Постановление ЕСПЧ от 26 мая 2020 года по делу "P.T. (P.T.) против Республики Молдова" (жалоба N 1122/12).
В 2012 году заявителю была оказана помощь в подготовке жалобы. Впоследствии жалоба была коммуницирована Республике Молдове.
По делу успешно рассмотрена жалоба неоправданное разглашение медицинских данных личного характера в официальной справке, подлежащей представлению в различных учреждениях по требованию. По делу допущено нарушение требований статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДЕЛА
Заявителю необходимо было получить военный билет или справку об освобождении от военной службы по многим причинам административного характера, включая получение водительского удостоверения и оформление на работе. Заявитель получил справку об освобождении от военной службы по состоянию здоровья, из содержания которой путем ссылки на другие опубликованные стандарты можно было идентифицировать заболевание заявителя (ВИЧ-инфекция).
ВОПРОСЫ ПРАВА
По поводу соблюдения статьи 8 Конвенции. Включение медицинских данных в документ, который необходимо было предъявлять третьим сторонам, являлось вмешательством в права заявителя, гарантированные статьей 8 Конвенции. Вмешательство соответствовало законодательству Республики Молдова, действовавшему в рассматриваемое время. Однако ни в своих замечаниях, представленных в Европейский Суд, ни в своих решениях на внутригосударственном уровне власти Республики Молдова не указали какой-либо законной цели для вмешательства в права заявителя. Более того, стороны не предоставили какой-либо информации о юридической истории соответствующего решения властей Республики Молдова, чтобы проверить, можно ли было определить законную цель из этого источника. Задачей Европейского Суда не являлось выявление такой законной цели вместо властей Республики Молдова. Вместе с тем Европейскому Суду сложно понять, какую законную цель могло преследовать разглашение данных о болезни заявителя третьим лицам в различных ситуациях, не связанных с какими-либо рисками для здоровья заявителя, которые могло повлечь заболевание. Подобная политика, по-видимому, не имела разумного основания или связи с какой-либо из законных целей, перечисленных в пункте 2 статьи 8 Конвенции.
Вышеизложенного было достаточно для установления нарушения статьи 8 Конвенции. Однако поскольку вмешательство в настоящем деле также затрагивало серьезный вопрос о пропорциональности применительно к любой возможной законной цели, Европейский Суд также решил рассмотреть и этот аспект жалобы. Способ, которым медицинские данные в выданной заявителю справке об освобождении от военной службы были защищены от излишнего разглашения, являлся ошибочным. В частности, он позволял третьим лицам установить вид заболевания заявителя, которое послужило основанием для освобождения его от военной службы, даже если эти лица и не имели явного интереса в получении данной информации. Тот факт, что соответствующая статья Медицинских стандартов, на которую имелась ссылка в выданной заявителю справке об освобождении, содержала перечень серьезных заболеваний, а не только ВИЧ, не меняло последствия такого решения вопроса для заявителя в той степени, в которой информация о заболевании представляла собой медицинскую информацию личного характера, разглашение которой серьезно нарушило права заявителя, гарантированные статьей 8 Конвенции. Власти Республики Молдова не представили какого-либо объяснения необходимости включения настолько подробных медицинских данных в документ, который следовало предъявлять в различных ситуациях, когда состояние здоровья заявителя не имело явного значения. Следовательно, вмешательство в право заявителя являлось непропорциональным.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
По делу было допущено нарушение требований статьи 8 Конвенции (принято единогласно).
КОМПЕНСАЦИЯ
В порядке применения статьи 41 Конвенции. Европейский Суд присудил заявителю 4 000 евро в качестве компенсации морального вреда.