В соответствии со ст. 1 Устава ООН осуществление международного сотрудничества в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам является, наряду с поддержанием международного мира и безопасности и разрешением международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, одной из главнейших целей ООН.
Следуя этой цели, 20 декабря 1993 года Генеральная Ассамблея ООН на своей 48-й сессии постановила учредить пост Верховного комиссара ООН по правам человека (далее - ВКПЧ ООН). С принятием этого решения, отражающего качественно новое состояние современных международных отношений, завершилась самая продолжительная в истории ООН дискуссия по вопросу, являвшемуся на протяжении почти 50 лет центром споров по правам человека и разделявшему международное сообщество на два лагеря: сторонников создания поста Верховного комиссара ООН по правам человека и противников этого. В условиях продолжающихся в разных регионах мира массовых и грубых нарушений прав человека (геноцид, торговля людьми, пытки и т.п.) победила позиция государств, которые считали, что пост ВКПЧ ООН является необходимым для быстрого и эффективного принятия экстренных мер в условиях крупных кризисов и чрезвычайных ситуаций, а также для упорядочивания реализации контрольных функций, осуществляемых ООН в области прав человека и повышения практической отдачи.
В соответствии с резолюцией N 48/141 Верховный комиссар по правам человека назначается Генеральным секретарем ООН и утверждается Генеральной Ассамблеей при должном учете принципа географической ротации на фиксированный срок в четыре года с возможностью продления еще на один срок. Кандидат на пост Верховного комиссара ООН должен характеризоваться "высокими моральными устоями и честностью" и обладать "опытом, в том числе в области прав человека, и общими знаниями и пониманием разных культур, что необходимо для беспристрастного, объективного, неизбирательного и эффективного выполнения обязанностей Верховного комиссара". Представляется, что включение последней части данного предложения вызвано прежде всего боязнью части государств того, что Верховный комиссар может стать кем-то вроде "мирового жандарма" в области прав человека. Критерий беспристрастности, неизбирательности и объективности важен еще и потому, что позволяет избегать обвинений в применении "двойных стандартов" в оценке правозащитной ситуации в отдельных странах и регионах, помогая государствам - членам ООН выстраивать приоритеты в этой области. Вполне логично, что соблюдение данных критериев ведет к сохранению независимости Верховного комиссара в оценках, "неангажированности" в той или иной конкретной ситуации, а также к избеганию разделения всех государств на "отличников" и "неуспевающих" с точки зрения соблюдения международных стандартов в области прав человека.
ВКПЧ ООН занимает должность, равную должности заместителя Генерального секретаря ООН. Он является "должностным лицом Организации Объединенных Наций, несущим, основную ответственность за деятельность Организации Объединенных Наций в области прав человека". В то же время свою деятельность он осуществляет "под руководством и эгидой" Генерального секретаря и "в рамках общей компетенции, полномочий и решений Генеральной Ассамблеи, Экономического и Социального Совета и Комиссии по правам человека".
Таким образом, Верховный комиссар ограничен рамками компетенции и полномочий этих органов и обязан выполнять те функции, которые они ему поручают. Одновременно Верховный комиссар вправе вносить рекомендации указанным органам "в целях содействия эффективному поощрению и защите всех прав человека".
Существуют различные деления на группы полномочий ВКПЧ ООН. В общем они сводятся к следующему:
1) поощрение и защита всех прав человека, в том числе поощрение и защита эффективного осуществления всех гражданских, культурных, экономических, политических и социальных прав; оказание консультативных услуг и технической и финансовой помощи по просьбе заинтересованных государств и, при необходимости, региональных организаций по правам человека с целью поддержать осуществление мер и программ в области прав человека; координация деятельности в области поощрения и защиты прав человека в рамках всей системы ООН;
2) развитие международного сотрудничества в области поощрения и защиты прав человека, в том числе расширение такого сотрудничества;
3) реагирование на ситуации, угрожающие правам человека, в том числе выполнение активной роли в деле устранения существующих препятствий в решении новых задач на пути к полной реализации всех прав человека и в недопущении продолжения нарушений прав человека во всем мире, как это отражено в Венской декларации и Программе действий; поддержание диалога с правительствами всех стран в целях обеспечения уважения всех прав человека;
4) осуществление рационализации, адаптации, укрепления и оптимизации механизмов в Организации Объединенных Наций в области прав человека в целях повышения их действенности и эффективности.
Верховный комиссар, выполняя функции по координации всех программ ООН в области прав человека, обеспечивает тесное сотрудничество между различными органами ООН и конвенционным контрольным механизмом, способствует устранению параллелизма, дублирования в их работе. Его роль координатора необходима и в отношении тематического механизма ООН по правам человека и деятельности специальных докладчиков.
Верховный комиссар оказывает большую помощь как в работе органов ООН, так и конвенционным органам. Как известно, многие государства не отвечают на запросы о предоставлении информации или отвечают на запросы о предоставлении информации неадекватно и с большим опозданием, игнорируют просьбы о въезде на их территорию специальных докладчиков или специальных миссий в целях проведения расследований о нарушениях прав человека. Призыв к таким государствам на высоком уровне со стороны Верховного комиссара в сочетании с твердыми и решительными действиями может быстрее привести к положительным результатам.
