Постановление ЕСПЧ от 27 мая 2017 года по делу "Жердев против Украины (Zherdev v. Ukraine)" (жалоба N 34015/07).
В 2007 году заявителю была оказана помощь в подготовке жалобы. Впоследствии жалоба была коммуницирована Украине.
По делу успешно рассмотрена жалоба на унижающее достоинство обращение при задержании. По делу допущено нарушение требований статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Обстоятельства дела
Заявитель, которому было 16 лет, был допрошен в милиции в связи с расследованием убийства. Он находился в нижнем белье в течение нескольких часов, а затем был помещен в камеру ко взрослым.
Вопросы права
По поводу соблюдения статьи 3 Конвенции (материально-правовой аспект). Заявитель находился в наручниках и одном нижнем белье в отделе милиции в течение не менее, чем двух с половиной часов. Власти явно имели уважительную причину для изъятия у него одежды, которая могла являться вещественным доказательством его причастности к преступлению. Однако даже в отсутствие у Европейского Суда доказательств того, что власти намеревались унизить или оскорбить его, заявитель являлся несовершеннолетним, и не были представлены объяснения по поводу непредоставления ему сменной одежды или какого-то покрывала и содержания его в наручниках в течение не менее, чем двух с половиной часов. Заявитель утверждал, что происшествие произвело на него особенно сильное впечатление ввиду возможности того, что он мог быть обвинен в половом преступлении и потому подвергнут риску изнасилования в тюрьме.
Тот факт, что заявитель, несовершеннолетний и ранее не судимый, был оставлен в наручниках и почти без одежды в течение не менее чем двух с половиной часов в состоянии неопределенности и уязвимости, мог сам по себе считаться порождающим вопрос в соответствии со статьей 3 Конвенции. Кроме того, его помещение в нарушение законодательства страны в камеру со взрослыми заключенными на следующие три дня могло способствовать возникновению у него чувств страха, тоски, беспомощности и неполноценности и также умаляло его достоинство.
Таким образом, заявитель подвергся унижающему достоинство обращению.
Постановление
По делу допущено нарушение требований статьи 3 Конвенции (принято единогласно).
Компенсация
В порядке применения статьи 41 Конвенции. Европейский Суд присудил выплатить заявителю 8 000 евро в качестве компенсации морального вреда.
Европейский Суд также единогласно установил нарушение процессуального аспекта статьи 3 Конвенции, нарушение пункта 3 статьи 5 Конвенции с учетом длительности содержания под стражей заявителя и что по делу не были нарушены требования пунктов 1 и 3 статьи 6 Конвенции, что касается справедливости уголовного разбирательства против него.