Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, принятая 21 декабря 1965 года, закрепляет ряд обязательств государств-участников для обеспечения правового и практического осуществления права не подвергаться расовой дискриминации. Основные обязательства закреплены в Части I Конвенции (статьи 1−7). Государства-участники могут сделать заявление в соответствии со статьей 14 о признании компетенции Комитета по ликвидации расовой дискриминации − группы из 18 независимых экспертов, которые заседают дважды в год, − рассматривать жалобы отдельных лиц или групп лиц, касающиеся предполагаемых нарушений их прав по Конвенции. Более подробную информацию о Комитете по ликвидации расовой дискриминации см. в Изложении фактов № 12 УВКПЧ.
Согласно пункту 2 статьи 14 государство-участник может учредить национальный орган, который будет компетентен принимать и рассматривать петиции от отдельных лиц и групп лиц, которые заявляют, что они являются жертвами нарушения их прав, закрепленных в Конвенции, и которые исчерпали другие доступные внутренние средства правовой защиты.
Подробности процедуры.
Жалобы согласно этой Конвенции могут подаваться не только отдельными лицами или от имени отдельных лиц, но и группами лиц или от имени этих групп. Жалобы должны представляться в течение шести месяцев с момента принятия окончательного решения по делу национальным органом власти.
Тот факт, что тот же самый вопрос рассматривается в рамках другой международной процедуры или что по нему уже было принято решение, не будет считаться препятствием для приемлемости жалобы.
После регистрации жалобы у государства-участника имеется три месяца для направления представлений по вопросу о приемлемости жалобы или, при отсутствии возражений по этому вопросу, по существу дела. Если государство-участник оспаривает приемлемость, у заявителя есть шесть недель для представления комментариев относительно замечаний государства-участника. После этого Комитет примет решение по вопросу о приемлемости. Если Комитет сделает вывод о том, что дело является приемлемым, у государства-участника есть еще три месяца для представления замечаний по существу дела. После этого заявитель располагает шестью неделями для представления комментариев до принятия Комитетом окончательного решения по существу данного дела. Если, в качестве альтернативного варианта, государство-участник не имеет возражений против приемлемости жалобы и представляет замечания исключительно по существу дела, заявитель также располагает шестью неделями для представления комментариев до принятия Комитетом окончательного решения по существу дела.
Правила процедуры (см. пункт 5 правила 94) Комитета по ликвидации расовой дискриминации разрешают ему приглашать лицо, представившее жалобу (или его/ее представителей), и представителей государства-участника для участия в разбирательстве дела с целью представления дополнительной информации или ответов по существу дела. Однако такие случаи являются исключительными, и отсутствие у заявителя возможности присутствовать лично не отражается на рассмотрении дела.
В тех случаях, когда Комитет принимает решение (именуемое мнением) по существу жалобы, он часто делает предложения и/или рекомендации, даже если он пришел к выводу о том, что нарушения Конвенции не было. Эти предложения или рекомендации могут быть общими или конкретными и адресованы либо соответствующему государству-участнику, либо всем государствам−участникам Конвенции.