Когда можно представить жалобу согласно договорам в области прав человека?

Заголовок: Когда можно представить жалобу согласно договорам в области прав человека? Сведения: 2022-10-21 11:37:22

Важно представить жалобу как можно скорее после исчерпания внутренних средств правовой защиты. Позднее представление может затруднить получение от государства-участника надлежащего ответа, а также проведение комитетом тщательной оценки фактов. В некоторых случаях представление жалобы после продолжительного периода времени может привести к тому, что дело будет сочтено неприемлемым.

Процедура.

С учетом вышеупомянутых требований соответствующий комитет примет решение о том, следует ли зарегистрировать представленное дело, т.е. включить его в официальный список дел, подлежащих рассмотрению. Заявителю будет направлено соответствующее уведомление. На этом этапе дело препровождается соответствующему государству-участнику, с тем чтобы дать ему возможность представить свои замечания в течение установленного срока.

Два главных этапа в рассмотрении жалобы известны как этап приемлемости и этап существа дела. Приемлемость дела связана с официальными требованиями, которым должна отвечать жалоба, прежде чем соответствующий комитет сможет приступить к рассмотрению ее существа. Существо дела означает содержание жалобы, на основании которого комитет принимает решение о том, были ли нарушены права предполагаемой жертвы согласно соответствующему договору. Более подробное описание этих этапов приводится ниже. После представления государством ответов на жалобу заявителю предоставляется возможность представить свои комментарии.

Большинство комитетов просят государство-участник представить замечания в течение шести месяцев с даты препровождения ему жалобы. Государство-участник может оспорить приемлемость жалобы путем представления аргументов в течение первых двух месяцев этого срока. Заявителю всегда предоставляется возможность представить в течение установленного срока комментарии в отношении замечаний государстваучастника.

После того как комментарии были получены от обеих сторон, по делу может быть принято решение соответствующим комитетом. Если после получения ряда напоминаний со стороны Секретариата государство-участник не представило никакого ответа, комитет принимает решение по делу на основе информации, представленной ему заявителем.

Особые обстоятельства, связанные со срочным или деликатным характером дела.

На любой стадии процедуры комитет может просить государство-участник принять меры с целью предотвращения причинения непоправимого ущерба заявителю или предполагаемой жертве в связи с содержащимися в деле утверждениями. Эти меры называются временными мерами. Как правило, с такими просьбами обращаются для предотвращения действий, которые нельзя отменить позднее, например приведение в исполнение смертного приговора или высылку в страну, в которой заявителю грозит применение пыток. Они не предполагают принятия какого-либо решения в отношении приемлемости или существа дела, однако, для того чтобы комитет счел, что предполагаемой жертве может быть причинен непоправимый ущерб, в отношении соответствующего дела должна существовать разумная вероятность того, что оно будет признано приемлемым по существу. Если заявитель желает, чтобы комитет обратился с просьбой о принятии временных мер, ему/ей следует четко заявить об этом и подробно объяснить причины, в силу которых такие меры являются необходимыми.

Рассмотрение комитетом просьбы о принятии временных мер происходит в течение нескольких рабочих дней. Следовательно, любые такие просьбы следует направлять в секретариат как можно раньше до того, как может быть совершено то действие, которое заявитель стремится предотвратить.

Комитет может прекратить рассмотрение просьбы о принятии временных мер на основе полученной от сторон жалобы информации, свидетельствующей о том, что такие меры больше не требуются..

Приемлемость жалобы.

Прежде чем комитет сможет приступить к рассмотрению жалобы по существу или сути, он должен удостовериться в соответствии жалобы формальным требованиям о приемлемости. При рассмотрении вопроса о приемлемости он может принять во внимание один или несколько из следующих факторов:

Если заявитель действует от имени другого лица, располагает ли он/она необходимым разрешением или имеются ли у него/нее другие основания для таких действий?

Является ли заявитель (или лицо, от имени которого представлена жалоба) жертвой предполагаемого нарушения? Необходимо доказать, что предполагаемая жертва лично и напрямую затронута законодательством, политикой, практикой, действием или бездействием государства-участника, против которого направлена жалоба. Недостаточно лишь абстрактно оспаривать законодательство или государственную политику или практику (так называемое actio popularis), не демонстрируя при этом, каким образом это лично затрагивает предполагаемую жертву.

Является ли жалоба совместимой с положениями договора, на который делается ссылка? Предполагаемое нарушение должно касаться права, на которое фактически распространяется защита данного договора. Например, жалоба, представленная согласно Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах, не может касаться нарушения права собственности, поскольку данный Пакт не охраняет это право. В таком случае иск будет, выражаясь юридическим языком, неприемлемым ratione materiae.

Должен ли соответствующий комитет повторно рассматривать факты и доказательства по делу, которое уже было рассмотрено национальными судами? Комитеты компетентны рассматривать возможные нарушения прав, гарантируемых соответствующими договорами, но не выступать в качестве апелляционной инстанции по отношению к национальным судам и трибуналам. Они не могут, в принципе, рассматривать решения, касающиеся административной, гражданской или уголовной ответственности отдельных лиц, а также не могут рассматривать вопрос о невиновности или вине.

Является ли жалоба достаточно обоснованной? Если соответствующий комитет в свете представленной ему информации считает, что заявитель недостаточно полно представил/изложил факты и аргументы, он может отклонить соответствующее дело в качестве недостаточно обоснованного и, следовательно, неприемлемого.

Касается ли жалоба событий, которые имели место после вступления в силу механизма представления и рассмотрения жалоб для соответствующего государства-участника? Как правило, комитет не рассматривает жалобы, если соответствующие факты имели место до этой даты, поскольку жалоба будет считаться неприемлемой ratione temporis. Однако из этого правила бывают исключения, например когда последствия рассматриваемого события приводят к длящемуся нарушению положений договора.

