Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Заголовок: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Сведения: 2022-10-20 08:45:48

За последние 15 - 20 лет заметно возрос интерес к поощрению и защите экономических, социальных и культурных прав. Неправительственные организации (НПО), академические круги, правительства и судебные органы уделяют все большее внимание защите этих прав в своих программах, политике и законодательстве, а также подчеркивают необходимость их соблюдения как ключевого момента в обеспечении более полного пользования всеми правами человека.

Экономические и социальные права и свободы, сформулированные в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, составляют особую группу основных прав и свобод человека.

Экономические, социальные и культурные права - это права человека, имеющие отношение к труду, к рабочему месту, социальному обеспечению, семейной жизни, участию в культурной жизни, а также доступу к жилищу, питанию, воде, здравоохранению и образованию.

Хотя формулирование этих прав человека может отличаться от страны к стране или от одного нормативного акта к другому, можно определить их основной перечень:

- права трудящихся, включая свободу от принудительного труда, право на справедливую заработную плату и равное вознаграждение за труд равной ценности, на досуг и разумное ограничение рабочего времени, на условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вступление в профсоюзы и их создание и на забастовку;

- право на социальное обеспечение и социальную защиту, включая право не получать произвольный или необоснованный отказ в социальном обеспечении, а также право на равное пользование адекватной защитой в случае безработицы, болезни, пожилого возраста или при ином отсутствии у человека средств к существованию в не зависящих от него обстоятельствах;

- предоставление охраны и помощи семье, включая права на заключение брака по свободному согласию, на охрану материнства и отцовства и на защиту детей от экономической и социальной эксплуатации;

- право на достаточный жизненный уровень, включая права на питание и свободу от голода, на достаточное жилище, на воду и одежду;

- право на здоровье, включая право на доступ к медицинским учреждениям, товарам медицинского назначения и медицинским услугам, на гигиену труда и окружающей среды и защиту от эпидемических заболеваний, а также права, имеющие отношение к сексуальному и репродуктивному здоровью;

- право на образование, включая права на бесплатное и обязательное начальное образование и на доступное на основе способностей каждого среднее и высшее образование с учетом постепенного введения бесплатного образования, а также на свободу родителей выбирать школы для своих детей;

- культурные права, включая право на участие в культурной жизни и долевое участие в пользовании результатами научных достижений, а также на охрану моральных и материальных интересов авторов, возникающих в связи с их научными, литературными или художественными трудами.

Экономические, социальные и культурные права получают все более четкое определение в национальных, региональных и глобальных правовых системах, в законах и предписаниях, в национальных конституциях и в международных договорах. Их признание в качестве прав человека возлагает на государства юридические обязательства по обеспечению каждому человеку, находящемуся в стране, возможности пользоваться этими правами и по предоставлению средств правовой защиты в случае их нарушения. Как и в отношении других прав человека, признание экономических, социальных и культурных прав наряду с принципом недискриминации заостряет внимание на наиболее отчуждаемых, дискриминируемых и маргинализованных группах в обществе.

Укрепление экономических, социальных и культурных прав является неотъемлемой частью укрепления защиты всех прав, признаваемых во Всеобщей декларации прав человека и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.

Экономические, социальные и культурные права, как и другие права человека, являются правами, принадлежащими каждому человеку от рождения. Ребенок, исключенный из начальной школы из-за невнесения платы за образование; женщина, получающая меньшее, чем ее коллега-мужчина, вознаграждение за одинаковый труд; человек в инвалидной коляске, не способный попасть в театр из-за отсутствия пандуса; художник, чей труд публично изменен, искажен или извращен; человек, которому отказывают в экстренной медицинской помощи по причине его статуса мигранта; женщина, принудительно выселяемая из ее дома; мужчина, умирающий с голоду при неиспользованных запасах продовольствия, - все это является примерами того, как людям отказывают в их экономических, социальных и культурных правах.

Несмотря на то что экономические и социальные права могут затрагивать интересы многих людей и соответственно могут иметь коллективное измерение, эти права являются индивидуальными правами. Например, засуха касается страны в целом, и все же от лишения права на свободу от голода страдают индивиды. Социально-экономические права являются индивидуальными правами.

Рассмотрим наиболее важные права человека, содержащиеся в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, и как они гарантируются в национальных конституциях на примере Конституции РФ. Прежде всего необходимо отметить, что назначение предусмотренных Конституцией РФ экономических и социальных прав и свобод заключается в том, что их реализация связана с созданием материальной основы жизни общества.

