитные обязательства принимающей страны, взятые на себя как по международному праву, так и по национальному законодательству. Они должны обеспечивать, чтобы их сотрудничество не подрывало усилия принимающей страны по реализации прав человека, включая экономические, социальные и культурные права, и в идеале облегчать и поддерживать такие усилия. Они обязаны также обеспечить, чтобы поведение их сотрудников, подрядчиков или других лиц под их контролем соответствовало применимым правозащитным нормам и стандартам.