Да. В соответствии с правом прав человека государства не получают прямого разрешения на отступление от своих обязательств в связи с экономическими, социальными и культурными правами во время чрезвычайных ситуаций, бедствий или вооруженных конфликтов. Фактически в таких обстоятельствах часто необходимо уделять еще больше внимания защите экономических, социальных и культурных прав, в частности защите прав наиболее маргинализованных слоев общества.
Зачастую во время чрезвычайных ситуаций, бедствий и вооруженных конфликтов происходят грубые и систематические нарушения экономических, социальных и культурных прав. В ходе конфликтов систематическое разрушение гражданских объектов или насильственное перемещение населения часто преднамеренно используются в качестве средств ведения войны. Аналогичным примером являются умышленные действия, способные вызывать массовый голод, а именно разграбление продовольственных запасов, уничтожение урожая продовольственных культур или преднамеренное создание препятствий для распространения продовольственной помощи. Во время стихийных бедствий также может иметь место нарушение экономических, социальных и культурных прав, например, если при доставке гуманитарной помощи игнорируются потребности маргинализованных групп.
В ситуациях вооруженного конфликта нормы права прав человека подкрепляют международное гуманитарное право, принципы и нормы которого ограничивают использование силы во время вооруженного конфликта. Некоторые нарушения экономических, социальных и культурных прав уже запрещены по гуманитарному праву и считаются международными преступлениями, к числу которых относятся, в частности, отказ в оказании медицинской помощи, уничтожение или присвоение собственности или умышленное лишение гражданского населения продовольствия в качестве средства ведения войны. То, в какой мере нормы права прав человека и международного гуманитарного права дублируют друг друга, по-прежнему является предметом толкования, но после принятия Устава Организации Объединенных Наций, и особенно после Международной конференции по правам человека 1968 года, полная разобщенность между двумя правовыми режимами была постепенно преодолена. В Воззвании Тегеранской конференции, принятом на упомянутой конференции, признается, что государства несут обязательство по искоренению "массовых грубых нарушений прав человека в результате агрессии или любых вооруженных конфликтов".
Применение экономических, социальных и культурных прав во время конфликтов.
В консультативном заключении Международного Суда относительно правовых последствий строительства стены на оккупированной палестинской территории (9 июля 2004 года) приводится конкретный пример того, каким образом экономические, социальные и культурные права взаимосвязаны с международным гуманитарным правом и как применяются эти права во время вооруженного конфликта и оккупации.
В этом консультативном заключении Суд подчеркнул, что "одни права могут быть исключительно вопросами международного гуманитарного права; другие могут быть исключительно вопросами стандартов в области прав человека; третьи могут быть вопросами, охватываемыми обеими этими отраслями международного права". Важное значение имеет заявление Суда о том, что "защита, обеспечиваемая конвенциями по правам человека, не прекращается во время вооруженного конфликта", и это суждение относится ко всем конфликтам повсюду в мире.
Следовательно, Суд не только установил, что международное гуманитарное право является применимым в данном деле, но и отметил, что на территориях под ее оккупацией оккупирующая держава (Израиль) обязана выполнять правозащитные положения Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и Конвенции о правах ребенка.
Он подтвердил, что Конвенция применяется "к каждому ребенку", находящемуся в пределах юрисдикции государства-участника, и тем самым ко всем детям на оккупированной палестинской территории. Он также подчеркнул значимость целого ряда положений Конвенции и Пакта, в том числе касающихся права на труд, права на предоставление охраны и помощи семье, а также детям и подросткам, права на достаточный жизненный уровень, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и права на "свободу от голода", права на здоровье и права на образование.
Соблюдение экономических, социальных и культурных прав способствует также предупреждению бедствий и конфликтов, обеспечению готовности к ним и последующему восстановлению. Социологические и научные исследования показывают, что систематическая дискриминация и неравенство в пользовании экономическими, социальными и культурными правами могут вызывать или усугублять социальную и политическую напряженность, приводящую к конфликтам, или ухудшать последствия бедствий и создавать препятствия на пути к восстановлению.
Правосудие переходного периода и экономические, социальные и культурные права.
Несмотря на многие достижения и редкие исключения, правосудие переходного периода, как и правосудие в обычных условиях, все еще не занимается экономическими, социальными и культурными правами адекватным или систематическим образом. Я предлагаю, чтобы правосудие переходного периода ответило на вызовы, на которые неохотно реагирует правосудие в обычных условиях: признанием того, что иерархии прав не существует, и обеспечением и защиты всех прав человека, включая экономические, социальные и культурные права. Как и в случае всех других прав человека, экономические, социальные и культурные права требуют конституционной защиты, законодательного поощрения и обеспечения в судебном порядке. Таким образом, всеобъемлющая стратегия для правосудия переходного периода охватывала бы грубые нарушения всех прав человека в ходе конфликтов, а также - и в первую очередь - грубые нарушения, вызывающие или подпитывающие конфликт.