Переход Российской Федерации в экономической сфере к рыночным отношениям не мог не повлечь за собой появление новых, не известных законодательству экономических и социальных прав и свобод.

Это прежде всего право на свободу предпринимательской деятельности, право частной собственности, свобода труда, право на защиту от безработицы и ряд других.

Право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности (ст. 34) является важнейшей формой проявления свободы личности в сфере экономики.

Гражданский кодекс РФ определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ч. 1 ст. 2).

Гражданин может заниматься предпринимательской деятельностью в различных формах: путем создания юридического лица, являющегося коммерческой организацией; путем государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.

Для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, перечень которых установлен Федеральным законом от 25 сентября 1998 года "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции от 26 ноября 1998 года), требуется наличие специального разрешения (лицензии).

Свободное осуществление экономической деятельности несовместимо со злоупотреблениями предпринимателей, связанными с их доминирующим положением на рынке, с соглашениями хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, а также с созданием условий для недобросовестной конкуренции. Важная роль в поддержке конкуренции и ограничении монополизма принадлежит антимонопольному законодательству, основу которого составляет Закон РСФСР от 22 марта 1991 года "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (в редакции от 6 мая 1998 года).

Право частной собственности (ст. ст. 8, 35) в Конституции РФ раскрывается в двух аспектах.

Во-первых, частная собственность выступает как важнейшая характеристика одной из основ конституционного строя (ст. 8). Частная собственность закрепляется в этой статье в качестве формы собственности, которая признается и охраняется в Российской Федерации равным образом с другими формами собственности. Во-вторых, частная собственность закрепляется в гл. 2 Конституции РФ (ст. 35) как элемент правового статуса человека и гражданина, одно из социально-экономических прав.

В Коституции РФ устанавливаются важные юридические гарантии неприкосновенности частной собственности. Так, Конституция РФ предусматривает исключительно судебный порядок лишения (прекращения) права собственности человека на принадлежащее ему имущество: "Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда" (ч. 3 ст. 35). Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. К числу гарантий права частной собственности Конституция РФ относит право наследования.

Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства проводить политику, направленную на обеспечение по возможности полной, продуктивной и свободно избранной занятости.

Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года "О занятости населения в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 года) предусматривает целый ряд мер, направленных на защиту от безработицы. К ним, в частности, относятся: бесплатное содействие со стороны службы занятости в подборе подходящей работы и трудоустройстве, бесплатное обучение новой профессии, повышение квалификации по направлению службы занятости с выплатой стипендии, выплата пособия по безработице и т.п.

Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку. Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров регулируется Кодексом законов о труде РФ (гл. 14). Индивидуальными трудовыми спорами признаются разногласия между работниками и работодателями о применении установленных условий труда. Такие споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. Коллективные трудовые споры рассматриваются в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 года "О порядке разрешения коллективных трудовых споров". Коллективными трудовыми спорами признаются разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров и соглашений. Для разрешения коллективных трудовых споров используются примирительные процедуры. Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, работники вправе использовать собрания, митинги, демонстрации, пикетирование, включая право на забастовку. Порядок реализации данного права предусмотрен вышеупомянутым законом.

Право на отдых имеет каждый человек. Конституция РФ гарантирует установление федеральным законом продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

Право на социальное обеспечение (ст. ст. 7, 39). Социальное обеспечение - это участие общества в содержании тех своих членов, которые из-за нетрудоспособности либо других, не зависящих от них причин не имеют достаточных средств к существованию.

Конституция РФ признает право каждого на социальное обеспечение и одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для беспрепятственного осуществления этого права.

Правовые основания, наличие которых вызывает у человека потребность в социальном обеспечении, многочисленны. К ним относятся возраст, болезнь, инвалидность, потеря кормильца, воспитание детей. Этот перечень не является исчерпывающим.

По своему содержанию право на социальное обеспечение включает право на денежные выплаты (пенсии, социальные пособия, компенсации) и право на социальные услуги. Каждая из перечисленных форм социального обеспечения регулируется комплексом нормативно-правовых актов. Так, пенсионное обеспечение осуществляется на основе Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в РСФСР" (в редакции от 17 июля 1999 года), Закона РФ от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей" и др.

