Нет, вовсе не обязательно. Бытует заблуждение, состоящее в том, что осуществление экономических, социальных и культурных прав автоматически вытекает из условий демократии и что любой дисбаланс в осуществлении в полном объеме экономических, социальных и культурных прав будет в долгосрочной перспективе корректироваться рыночными силами в странах с открытой экономикой. Истина же заключается в том, что в случае непринятия конкретных мер к полному осуществлению экономических, социальных и культурных прав эти права редко осуществляются, даже в долгосрочной перспективе, или не осуществляются вообще.
Комитет по экономическим, социальным и культурным правам отметил, что достижение полного осуществления экономических, социальных и культурных прав редко является всего лишь побочным результатом или же спонтанным следствием некоторых других программ или изменений - будь то переход к демократической системе или экономический рост. Например, экономический рост не приводит к автоматическому повышению жизненного уровня наиболее отчуждаемых и маргинализованных групп населения, если только на это не направлены специальные меры или стратегии. Если рост позволяет выделять больше ресурсов на бесплатное и обязательное образование, но отсутствует какаялибо конкретная политика по обеспечению того, чтобы инвалиды имели физический доступ к учебным заведениям, то это приведет к расширению разрыва между слоями населения и к отказу в осуществлении экономических, социальных и культурных прав.
Аналогичным образом, одной демократии часто недостаточно для реализации экономических, социальных и культурных прав беднейших и наиболее маргинализованных групп населения. Лицам, живущим в условиях бедности и отчуждения от общества, зачастую труднее обеспечить отражение своих мнений в законах, государственной политике или усилиях, прилагаемых в целях развития, поскольку у них нет своих представителей в парламентах и министерствах. Государственная политика может тяготеть к фокусированию на потребностях тех, кто обладает большим влиянием в политических процессах, особенно в период выборов. Социальные пособия могут в основном направляться на нужды колеблющихся избирателей из числа представителей среднего класса, а экономическая или торговая политика может формироваться с участием приоритетного удовлетворения потребностей наиболее мощных отраслей. Это может приводить к переключению внимания от наиболее маргинализованных групп населения к более заметным группам, обладающим более широкими возможностями и доступом к директивным органам в том или ином демократическом обществе. В то же время трудно представить себе, чтобы демократический строй долго продержался при наличии хронической бедности, игнорировании и отрицании экономических, социальных и культурных прав.