Нет. В прошлом существовала тенденция характеризовать экономические, социальные и культурные права так, как будто они отличаются от гражданских и политических прав. Однако эта категоризация не только искусственна, но и изначально обречена на провал. Тогда почему же мы часто говорим о "гражданских и политических правах" и "экономических, социальных и культурных правах" как об отдельных категориях прав? Такая категоризация, затеняющая общие для всех прав элементы, возникла вследствие ряда причин.
Во-первых, вначале разделение проводилось по историческим причинам. Хотя Всеобщая декларация прав человека не проводит никакого различия между правами, оно возникло в контексте обострения напряженности в период "холодной войны" между Востоком и Западом. Западные страны с рыночной экономикой стремились делать больший упор на гражданские и политические права, тогда как страны восточного блока подчеркивали важность экономических, социальных и культурных прав. Это привело к переговорам и принятию двух отдельных Пактов: одного - о гражданских и политических правах, а другого – об экономических, социальных и культурных правах. Однако с тех пор это строгое разделение было забыто, и произошел возврат к оригинальной архитектуре Всеобщей декларации. В последнее десятилетие договоры по правам человека, в частности Конвенция о правах ребенка и Конвенция о правах инвалидов, включили в себя все права.
Во-вторых, экономические, социальные и культурные права всегда рассматривались как права, для осуществления которых были необходимы большие капиталовложения, тогда как гражданские и политические права, как утверждается, требуют от государства воздерживаться от вмешательства в индивидуальные свободы. Само собой разумеется, что многие экономические, социальные и культурные права иногда требуют больших инвестиций – как финансового, так и людского капитала, - с тем чтобы можно было обеспечить пользование ими в полном объеме. Однако экономические, социальные и культурные права также требуют от государства воздерживаться от вмешательства в индивидуальные свободы, такие, как профсоюзные свободы или право искать работу по своему выбору. Полная реализация гражданских и политических прав, хотя они и охватывают индивидуальные свободы, точно также требует капиталовложений. Например, для осуществления гражданских и политических прав необходимы такие объекты инфраструктуры, как функциональная судебная система, тюрьмы, в которых соблюдаются минимальные требования в отношении жилищных условий заключенных, правовая помощь, свободные и справедливые выборы и т.д.
В–третьих, иногда утверждают, что экономические, социальные и культурные права являются более расплывчатыми и неясными по сравнению с гражданскими и политическими правами. Хотя в договорах по правам человека не все экономические, социальные и культурные права имеют одинаково четкие определения, это же относится и к гражданским и политическим правам. Рассмотрим следующие примеры:
Экономические, социальные и культурные права:
Право на участие в культурной жизни.
Право на свободу от голода.
Гражданские и политические права:
Право на участие в ведении государственных дел.
Право не подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания.
Наконец, в действительности пользование всеми правами человека взаимосвязано. Например, для лиц, не умеющих читать и писать, зачастую труднее найти работу, принимать участие в политической деятельности или осуществлять их право на свободу выражения мнений. Аналогичным образом, вероятность возникновения массового голода гораздо ниже, когда люди могут осуществлять свои политические права, в частности право голоса. Следовательно, при ближайшем рассмотрении оказывается, что практически бессмысленно разделять права на такие категории, как "гражданские и политические права" и "экономические, социальные и культурные права". Поэтому все чаще встречаются ссылки на гражданские, культурные, экономические, политические и социальные права.
Пример разъяснения экономических, социальных и культурных прав.
В ряде своих замечаний общего порядка Комитет по экономическим, социальным и культурным правам сформулировал содержание каждого из экономических, социальных и культурных прав. Например, в своем Замечании общего порядка № 13 (1999 год) Комитет, рассуждая о работе Специального докладчика по вопросу о праве на образование, изложил основополагающие характеристики права на образование:
Образованию во всех его формах и на всех уровнях должны быть присущи следующие взаимосвязанные и основополагающие характеристики:
а) наличие - должно иметься достаточное количество действующих учебных заведений и программ;
- b) доступность - учебные заведения и программы должны быть доступны каждому человеку.
Доступность характеризуется тремя взаимосвязанными чертами:
недискриминация: образование должно быть доступным для всех, в особенности для наиболее уязвимых групп, де-юре и дефакто, без какой-либо дискриминации;
физическая доступность: необходимо обеспечить безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении (например, соседней школы), либо путем получения доступа к современной технологии (например, к одной из программ заочного обучения);
экономическая доступность: образование должно быть доступным для всех. Если начальное образование должно быть "бесплатным для всех", то государствам-участникам надлежит постепенно проводить в жизнь принцип бесплатного среднего и высшего образования;
с) приемлемость - форма и содержание образования, включая программы и методы обучения, должны быть приемлемыми (например, адекватными, учитывающими культурные особенности и качественными) для учащихся, а в соответствующих случаях - для родителей;
- d) адаптированность - образование должно быть гибким, способным адаптироваться к потребностям изменяющихся обществ и общин и соответствовать потребностям учащихся в рамках их различных социально-культурных норм.
При рассмотрении вопроса о надлежащем применении этих "взаимосвязанных и основополагающих характеристик" первоочередное внимание должно уделяться обеспечению наилучших интересов учащихся.