Означают ли экономические, социальные и культурные права запрещение предоставления основных товаров и услуг частным образом?

Заголовок: Означают ли экономические, социальные и культурные права запрещение предоставления основных товаров и услуг Сведения: 2022-10-25 06:59:08

Нет. Правозащитные рамки не навязывают никакой конкретной формы предоставления услуг или ценовой политики. Международное право прав человека не содержит никаких предписаний в отношении того, кто должен предоставлять услуги - государственные или частные поставщики услуг, или же те и другие совместно.

Однако государства несут ответственность за регулирование и обеспечение того, чтобы при любой данной форме предоставления услуг соблюдались права человека, например, посредством обеспечения того, чтобы бесплатное начальное образование и услуги, связанные со здравоохранением, питанием, водоснабжением и санитарногигиеническим обслуживанием или жилищными вопросами, имелись в наличии, были доступными (как с физической, так и с экономической точки зрения) и достаточными для всех, включая уязвимые и маргинализованные группы. Поэтому государства обязаны регулировать и - когда обслуживание не предоставляется государственным сектором - контролировать частных поставщиков посредством действенной и эффективной регуляторной системы, включающей независимый мониторинг и предусматривающей санкции за несоблюдение взятых обязательств.

Например, право на воду может обеспечиваться при помощи приватизированной системы водоснабжения. Однако в соответствии с международным правом прав человека, если в приватизированной системе водоснабжения тем или иным группам лиц отказывают в доступе к безопасной питьевой воде, то именно государство в конечном счете несет за это ответственность. Точно так же правительство отвечает за регулирование цен, назначаемых частным сектором, с тем чтобы безопасная питьевая вода была доступна для всех.

Приватизация водоснабжения.

Боливия.

В 1999 году боливийское правительство во исполнение условий, согласованных со Всемирным банком и Международным валютным фондом (МВФ), провело приватизацию услуг водоснабжения. В Кочабамбе система водоснабжения была сдана в аренду. Консорциум значительно увеличил водные тарифы, что особенно сильно ударило по лицам, живущим в условиях бедности. В целях противодействия этой приватизации группы местных жителей и организации гражданского общества объединились в Коалицию в защиту воды и жизни (Coordinadora por la Defensa del Agua y de la Vida), действия которой привели к четырехдневному осадному положению в городе. Протесты сопровождались актами насилия, в ходе которых был убит один подросток. Впоследствии была восстановлена муниципальная компания СЕМАПА. За шесть лет, прошедших после "водяной войны" в Кочабамбе, доступ к воде расширился, а тарифы увеличились весьма незначительно. Однако, как представляется, управление водоснабжением и качество обслуживания остаются на низком уровне.

Этот случай наглядно свидетельствует о важности обеспечения надлежащего регулирования услуг водоснабжения, включая цены на эти услуги. Это же верно и в отношении предоставления всех основных товаров и услуг как частным, так и государственным секторами. Недостаточное регулирование может представлять собой отказ в экономических, социальных и культурных правах и даже приводить к насилию и конфликтам. В этой связи не только правительство, но и частные компании и международные финансовые учреждения несут важное обязательство по обеспечению того, чтобы лицам, живущим в условиях бедности, не отказывали в осуществлении экономических, социальных и культурных прав.

© 2011-2018 Юридическая помощь в составлении жалоб в Европейский суд по правам человека. Юрист (представитель) ЕСПЧ.