Предоставление социальных пособий устанавливается следующими актами: пособие по безработице - Федеральным законом от 19 апреля 1991 года "О занятости населения в Российской Федерации"; пособия, адресованные семье, - Федеральным законом от 19 мая 1995 года "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"; пособие по временной нетрудоспособности - Постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 года, которое утвердило Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию; ритуальное пособие - Федеральным законом от 12 января 1996 года "О погребении и похоронном деле".

Виды и порядок оказания социальных услуг регулируются Федеральным законом от 10 декабря 1995 года "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", Федеральным законом от 2 августа 1995 года "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".

Кроме государственных форм материального обеспечения людей Российская Федерация поощряет добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, социального, правового, научного, культурного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Осуществление права на охрану здоровья и медицинскую помощь регулируется Основами законодательства об охране здоровья от 22 июля 1993 года (в редакции от 2 марта 1998 года).

В Российской Федерации принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения. В государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования в соответствии с Законом РСФСР от 28 июня 1991 года "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (в редакции от 1 июля 1994 года), а также за счет средств юридических лиц, своих личных средств и иных источников.

К правам человека в сфере культуры относятся право на образование, свобода интеллектуального творчества и преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Право на образование как одно из фундаментальных прав в духовно-культурной сфере жизнедеятельности общества получило регламентацию в ст. 43 Конституции РФ. Значимость данного права для человека, общества, государства обусловлена тем, что именно от уровня образования зависят экономический, социальный, духовный прогресс самого общества, а также благополучие его членов.

Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Более того, Конституция РФ возлагает обязанность на родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми основного общего образования.

Наряду с государственными и муниципальными учреждениями образования допускается организация и деятельность негосударственных учреждений.

В области получения высшего образования Коституция РФ ограничивается нормами о том, что "каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии".

Государство, поддерживая различные формы образования, не может не устанавливать федеральные государственные образовательные стандарты, т.е. обязательные минимальные требования к учебным программам и к качеству подготовки обучающихся, которые являются своего рода гарантией реализации права на образование.

Вопросы организации системы образования регламентируются Федеральным законом от 10 июля 1992 года "Об образовании" (с изменениями от 13 января 1996 года, от 16 ноября 1997 года).

Регулирование отношений в области высшего и послевузовского образования осуществляется Федеральным законом от 22 августа 1996 года "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

Экономические, социальные и культурные права, относящиеся к правам человека второго поколения, касаются поддержания и нормативного закрепления социально-экономических условий жизни индивида, определяют положение человека в сфере труда и быта, занятости, благосостояния, социальной защищенности с целью создания условий, при которых люди могут быть свободны от страха и нужды, а также призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие социально значимые потребности личности. Объем и степень реализованности этих потребностей "во многом зависят от состояния экономики и ресурсов, и поэтому гарантии их реализации по сравнению с гражданскими и политическими правами первого поколения менее развиты". В отличие от других видов прав человека особенностями социально-экономических прав являются:

- допустимость рекомендательных, общих формулировок основных положений, например: "достаточный жизненный уровень" (ст. 11 Пакта), "справедливая зарплата" (ст. 7 Пакта), "удовлетворительное существование" (ст. 7 Пакта);

- распространенность этих прав на определенную социально-экономическую область жизни человека.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 1) открывается, как и Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 1), важным положением о праве всех народов на самоопределение. При этом оба пакта исходят из того, что право на самоопределение является необходимым условием полного пользования всеми основными правами человека. Первая статья обоих Пактов гласит:

1. Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.

2. Все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права. Ни один народ ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств к существованию.

3. Все участвующие в настоящем Пакте государства, в том числе и те, которые несут ответственность за управление несамоуправляющимися и подопечными территориями, должны в соответствии с положениями Устава Организации Объединенных Наций поощрять осуществление права на самоуправление и уважать это право.

