Постановление ЕСПЧ от 24 октября 2017 года по делу "Дикман и Гион (Dickmann and Gion) против Румынии" (жалобы N 10346/03 и 10893/04).
В 2003 и 2004 годах заявителям была оказана помощь в подготовке жалоб. Впоследствии жалобы были объединены и коммуницированы Румынии.
По делу успешно рассмотрены жалобы заявителей на невозможность реституции национализированного имущества или получения компенсации за изъятое государством имущество. По делу допущено нарушение требований статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДЕЛА
В пилотном Постановлении Европейского Суда по делу "Мария Атанасиу и другие против Румынии" (Maria Atanasiu and Others v. Romania) (от 12 октября 2010 г., жалобы N 30767/05 и 33800/06) указано, что требуются меры общего характера для устранения недостатков механизма реституции, введенного в Румынии после падения коммунистического режима. В мае 2013 года вступил в силу Закон N 165/2013, установивший различные процедуры, доступные петиционерам, требующим урегулирования их требований о реституции. В Постановлении по делу "Преда и другие против Румынии" (Preda and Others v. Romania) (от 29 апреля 2014 г., жалоба N 9584/02 и другие) Европейский Суд рассмотрел новое законодательство и нашел, что установленный механизм предлагает ряд эффективных средств правовой защиты, которые требуют исчерпания в определенных делах, но что закон не содержит положений процессуального или материально-правового характера, обеспечивающих возмещение по вопросу существования окончательных постановлений, легализующих совпадающие титулы на одно и то же жилое имущество. Заявители жаловались на то, что их неспособность добиться реституции национализированного имущества или получить компенсацию составляла нарушение статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции.
ВОПРОСЫ ПРАВА
По поводу соблюдения статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции. Заявители получили окончательные решения, признающие незаконность изъятия их имущества государством. Суды Румынии подтвердили их право на меры возмещения с учетом их статуса бывших собственников или наследников титула бывших собственников.
Установив, что заявители имели "имущество" в значении статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции, Европейский Суд должен был также рассмотреть вопрос о том, было ли оспариваемое лишение их имущества в результате продажи государством имущества третьим лицам, надлежащим образом возмещено и компенсировано через механизм, созданный для этой цели государством. Хотя Закон N 165/2013 в целом реформировал механизм реституции установлением точных временных пределов для каждой административной стадии, а также ясных критериев функционирования компенсационного механизма, он не изменил административную процедуру, чтобы сделать ее эффективной для таких участников, как заявители. Отсюда следует, что заявители, чей титул на жилые дома признан, а право на меры возмещения подтверждено судами, но которые не могли воспользоваться имуществом, потому что государство продало имущество, не пользовались механизмом, позволяющим получить адекватную компенсацию за лишение их имущества. Такое лишение в сочетании с полным отсутствием компенсации возложило на заявителей непропорциональное и чрезмерное бремя в нарушение их права на уважение собственности.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
По делу допущено нарушение статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции (принято единогласно).
КОМПЕНСАЦИЯ
В порядке применения статьи 41 Конвенции. Европейский Суд присудил выплатить 96 000 евро Дикман и 60 000 евро совместно Гиону и Гион в качестве компенсации материального ущерба и морального вреда.