Комитет ООН по правам ребенка выявил нарушение требований статей 3 и 19 Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка.

Заголовок: Комитет ООН по правам ребенка выявил нарушение требований статей 3 и 19 Конвенции Организации Объединенных Н Сведения: 2020-06-17 05:18:58

Заключительные замечания Комитета по правам человека ООН от 25 января 2018 года по обращению N 3/2016 по делу "I.A.M. (I.A.M.) против Дании".

В 2016 году автору обращения была оказана помощь в подготовке обращения.

По делу успешно рассмотрено обращение автора по вопросу по поводу производства о депортации из страны в отношении ребенка, которому грозит принудительное женское обрезание.

 

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДЕЛА

 

Коммуникация была подана гражданкой Сомали, действующей от имени своей дочери. Она въехала в Данию без действительных проездных документов и подала ходатайство о предоставлении убежища, которое Миграционная служба Дании отклонила. После рождения дочери заявительница обжаловала отказ в Апелляционную коллегию по делам беженцев, утверждая, что она боялась, что члены собственной семьи ее убьют, поскольку заявительница втайне вышла замуж против пожелания членов семьи, а также что ее дочь будет подвергнута принудительной процедуре женского обрезания (далее - FGM), если их вернут в Сомалийское Государство Пунтленд.

Puntland State of Somalia (англ.) - автономный район в восточной части Сомали, объединяющий девять северо-восточных провинций Сомали. В 2003 - 2004 годах официально признан автономным районом в составе федеративного государства Сомали (примеч. редактора).

Апелляционная коллегия по делам беженцев отклонила жалобу и постановила депортировать заявительницу в Сомали. Относительно риска того, что дочь заявительницы может быть подвергнута принудительной процедуре женского обрезания, Апелляционная коллегия по делам беженцев сослалась на доклад Миграционной службы, согласно которому указанная процедура была запрещена законом в Сомали и что матери могли воспрепятствовать проведению это процедуры своим дочерям, особенно в Сомалийском Государстве Пунтленд.

Обращаясь в Комитет Организации Объединенных Наций по правам ребенка, заявительница утверждала, inter alia, что права ее дочери, гарантированные статьями 3 и 19 Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка, будут нарушены, если ее вернут в Сомали, вследствие наличия риска для ребенка подвергнуться принудительной процедуре женского обрезания.

 

ВОПРОСЫ ПРАВА

 

Комитет Организации Объединенных Наций по правам ребенка напомнил, что применительно к Комментарию общего характера Комитета Организации Объединенных Наций по правам ребенка N 6 (Комитет Организации Объединенных Наций по правам ребенка (CRC), Комментарий общего характера N 6 (2005): Обращение с детьми без сопровождения или отделенными от семьи вне страны их происхождения, от 1 сентября 2005 г., CRC/GC/2005/6) государства не могли возвращать ребенка в страну, если имелись существенные основания предполагать наличие действительного риска причинения невосполнимого вреда ребенку, и что такие обязательства применялись независимо от того, были ли источником нарушения таких прав, гарантированных Конвенцией, частные лица или были ли такие нарушения умышленными или непреднамеренными последствиями действий или бездействия. Оценка риска таких серьезных нарушений должна проводиться с учетом возраста и пола затронутых лиц. Также была сделана ссылка на Комментарий общего характера Комитета Организации Объединенных Наций по правам ребенка N 18 (Совместная Общая рекомендация Комитета Организации Объединенных Наций по ликвидации дискриминации в отношении женщин N 31/Комментарий Комитета Организации Объединенных Наций по правам ребенка N 18 о вредных практиках от 14 ноября 2014 г., CEDAW/C/GC/31-CRC/C/GC/18) и подчеркивалось, что принудительная процедура женского обрезания могла иметь различные незамедлительные и долгосрочные последствия для здоровья ребенка и что законодательство и политика в области миграции и предоставления убежища должны признавать риск подвергнуться причиняющим вред здоровью действиям или преследованию в результате указанных действий в качестве основания для предоставления убежища, а также что следует рассматривать вопрос о предоставлении защиты родственнику, сопровождающему девочку или женщину.

Комитет Организации Объединенных Наций по правам ребенка отметил, что, хотя, согласно представленным сторонами докладам, отрицалось проведение принудительной процедуры женского обрезания в Сомалийском Государстве Пунтленд, такая практика имела долгую историю в сомалийском обществе. Подчеркивалось, что при принятии решения о возвращении ребенка в первую очередь должны учитываться наилучшие интересы ребенка и что такие решения должны обеспечивать в рамках процедуры с соответствующими гарантиями, что по возвращении ребенок будет находиться в безопасности, ему будут обеспечены надлежащий уход и соблюдение его или ее прав.

Обращаясь к обстоятельствам настоящего дела, Комитет Организации Объединенных Наций по правам ребенка, во-первых, отметил, что Апелляционная коллегия по делам беженцев основала свою оценку на докладах по Центральному и Южному Сомали, не оценив особые и персональные обстоятельства, в которых заявительница и ее дочь были бы депортированы, и не приняв во внимание наилучшие интересы ребенка, в частности, в свете широкого распространения в Сомалийском Государстве Пунтленд процедуры принудительного женского обрезания и того факта, что заявительница вернется в страну как мать-одиночка, без поддержки родственника-мужчины.

Во-вторых, права ребенка, гарантированные статьей 19 Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка, не могут зависеть от способности его или ее матери сопротивляться давлению семьи или общества, и государства должны предпринять меры для защиты ребенка от всех видов физического и психологического насилия, травм или злоупотреблений при любых обстоятельствах, даже если родитель или опекун не может сопротивляться давлению со стороны общества.

В заключение оценка существующего для ребенка риска подвергнуться необратимым вредным практикам, таким как принудительная процедура женского обрезания, в стране, куда его или ее высылают, должна осуществляться на основании принципа соблюдения осторожности, и если существуют разумные сомнения в том, что принимающее государство сможет защитить ребенка от указанных практик, государство должно воздержаться от возвращения ребенка.

Комитет Организации Объединенных Наций по правам ребенка пришел к выводу, что государство-ответчик не приняло во внимание наилучшие интересы ребенка при оценке риска того, что дочь заявительницы могла подвергнуться принудительной процедуре женского обрезания в случае возвращения в Сомалийское Государство Пунтленд, и не предоставило надлежащие гарантии благополучия ребенка в случае возвращения в страну происхождения.

 

ВЫВОД

 

По делу было установлено нарушение статей 3 и 19 Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка.

 

Индивидуальные рекомендации

 

Власти Дании должны воздержаться от возвращения заявительницы и ее дочери в Сомалийское Государство Пунтленд.

 

Рекомендации общего характера

 

Власти Дании должны предотвратить подобные нарушения в будущем согласно изложенному мнению.

 

 

© 2011-2018 Юридическая помощь в составлении жалоб в Европейский суд по правам человека. Юрист (представитель) ЕСПЧ.