Был ли тот же самый вопрос представлен на рассмотрение другого международного органа? Если он был представлен другому договорному органу или региональному механизму, такому как Межамериканская комиссия по правам человека, Межамериканский суд по правам человека, Европейский суд по правам человека, Африканская комиссия по правам человека и народов или Африканский суд по правам человека и народов, комитеты не могут рассматривать соответствующую жалобу. Это правило преследует цель предотвратить ненужное дублирование на международном уровне. Если вопрос был представлен на рассмотрение другому органу, то заявитель должен указать это в первоначальной жалобе, уточнив орган, которому был передан соответствующий вопрос.

Были ли исчерпаны все внутренние средства правовой защиты? Как указывалось выше, кардинальный принцип, определяющий приемлемость жалобы, заключается в том, что заявитель должен сначала исчерпать все соответствующие средства правовой защиты, которые имеются в государстве-участнике, прежде чем представлять жалобу в комитет. Как правило, это включает в себя отстаивание жалобы в национальной системе правосудия, за исключением случаев, когда имеются достаточные доказательства того, что разбирательство на национальном уровне было неоправданно затянуто или если оно было бы очевидно неэффективным. Заявитель должен подробно объяснить причины, по которым он считает, что это общее правило применять не следует. Комитеты считают, что одни лишь сомнения относительно эффективности того или иного средства правовой защиты не освобождают заявителей от обязанности его исчерпания. Кроме того, если соответствующее государство-участник считает, что внутренние средства правовой защиты не были исчерпаны, оно должно представить подробную информацию об имеющихся эффективных средствах правовой защиты.

Мешает ли рассмотрению жалобы оговорка, сделанная государством в отношении соответствующего договора? Государство могло сделать оговорку по сути договора или оговорку процедурного характера в отношении механизма рассмотрения жалоб, ограничивающую компетенцию комитета по рассмотрению определенных сообщений. Оговорки являются официальными заявлениями, посредством которых государства могут ограничить обязательства, которые они берут на себя в соответствии с конкретным положением того или иного договора.

Является ли жалоба злоупотреблением процедурой? В некоторых случаях комитеты могут прийти к выводу о том, что претензия является несерьезной, носит сутяжнический характер или представляет собой ненадлежащее использование процедуры представления и рассмотрения жалоб, и отклонить ее как неприемлемую, например если одно и то же лицо неоднократно представляет жалобы в комитет по одному и тому же вопросу, несмотря на то, что их уже отклоняли.

Существо жалобы.

После того как комитет принимает решения о приемлемости жалобы, он переходит к рассмотрению ее по существу, указывая причины, на основании которых он делает вывод о наличии или отсутствии нарушения согласно применимым положениям договора. Как отмечалось выше, ряд государств сделали оговорки по существу, которые могут ограничить рамки обязательств в отношении прав человека, взятых ими на себя согласно соответствующим договорам. В большинстве случаев комитет будет отказываться рассматривать жалобы, касающиеся вопросов, охватываемых оговоркой, хотя в исключительных обстоятельствах он может счесть оговорку недопустимой и приступить к рассмотрению жалобы, несмотря на сделанную оговорку.

Информация о том, что, по мнению комитета, охватывается сферой содержащихся в договоре прав, за который он отвечает, содержится в его решениях по конкретным делам, его так называемых замечаниях общего порядка, содержащих толкование смысла различных статей, и его заключительных замечаниях по докладам, периодически представляемым государствамиучастниками12. Эти документы являются доступными на вебсайте УВКПЧ. Имеется также целый ряд научных статей и учебников по юриспруденции различных комитетов. Информация о предыдущих решениях содержится в базе данных, касающихся документов соответствующего договорного органа.

Рассмотрение жалобы.

Каждое дело рассматривается комитетами на закрытом заседании. Хотя правила процедуры некоторых комитетов предусматривают проведение частично устных слушаний, на практике жалобы рассматриваются лишь на основе письменной информации, представленной заявителем и государствомучастником. Поэтому на практике устные представления сторон или аудио- или аудиовизуальные доказательства не принимаются. Комитеты также не пытаются проводить независимую проверку фактов и пользуются лишь информацией, представленной сторонами.

Как общее правило и для ускорения процедуры комитеты рассматривают вопросы, касающиеся приемлемости и существа жалобы, одновременно. После этого применяется общая процедура, о которой говорилось выше, т.е. после того, как сообщение было получено и зарегистрировано, оно препровождается соответствующему государству-участнику, с тем чтобы дать ему возможность представить замечания. Затем возможность прокомментировать замечания государства предоставляется заявителю, после чего дело обычно готово для рассмотрения комитетом вопросов, касающихся приемлемости и существа. Однако бывают ситуации, в которых комитет принимает решение сначала рассмотреть вопрос о приемлемости. В этом случае государству будет предложено направить представления по существу лишь в том случае, если комитет признает жалобу приемлемой. В любом случае заявителю будет предоставлена возможность представить комментарии в отношении представлений государства-участника по существу.

Принятое комитетом решение препровождается заявителю и государству-участнику одновременно. Один или несколько членов комитета могут приложить к этому решению особое мнение, если они приходят к иному заключению, чем большинство, или приходят, возможно, к тому же самому заключению, но по иным причинам. Тексты окончательных решений по существу (обычно называемых соображениями) или решений о неприемлемости размещаются полностью на веб-сайте УВКПЧ в качестве части практики рассмотрения дел комитетами.

© 2011-2018 Юридическая помощь в составлении жалоб в Европейский суд по правам человека. Юрист (представитель) ЕСПЧ.