Провозглашение Пактами права всех народов на самоопределение находится в полном соответствии с Уставом ООН, который требует уважения принципа самоопределения в отношении тех народов и наций, которые борются за свою государственную независимость. Согласно Уставу ООН уважение этого принципа необходимо в интересах поддержания и укрепления всеобщего мира. Такое толкование значения этого принципа было дано в ходе разработки Устава ООН на Конференции в Сан-Франциско в 1945 году. Право на самоопределение раскрывается в Пактах о правах человека как право всех народов свободно определять свой политический статус и свое экономическое, социальное и культурное развитие. При обсуждении права народов на самоопределение поступали предложения, раскрывающие содержание этого права как права каждого народа или нации "образовывать независимое государство", "избирать свою собственную форму правления", "отделиться от другого народа или нации или присоединиться к другому народу или нации" и др. Однако эти предложения были отклонены, поскольку они лишь перечисляли элементы закрепленного в Пактах права на самоопределение, а такой перечень не может быть исчерпывающим. Предпочтение было отдано общему и в то же время как бы исчерпывающему определению этого права.

В процессе выработки положения Пактов о праве народов на самоопределение большинство государств - членов ООН выразило твердую убежденность в том, что это право является неотъемлемым правом каждого народа и что соблюдение его составляет не только морально-политический долг государств - членов ООН, но и их юридическую обязанность, вытекающую из Устава ООН.

Право на труд занимает ведущее место в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. Это право "включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается" (ст. 6 Пакта).

Право на труд признано одним из наиболее важных социально-экономических прав человека всем мировым сообществом. Впервые оно было закреплено в ст. 23 Всеобщей декларации прав человека 1948 года, которая гласит: "Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы". Право на труд как наиболее важное из всех социально-экономических прав провозгласила также Европейская социальная хартия 1961 года, дополняющая Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 года, не содержащую гарантий экономических и социальных прав человека. Европейская социальная хартия содержит указание на то, что каждый должен иметь возможность зарабатывать себе на жизнь трудом по свободно выбранной специальности.

Право на труд важно не только с точки зрения зарабатывания средств к существованию, но и с позиций социальной роли, социального статуса личности, осознания роли человека в обществе. Право на труд, относящееся ко второму поколению прав человека, имеет, на наш взгляд, основополагающее значение для целей обеспечения достоинства и самоуважения людей, влияет на способность в дальнейшем пользоваться и реализовывать другие политические и социально-экономические права.

Для полного осуществления этого права государства - участники Пакта не должны использовать принудительный труд и принимать меры в экономической, технической, образовательной областях, с тем чтобы обеспечить его доступность для всего населения. Государство также должно поощрять пользование правом на труд, например, путем осуществления образовательных и информационных программ для ознакомления общественности с этим правом. В частности, эти меры должны включать программы профессионально-технического обучения и подготовки, полной производственной занятости (п. 2 ст. 6 Пакта).

Конституция РФ не предусматривает право человека на труд. В ней провозглашается принцип свободы труда, который является юридической основой для всех трудовых прав граждан, закрепленных в текущем законодательстве. Таким образом, Российская Федерация предоставляет своим гражданам не право на труд, а свободу выбора: трудиться или не трудиться.

В то же время Конституция РФ закрепляет за каждым человеком право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37), в наибольшей степени отвечающие его потребностям и интересам.

Наряду с правом на труд во Всеобщей декларации прав человека и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах провозглашается "право каждого на справедливые и благоприятные условия труда". В Декларации понятие "справедливые и благоприятные условия труда" не уточняется. Это право было конкретизировано только в ст. 7 Пакта. К таким условиям труда Пакт относит условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; вознаграждение, обеспечивающее как минимум всем трудящимся справедливую зарплату и равное вознаграждение за равный труд без какого бы то ни было различия; отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени, а также периодические оплачиваемые отпуска.

Конституция РФ, закрепляя право человека на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ч. 3 ст. 37), а также право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37), по сути дела учитывает требования ст. 7 Пакта. Но этих конституционных норм недостаточно, чтобы конкретизировать понятие "справедливые и благоприятные условия труда". Поэтому для практической реализации права на труд в условиях, соответствующих требованиям безопасности и охраны труда, а также равного вознаграждения за труд применяются положения Трудового кодекса РФ, в частности ст. ст. 219 и 133.

Право каждого на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи впервые было сформулировано во Всеобщей декларации прав человека. Пункт 1 статьи 25 Декларации гласит, что каждый человек имеет право "на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам".

Пакт об экономических, социальных и культурных правах также предусматривает это право, но в более общей форме. Статья 11 Пакта предусматривает признание государствами "права каждого на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, на непрерывное улучшение условий жизни".

