Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый в 1966 году, охватывает широкий спектр гражданских и политических прав, таких как право на жизнь, право на справедливое судебное разбирательство, свобода выражения мнений, равенство перед законом и запрещение дискриминации. Индивидуальные права, на которые можно ссылаться в Комитете по правам человека, изложены в Части III Пакта (статьи 6−27). Механизм подачи и рассмотрения жалоб о предполагаемых нарушениях этих статей предусмотрен первым Факультативным протоколом к Пакту − отдельным договором, открытым для государств−участников Пакта. Государства, которые стали участниками Факультативного протокола, признают полномочия Комитета по правам человека − группы в составе 18 независимых экспертов, которые заседают три раза в год, − на получение в рамках своей юрисдикции жалоб от отдельных лиц о предполагаемых нарушениях их прав согласно Пакту.
Подробности процедуры.
Жалобы согласно Факультативному протоколу к Пакту, которые на первый взгляд содержат необходимые элементы, передаются Специальному докладчику Комитета по новым сообщениям и временным мерам, который принимает решение о том, следует ли дело зарегистрировать и препроводить государствуучастнику для представления замечаний. Учитывая большое число представляемых Комитету жалоб, период времени с момента первоначального представления жалобы и до принятия Комитетом окончательного решения может составлять несколько лет.
Согласно Факультативному протоколу ограничения по времени для представления жалоб Комитету не существует. Вместе с тем для предотвращения возможных злоупотреблений в этом отношении Комитет включил в свои правила процедуры отдельное правило, касающееся задержек в представлении. Согласно нынешнему правилу 96 с) задержка в представлении не является автоматически злоупотреблением правом на представление жалобы. Однако такое злоупотребление может иметь место в том случае, если заявитель представил жалобу по истечении пяти лет после исчерпания внутренних средств правовой защиты или − в тех случаях, когда это применимо, − по истечении трех лет после завершения другой процедуры международного расследования или урегулирования, за исключением случаев, когда имеются причины, оправдывающие задержку с учетом всех обстоятельств соответствующего дела.
Комитет по правам человека не может рассматривать жалобу в том случае, если тот же вопрос рассматривается в то же самое время другим механизмом международного расследования или урегулирования. Некоторые государства-участники сделали оговорки с целью исключения компетенции Комитета не только в отношении дел, уже находящихся на рассмотрении, но и в отношении дел, которые были рассмотрены другим международным механизмом и по которым было принято решение. Комитет считает, что процедура рассмотрения жалоб Совета по правам человека, специальные докладчики или рабочие группы не являются таким механизмом. Следовательно, жалоба в Комитет по правам человека не будет признана неприемлемой, если она также была представлена одному из этих механизмов Совета по правам человека.
Относительно того, что именно является "тем же вопросом", Комитет считает, что под этим понимается тот же заявитель, те же факты и те же основные права. Факты, которые были представлены другому международному механизму, могут быть представлены Комитету в том случае, если Пакт предусматривает более широкую защиту. Кроме того, жалобы, отклоненные другими международными механизмами по процедурным основаниям, не считаются рассмотренными по существу; следовательно, те же самые факты могут быть переданы на рассмотрение Комитету.
Комитет по правам человека определил ряд исключений из правила о том, что он не может рассматривать факты, имевшие место до вступления в силу Факультативного протокола для соответствующего государства-участника. Так, Комитет рассмотрит жалобу, касающуюся фактов, имевших место до даты вступления в силу Протокола, если после этой даты было принято соответствующее судебное решение или какое-либо другое государственное постановление, оправдывающее эти факты.