ЕСПЧ выявил нарушение требований статьи 8 Конвенции.

Заголовок: ЕСПЧ выявил нарушение требований статьи 8 Конвенции. Сведения: 2022-08-01 12:17:12

Постановление ЕСПЧ от 01 апреля 2021 года по делу "A.I. против Италии" (жалоба N 70896/17).

В 2017 году заявительнице была оказана помощь в подготовке жалобы. Впоследствии жалоба была коммуницирована Италии.

По делу успешно рассмотрена жалоба на факт лишения заявительницы нигерийского происхождения - жертвы торговли людьми - какого-либо контакта со своими детьми, вопреки рекомендациям экспертов и до принятия окончательных решений о возможности усыновления детей. По делу было допущено нарушение требований статьи 8 Конвенции.

 

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДЕЛА

 

Заявительница, которая имеет нигерийское происхождение и является жертвой торговли людьми, не имела возможности контактировать со своими двумя детьми вследствие запрета на общение, установленного судом по делам несовершеннолетних в рамках дела о возможности усыновления детей, хотя разбирательство по вопросу о статусе детей заявительницы (применительно к возможности их усыновления) на тот момент длилось уже три года и еще не было завершено.

 

ВОПРОСЫ ПРАВА

 

По поводу соблюдения статьи 8 Конвенции. Обжалуемые решения являлись вмешательством в право заявительницы на уважение ее семейной жизни. Вмешательство было предусмотрено Законом об усыновлении Италии и преследовало законную цель "охраны здоровья и нравственности" и "защиты прав и свобод" двух детей.

Дети заявительницы были признаны свободными для усыновления промежуточным решением суда по делам несовершеннолетних на том основании, что родители оставили их. Мать детей, имеющая нигерийское происхождение, попала в Италию как жертва торговли людьми и не имела необходимых родительских навыков для воспитания детей. Суд решил прекратить контакты между заявительницей и ее детьми, не указав веских причин для принятия такого серьезного решения.

Через восемь месяцев апелляционный суд, принимая решение по срочному обеспечительному запросу заявительницы о приостановлении запрета на контакты с детьми, отклонил этот запрос и постановил провести экспертизу по вопросу о том, будут ли такие встречи отвечать наилучшим интересам детей. Несмотря на выводы экспертов, которые подчеркивали важность сохранения контактов матери с детьми, чтобы позволить детям развивать свою индивидуальность, апелляционный суд в своем последующем решении, в котором он также указал, что дети подлежали усыновлению, постановил, что контакты заявительницы с детьми не следует возобновлять, учитывая, что решением о признании детей заявительницы подлежащими усыновлению, все связи детей с семьей их происхождения были разорваны. Однако суд не объяснил, почему эти контакты следовало прекратить на тот период, пока решение о признании детей заявительницы подлежащими усыновлению не вступило в законную силу.

Кассационный суд, в который заявительница подала жалобу по вопросам права, отменил постановление апелляционного суда на том основании, что этот суд не принял во внимание раздел экспертного заключения, в котором подчеркивалось следующее: чтобы дети личностно развивались, им необходимо поддерживать контакт с матерью. Также апелляционный суд не рассмотрел возможность применения в данном деле другой схемы усыновления, учитывая наилучшие интересы детей.

Несмотря на доступность менее радикальных способов решения проблемы, суды Италии, тем не менее, решили приостановить все контакты заявительницы с детьми, хотя не было никаких данных о том, что дети подвергались бы насилию или злоупотреблениям, вопреки рекомендациям экспертов и без приведения обоснований для такого решения, что привело к окончательному и бесповоротному разрыву детей с матерью. Суды Италии не проанализировали вопрос о том, будет ли безвозвратный разрыв отношений между матерью и ее детьми действительно отвечать наилучшим интересам детей.

Суды Италии направили детей заявительницы в две разные семьи. Следовательно, эти меры не только разрушили семью заявительницы, но и разделили близких родственников и противоречили наилучшим интересам детей.

Обжалуемое решение было принято несмотря на тот факт, что заявительница стала жертвой торговли людьми. Хотя в целом власти Италии предоставили заявительнице медицинскую и гуманитарную помощь, суды, наоборот, не приняли во внимание ее уязвимое положение, когда оценивали ее родительские навыки и рассматривали ее просьбу сохранить контакты с детьми. Однако с учетом значимости затронутых в деле интересов уполномоченные органы власти Италии должны были в ходе соответствующего разбирательства более тщательно оценить уязвимое положение заявительницы. В связи с этим пункт 7 статьи 12 Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми устанавливает, что необходимо осуществлять надлежащий учет особых потребностей лиц, находящихся в уязвимом положении.

Кроме того, суды Италии оценивали родительские навыки заявительницы, не принимая во внимание ее нигерийское происхождение или иные модели взаимоотношений родителей и детей, которые существовали в африканской культуре, хотя данный фактор был явно отмечен в экспертном заключении.

В ходе разбирательства, по результатам которого были прекращены контакты между матерью и ее детьми, недостаточное внимание было уделено возможности для заявительницы и ее детей вести семейную жизнь. Таким образом, обжалуемое производство не сопровождалось гарантиями, которые были бы пропорциональны тяжести вмешательства в затронутые делом интересы.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

По делу было допущено нарушение требований статьи 8 Конвенции (принято единогласно).

 

КОМПЕНСАЦИЯ

 

В порядке применения статьи 41 Конвенции. Европейский Суд присудил заявительнице 15 000 евро в качестве компенсации морального вреда.

Добавить комментарий

Код

© 2011-2018 Юридическая помощь в составлении жалоб в Европейский суд по правам человека. Юрист (представитель) ЕСПЧ.