Право человека на достаточный уровень жизни сводится в конечном счете к его праву на определенный стандарт жизни, под которым понимается оптимально возможный в данный момент уровень потребления человеком средств к существованию (продуктов, товаров) и услуг с учетом специфики его деятельности и количества затрачиваемой энергии. Фактический уровень потребления может отличаться и, как правило, отличается от стандарта в ту или иную сторону, определяя реальный уровень жизни. В соответствии со ст. 11 Пакта государства-участники не только гарантируют право каждого на достаточный жизненный уровень, но и на непрерывное улучшение условий и стандарта жизни.

Конституция РФ не содержит отдельного права граждан на достаточный жизненный уровень. Однако в Конституции и законах Российской Федерации есть положения, гарантирующие практически все составляющие права на достаточный жизненный уровень, предусмотренные во Всеобщей декларацию прав человека и Пакте об экономических, социальных и культурных правах. Так, Конституция РФ гарантирует право на отдых - трудовое право человека, предусматривающее законодательное ограничение продолжительности рабочего дня; право на ежегодный оплачиваемый отпуск (ч. 5 ст. 37). Важной гарантией права на отдых служит детальное регулирование в российском законодательстве о труде вопросов рабочего времени и времени отдыха. Этим вопросам посвящены пять глав (гл. 15 – 19) и 38 статей (ст. ст. 91 - 128) Трудового кодекса Российской Федерации.

Право на социальное обеспечение. Нередко реальностью является то, что экономический спад, перенос промышленного производства и другие экономические факторы, вызывающие безработицу, а также болезнь, наступление старости или иного случая утраты человеком средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам приводят к ситуации, в которой человек не может иметь достойный жизненный уровень. В этом случае необходим доступ к социальному обеспечению, включая выплаты по линии социального обеспечения. Как гласит Всеобщая декларация прав человека (ст. 25), каждый человек имеет право на социальное обеспечение в случае безработицы, болезни, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию. Социальное обеспечение, таким образом, должно предотвращать критические ситуации в жизни людей и помогать им "встать на ноги" ввиду обеспечения для них возможности быть свободными, полезными членами общества.

Статья 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах просто указывает на признание государствами-участниками права каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование, не перечисляя при этом основания получения человеком социального обеспечения.

Право на социальное обеспечение в случае болезни или старости гарантирует ч. 1 ст. 39 Конституции РФ, которая гласит: "Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом". Тем самым Конституция РФ подчеркивает социальный характер государства. Россия, будучи социальным государством, берет на себя обязательство по предоставлению социальной помощи нуждающимся в ней гражданам. Важнейшей задачей социального государства является проведение такой социальной политики, которая бы обеспечивала достаточный жизненный уровень каждого члена общества, в том числе и в случаях, когда он по не зависящим от него причинам не может трудиться. Условием ее осуществления является создание эффективной системы социального обеспечения, включающей в себя комплекс мер, принимаемых государством по обеспечению и обслуживанию граждан в старости, при инвалидности, в случае потери кормильца, в период безработицы, болезни, беременности и в иных жизненных ситуациях, когда они не могут использовать свой труд для систематического получения дохода либо вознаграждения за труд. Основания предоставления социальной помощи устанавливаются государством в зависимости от его социально-экономического развития, поэтому их перечень не может быть исчерпывающим.

В развитие конституционного положения о гарантиях социального обеспечения в Российской Федерации был принят Федеральный закон от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", согласно ст. 5 которого граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию или передвижению, имеют право на социальное обслуживание.

В соответствии с этим Законом функции по определению перечня гарантированных государством услуг переданы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом потребностей населения, проживающего на территориях соответствующих субъектов Федерации.

Право на свободу от голода гарантируется нормой, содержащейся в Пакте об экономических, социальных и культурных правах, которая гласит: участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на свободу от голода (п. 2 ст. 11 Пакта). К сожалению, в мире, особенно в странах Африки, Азии и Латинской Америки, голодают сотни миллионов людей, которые не имеют возможности удовлетворять потребности в пище даже на уровне физиологического минимума. И это при том, что в мире производится достаточно продовольствия, необходимого для жизни всех его жителей.

