ЕСПЧ выявил нарушение требований статьи 3 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Заголовок: ЕСПЧ выявил нарушение требований статьи 3 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод Сведения: 2021-04-05 04:25:57

Постановление ЕСПЧ от 04 августа 2020 года по делу "Политическая партия "Патрия" и другие против Республики Молдова (Political Party Patria and Others v. Republic of Moldova)" (жалоба N 5113/15 и другие жалобы).

В 2015 году партии-заявительнице была оказана помощь в подготовке жалоб. Впоследствии жалобы были объединены и коммуницированы Республике Молдова.

По делу успешно рассмотренs жалобs на безосновательная дисквалификация политической партии за три дня до парламентских выборов в связи с предположительным использованием незаявленных иностранных денежных фондов. По делу допущено нарушение требований статьи 3 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

 

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДЕЛА

 

Партия-заявительница являлась политической партией Республики Молдова, которая на момент рассматриваемых в деле событий не была представлена в Парламенте Республики Молдова. Другие заявители являлись кандидатами от указанной партии на выборах в органы законодательной власти в ноябре 2014 года. Лидер партии, один из заявителей, был бизнесменом из Российской Федерации. Жалоба касалась того факта, что за три дня до выборов партия-заявительница была исключена из списка партий, участвовавших в выборах, на том основании, что в нарушение законодательства о выборах она использовала незадекларированные денежные средства, в том числе поступившие из-за рубежа.

 

ВОПРОСЫ ПРАВА

 

По поводу соблюдения статьи 3 Протокола N 1 к Конвенции. Отмена регистрации партии-заявительницы являлась вмешательством в права как партии, так и индивидуальных заявителей, гарантированные статьей 3 Протокола N 1 к Конвенции. Вмешательство было основано на предсказуемых по своим последствиям нормах права и преследовало законную цель соблюдения закона и обеспечения надлежащего функционирования демократических механизмов, что подразумевало обеспечение равных и справедливых условий для всех кандидатов избирательной кампании и защиту права на свободу выражения мнения лиц, осуществляющих выбор.

Решение о дисквалификации партии-заявительницы было основано прежде всего на предположении о том, что партия использовала для своей кампании денежные средства иностранного происхождения, принадлежавшие заявителю - лидеру партии. Однако правоохранительные органы Республики Молдова не представили каких-либо доказательств этому утверждению, а также соответствующие доказательства не были запрошены Центральной избирательной комиссией Республики Молдова или судами Республики Молдова, которые приняли указанное предположение безоговорочно и, очевидно, в отсутствие каких-либо доказательств.

Еще один довод в пользу дисквалификации партии-заявительницы, который приняли Центральная избирательная комиссия Республики Молдова и суды Республики Молдова, заключался в том, что партия потратила незадекларированные денежные средства на покупку 11 автомобилей в мае 2014 года, а также на закупку топлива и мобильных средств связи. Опять же полицией не было представлено доказательств данных утверждений, а Центральная избирательная комиссия Республики Молдова и суды Республики Молдова не запросили соответствующих доказательств. Тем не менее заявитель, лидер партии-заявительницы, признал в ходе производства по делу, что он финансировал покупку 11 автомобилей, но покупка была осуществлена до поступления спорной суммы иностранной валюты в Республику Молдова и до начала избирательной кампании, не говоря уже о том, что этот факт имел место до создания партии-заявительницы.

Помимо отсутствия доказательств утверждений в отношении партии-заявительницы, указанной партии также не были обеспечены достаточные процессуальные гарантии защиты от произвола. В частности, Центральная избирательная комиссия Республики Молдова уведомила партию-заявительницу о своем заседании лишь за 15 минут до его начала вместо как минимум 12 часов, требуемых регламентом, застав, таким образом партию-заявительницу врасплох и оставив ее неподготовленной для слушания ее дела комиссией. Более того, суды Республики Молдова проигнорировали все доводы партии-заявительницы по существу дела и, без сомнений, согласились с тем, что, по-видимому, являлось необоснованными обвинениями в адрес партии-заявительницы.

В итоге отстранение партии-заявительницы от участия в выборах не было основано на достаточных и относящихся к делу доказательствах, процедура рассмотрения дела Центральной избирательной комиссией Республики Молдова и судами Республики Молдова не обеспечила партии-заявительнице достаточных гарантий защиты от произвола, а решения судов Республики Молдова по делу являлись недостаточно обоснованными и, следовательно, произвольными.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

По делу было допущено нарушение требований статьи 3 Протокола N 1 к Конвенции (принято единогласно).

 

КОМПЕНСАЦИЯ

 

В порядке применения статьи 41 Конвенции. Европейский Суд присудил партии-заявительнице 7 500 евро в качестве компенсации морального вреда, факт установления нарушения Конвенции сам по себе является достаточной справедливой компенсацией морального вреда для остальных заявителей, помимо партии-заявительницы, требование компенсации материального ущерба было отклонено.

 

 

Добавить комментарий

Код

© 2011-2018 Юридическая помощь в составлении жалоб в Европейский суд по правам человека. Юрист (представитель) ЕСПЧ.