Необходимо также отметить, что Верховный комиссар ООН по правам человека не занимается рассмотрением частных жалоб о нарушении прав и свобод человека на то или иное государство. Отсутствие у Верховного комиссара таких полномочий вполне оправданно, так как такими полномочиями уже наделены ряд органов ООН, а также конвенционные органы, созданные на основании ряда международных договоров. Это большая и кропотливая работа, и небольшой аппарат Верховного комиссара вряд ли справится с ней. Поэтому Верховному комиссару представляется более целесообразным лишь координировать эту работу и принимать меры в случае невыполнения государствами решений органов, занимающихся рассмотрением частных жалоб.
При подготовке резолюции ГА ООН N 48/141 "Верховный комиссар по поощрению и защите всех прав человека" было высказано предложение о предоставлении ВКПЧ ООН возможности напрямую обращаться в Совет Безопасности ООН в целях гарантии инкорпорации правозащитных элементов в решения Совета и в операции, проводимые на основе таких решений (в том числе в миротворческие операции), а также для повышения эффективности превентивной и последующей деятельности в области прав человека. Однако ряд государств посчитали, что вопросы прав человека находятся вне компетенции Совета Безопасности, как она определена в Уставе ООН, и поэтому всякое упоминание Совета было изъято из окончательного текста резолюции. Это решение трудно объяснить, поскольку, согласно Уставу ООН, Совет Безопасности вправе рассматривать любую ситуацию, которая угрожает международному миру и безопасности. Последнее десятилетие XX века убедительно показало, что грубые и массовые нарушения прав человека могут как раз являться источником такой угрозы. Кроме того, "поощрение и защита всех прав человека являются предметом законной обеспокоенности международного сообщества". Более того, сама последующая практика взаимоотношений Верховного комиссара ООН по правам человека и Совета Безопасности доказала возможность и необходимость их сотрудничества. В связи с этим было бы целесообразно предоставить Верховному комиссару возможность представлять два раза в год Совету Безопасности доклады о положении с правами человека в мире (после сессий Совета по правам человека и Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств), а также возможность запрашивать консультативные решения Международного Суда.
Сотрудничество Верховного комиссара ООН по правам человека с государствами возможно только при условии согласия на то самих государств - это один из залогов его успешной деятельности в области прав человека. Ряд исследователей проблемы прав человека считают это обязательство сдерживающим фактором, снижающим эффективность действий Верховного комиссара. Но в современных международных отношениях наличие согласия государства на оказание ему помощи в области прав человека является необходимой реальностью. Несоблюдение этого условия грозит нарушением других общепризнанных принципов и норм международного права, а также обвинениями со стороны государств в превышении Верховным комиссаром своих полномочий и вмешательстве во внутренние дела государства. К сожалению, в настоящее время этот факт сказывается на снижении эффективности действий Верховного комиссара ООН по правам человека.
Вопрос повышения эффективности деятельности Верховного комиссара в реальных условиях постоянно стоит на повестке дня.
Многие исследователи отмечают, что текст мандата Верховного комиссара содержит хорошо продуманные формулировки и тщательно сбалансирован, что отражает озабоченность правительств ряда стран тем, что они создают должность, обладатель которой может против их желания привлечь внимание к случаям пренебрежительного отношения к правам их граждан. ВКПЧ ООН призван играть важнейшую роль в деле координации межгосударственного сотрудничества в правозащитной сфере на универсальном уровне. Это катализирующая роль, обеспечивающая поощрение каждого соответствующего сектора, органа и программы вносить свой конкретный вклад в защиту и поощрение прав человека. Это и координирующая роль, содействующая объединению различных мероприятий в целях обеспечения их максимально позитивного результата. Важным аспектом обязанностей Верховного комиссара является также обеспечение того, чтобы Организация Объединенных Наций выступала с единых позиций при рассмотрении международных стандартов и норм в области прав человека. И наконец, Верховный комиссар должен охватить всех членов гражданского общества, с тем чтобы поощрять и приветствовать их усилия по обеспечению прав человека, стремясь найти пути взаимного укрепления проводимых мероприятий.
Таким образом, Верховный комиссар ООН по правам человека представляет собой некий контрольный механизм, предусмотренный универсальными договорами о правах человека. В связи с этим данный институт имеет свои особенности, обусловленные спецификой его функционирования. Поэтому необходимо рассматривать возможность интерпретации института Верховного комиссара как специального контрольного органа, обладающего полной независимостью во всем, что касается проверки осуществления обязательств, принятых государствами-участниками.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что ВКПЧ ООН в исполнении своего мандата весьма ограничен. В этой связи государствам - членам ООН предстоит, очевидно, расширить мандат Верховного комиссара ООН, наделив его большими полномочиями, призванными помогать международному сообществу в достижении благородной цели - всеобщей защите прав человека.