Не вдаваясь в причины такого положения, которые в общем-то известны, следует отметить, что на решение проблемы голода направлены предложения, сформулированные в п. 2 ст. 11 Пакта. К ним, в частности, относятся:

- налаживание международного сотрудничества и реализация конкретных программ с целью улучшения методов производства, хранения и распределения продуктов питания путем широкого использования технических и научных знаний, наиболее эффективного освоения и использования природных ресурсов;

- обеспечение справедливого распределения мировых запасов продовольствия в соответствии с потребностями и с учетом проблем стран, как импортирующих, так и экспортирующих пищевые продукты.

Право каждого человека на образование, являясь одним из важнейших прав человека, провозглашается в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека и в ст. ст. 13 и 14 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Реализация права является эффективным средством достижения свободы и равенства людей. Образование как социальный институт призвано содействовать развитию человеческой личности, интеграции ее в жизнь гражданского и политического общества, формированию и укреплению уважительного отношения к правам и фундаментальным свободам человека.

В чем заключается право на образование? При всей распространенности слова "образование" его истинный смысл иногда трудно понять, поскольку в разное время и в разных цивилизациях его содержание различалось. Вплоть до начала XX века человек, умеющий читать и писать, уже считался образованным человеком. На современном этапе развития общества, особенно в условиях глобализации, образование становится международным институтом и выходит за рамки национальных государств. В результате создания информационного общества в образовании все большую роль играют современные информационные технологии, которые становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. Образование превращается в непрерывный процесс, происходящий на протяжении всей жизни человека.

Образование - это способ социальной стратификации людей в соответствии с их способностями и достоинствами, что является позитивным фактором для общества в целом. Благодаря образованию люди получают возможность занять в обществе более высокий статус.

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) понятие "образование" определяет в качестве "целостного процесса социальной жизни, посредством которого индивиды и социальные группы учатся сознательно развивать для своей пользы в рамках национальных и международных сообществ все их личные способности, отношения, дарования и знания".

В определении ЮНЕСКО, по нашему мнению, не учитывается тот факт, что образование начинается с детского возраста, когда ребенок еще не осознает "свою пользу" в образовании.

В связи с вышесказанным образование, по нашему мнению, - это непрерывный процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала человека в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества.

Образование ребенка, у которого также есть право на образование в соответствии со ст. 29 Конвенции о правах ребенка 1989 года, должно быть направлено на:

- развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

- воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе ООН;

- воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

- подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этическими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;

- воспитание уважения к окружающей природе.

В 1999 году Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам сформулировал в своем Замечании общего порядка N 13 основополагающие характеристики права на образование: образованию во всех его формах и на всех уровнях должны быть присущи следующие взаимосвязанные характеристики:

а) наличие - должно иметься достаточное количество действующих учебных заведений и программ;

б) доступность - учебные заведения и программы должны быть доступны каждому человеку.

Доступность в свою очередь характеризуется тремя взаимосвязанными чертами:

- недискриминация: образование должно быть доступно для всех, в особенности для наиболее уязвимых групп, де-юре и де-факто, без какой-либо дискриминации;

- физическая доступность: необходимо обеспечить безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современной технологии (например, к одной из программ заочного обучения);

- экономическая доступность: образование должно быть доступно для всех. Если начальное образование должно быть "бесплатным для всех", то государствам-участникам надлежит постепенно проводить в жизнь принцип бесплатного среднего и высшего образования;

в) приемлемость - форма и содержание образования, включая программы и методы обучения, должны быть приемлемыми (например, учитывающими культурные особенности) для учащихся, а в соответствующих случаях - для родителей;

г) адаптированность - образование должно быть гибким, способным адаптироваться к потребностям изменяющихся обществ и общин и соответствовать потребностям учащихся в рамках их различных социально-культурных норм.

Конституция РФ (ст. 43) провозглашает право каждого на образование. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Практическое осуществление образования в Российской Федерации происходит в соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", иными законами, а также нормами международного права. По Конституции гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Любые ограничения возможности получения образования могут быть установлены только законом. Государство обеспечивает право на образование путем создания системы соответствующих социально-экономических и организационных условий для его получения.

Право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья (право на здоровье). Это право является одним из важнейших социальных прав человека в силу того, что здоровье является высшим неотчуждаемым благом человека, без которого утрачивают значение многие другие блага и ценности. Причем право на здоровье является не только личным благом человека и гражданина, а имеет еще и социальный характер. Иначе говоря, не только каждый должен заботиться о своем здоровье, но и общество в целом обязано принимать все необходимые меры, направленные на сохранение и улучшение здоровья его членов, препятствовать посягательству кого бы то ни было на здоровье своих граждан. Таким образом, в этом праве проявляется взаимная ответственность личности и государства, согласование личных и общественных интересов.

