Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам выявил нарушение требований пункта 1 статьи 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах как такового и во взаимосвязи с пунктом 1 статьи 2 и пунктом 1 статьи 10 указ

Заголовок: Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам выявил нарушение требований пункта 1 статьи 11 Сведения: 2020-06-16 05:04:40

Заключительные замечания Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам от 20 июня 2017 года по сообщению N 5/2015 по делу "Бен Джазия и Беллили против Испании (Ben Djazia and Bellili v. Spain)".

В 2015 году авторам сообщения была оказана помощь в подготовке сообщения.

Семьи с малолетними детьми выселены из съемной комнаты в квартире без предоставления альтернативного жилья.

По делу успешно рассмотрено сообщение о выселении семьи с малолетними детьми из съемной комнаты в квартире без предоставления альтернативного жилья.

 

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДЕЛА

 

Авторы сообщения проживали совместно в мадридской квартире после заключения брака в 2009 году. В 2012 году они прекратили получать пособия по безработице и не могли продолжать вносить плату за наем. В 2013 году они были выселены из своего жилища вместе с детьми в возрасте года и трех лет. В Комитете по экономическим, социальным и культурным правам они жаловались на то, что они были выселены в нарушение статьи 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (право каждого на достаточный жизненный уровень), в отсутствие учета того факта, что они не имели альтернативного жилья, или последствий выселения, в частности, для их малолетних детей.

 

ВОПРОСЫ ПРАВА

 

Право на адекватное жилье, вытекающее из права на достаточный жизненный уровень, имеет важнейшее значение для использования всех экономических, социальных и культурных прав и органично связано с другими правами человека, включая Международный пакт о гражданских и политических правах. Право на жилье должно быть обеспечено всем лицам независимо от дохода или доступа к экономическим ресурсам. Всем должна быть обеспечена определенная степень безопасности владения, которая гарантирует правовую защиту от принудительного выселения, запугивания и других угроз. Принудительные выселения prima facie несовместимы с требованиями Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и могут быть оправданными лишь в наиболее исключительных обстоятельствах и в соответствии с применимыми принципами международного права. Если выселение является оправданным, компетентные органы должны гарантировать, чтобы оно проводилось в соответствии с законом и было совместимо с пактом, включая принцип человеческого достоинства и соблюдение общих принципов разумности и пропорциональности (См. Общий комментарий N 4 Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам: право на достаточное жилье (пункт 1 статьи 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах)).

Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам отметил, что авторы отказались покинуть съемную комнату, хотя наймодатель заблаговременно информировал их, что договор не будет продлен и что наем будет прекращен 31 августа 2012 г. С июня 2012 года авторы сообщения не могли вносить плату за наем. Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам решил, что это составляло законную причину, которая могла оправдать выселение авторов. Законодательство Испании не возлагало на национальные органы обязанность оценки возможных последствий выселения, хотя на практике они это делали, и от судей не всегда требовалось согласно закону приостанавливать выселение до подбора альтернативного жилья. Закон прямо и ясно не указывал, что судьи уполномочены или могут обязывать другие органы, такие как социальные службы, принимать согласованные действия для предотвращения бездомности выселяемого лица из жилища. Именно в этом контексте авторы были выселены, несмотря на отсутствие альтернативного жилья.

В связи с этим Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам пришел к выводу, что выселение составляло нарушение их права на адекватное жилье, поскольку государство-участник не могло убедительно доказать, что, несмотря на принятие всех разумных мер с использованием всех доступных ресурсов и на рассмотрение конкретных обстоятельств авторов, было невозможно обеспечить их право на жилье. В настоящем деле бремя, возложенное на государство, усиливалось тем, что данная мера затрагивала малолетних детей. Власти государства-участника не оспаривали тот факт, что семья нуждалась в государственном жилье и отвечала признакам, позволявшим требовать его. Однако они лишь утверждали, что у них были ограниченные ресурсы. Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам счел данный довод неадекватным, поскольку власти государства-участника не доказали, что они приняли все возможные меры с использованием имеющихся ресурсов для обеспечения права на жилье в пользу лиц, которые подобно авторам сообщения являлись особо нуждающимися лицами. Выселение авторов сообщения в отсутствие альтернативного жилья составляло, таким образом, нарушение их права на адекватное жилье.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

По делу допущено нарушение пункта 1 статьи 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах как такового и во взаимосвязи с пунктом 1 статьи 2 и пунктом 1 статьи 10 указанного Пакта.

Индивидуальные рекомендации. Власти Испании должны принять все необходимые меры, чтобы помочь семье получить адекватное жилье и выплатить ей компенсацию.

Общие рекомендации. Власти Испании должны обеспечить, чтобы ее законодательство и практика соблюдали обязательства в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах по обеспечению права на адекватное жилье, в частности, путем (a) предоставления права на судебную проверку последствий выселения, (b) улучшения координации между судами и социальными службами, (c) отказа от выселения уязвимых лиц в отсутствие предварительной консультации и с использованием всех доступных ресурсов для предоставления им альтернативного жилья и (d) принятия мер для обеспечения жильем лиц с низкими доходами.

 

 

© 2011-2018 Юридическая помощь в составлении жалоб в Европейский суд по правам человека. Юрист (представитель) ЕСПЧ.