Право на здоровье, согласно ст. 12 Пакта, должно быть обеспечено государством - участником Пакта путем проведения следующих мероприятий:

- обеспечения сокращения мертворождаемости и детской смертности;

- улучшения всех аспектов гигиены внешней среды и гигиены труда в промышленности;

- предупреждения и лечения эпидемических, эндемических, профессиональных и иных болезней и борьбы с ними;

- создания условий, которые обеспечивали бы всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни.

В связи с соблюдением, защитой и осуществлением права на здоровье можно следующим образом сформулировать обязательства государства:

Соблюдение: государство не должно отказывать в доступе к медицинским учреждениям на дискриминационной основе.

Защита: государство должно контролировать качество подготовки медицинского персонала, а также качество медикаментов, поступающих на рынок, в стране от государственных и частных поставщиков.

Осуществление: государство должно облегчать пользование правом на здоровье, например, посредством организации всеобщей вакцинации детей или обязательной диспансеризации работающих.

Право на здоровье, которое является основой всего, есть относительное право, оно не может гарантироваться везде, всегда и при всех обстоятельствах. Если это право и гарантируется, то только в определенном объеме и определенных границах, поскольку здоровье - это совокупный результат действия большого количества объективных и субъективных факторов жизни начиная от генетических факторов и кончая жилищными условиями, условиями труда и окружающей среды. Многие болезни являются следствием природных факторов, одинаково влияющих на людей. Более уязвимые слои населения (малообеспеченные, с плохими жилищными условиями, бездомные и т.п.) подвержены этим болезням в большей степени, что выводит их из активного трудового процесса и еще более ухудшает их материальное положение, что, безусловно, отражается на здоровье этих людей. Более того, заболев, эти люди представляют уже опасность для других людей, поскольку многие болезни являются инфекционными. Поэтому укрепление здоровья людей - это не только их право, но и обязанность государства оказать медицинскую помощь заболевшему человеку, вылечить его и тем самым защитить окружающих от заражения данной болезнью.

Практическая реализация права на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья зависит от множества факторов. В частности, объем реализации этого права в первую очередь зависит от того, насколько эффективно организовано политическое общество в правовом отношении, от того, насколько четко регулируются все аспекты общественной жизни, включая здравоохранение, с определением прав и обязанностей всех участвующих в ней сторон.

Немаловажное значение для практического осуществления права на здоровье имеет осведомленность о своих правах и свободах в области здравоохранения, а также о степени ответственности соответствующих должностных лиц.

Конституция РФ закрепляет право на охрану здоровья и медицинскую помощь в ч. 1 ст. 41. Закрепляя это право в Конституции, государство принимает на себя обязанность осуществлять комплекс мер, направленных на устранение причин ухудшения здоровья населения, предотвращение эпидемических, эндемических и других заболеваний, а также на создание условий, при которых каждый человек может воспользоваться любыми незапрещенными методами лечения и оздоровительными средствами для охраны здоровья.

В Российской Федерации сформирована солидная правовая основа для обеспечения конституционного права на охрану здоровья. К ней, в частности, относятся следующие основные законодательные акты:

- Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1, определившие профилактическую деятельность одним из основных направлений здравоохранения;

- Федеральный закон от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", определяющий стратегию и систему мер в области профилактики основных инфекционных заболеваний;

- Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", закрепивший норму о том, что гигиеническое воспитание и обучение граждан, направленные на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни, являются обязательными.

5 ноября 1997 года было принято Постановление Правительства РФ N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации", содержащее основные принципы развития здравоохранения, направленные на улучшение качества диагностики заболеваний, лечения больных, лекарственного обеспечения.

Имеются также другие, не менее важные законодательные акты и федеральные целевые программы по борьбе с тем или иным заболеванием (сахарный диабет, туберкулез, ВИЧ/СПИД и др.).

Право на охрану здоровья человека помимо чисто медицинских мероприятий обеспечивается в России также охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией качественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи, о чем говорится в Конституции РФ. Такая помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждении систем здравоохранения и социальной защиты населения.

© 2011-2018 Юридическая помощь в составлении жалоб в Европейский суд по правам человека. Юрист (представитель) ЕСПЧ.