МАСПЧ выявил нарушение требований АКПЧ в отношении заявительницам.

Заголовок: МАСПЧ выявил нарушение требований АКПЧ в отношении заявительницам. Сведения: 2020-07-29 04:59:25

Постановление Межамериканского суда по правам человека от 26 сентября 2018 года "Лопес Сото (Lopes Soto and Others) и другие против Венесуэлы" (серия C, N 362).

Заявительницам была оказана помощь в подготовке жалобы в Межамериканскую комиссию по правам человека (г. Вашингтон, США).

Впоследствии Межамериканская комиссия по правам человека передала жалобу заявителя для рассмотрения в Межамериканский суд по правам человека (г. Сан-Хосе, Коста-Рика). Затем жалоба была коммуницирована Венесуэле.

По делу успешно рассмотрена жалоба на рассматрении вопроса о расширенной обязанности проявления надлежащего усердия в делах по расследованию утверждений о пытках и сексуальном рабстве.

По делу рассматривается вопрос о расширенной обязанности проявления надлежащего усердия в делах по расследованию утверждений о пытках и сексуальном рабстве.

 

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДЕЛА

 

В 2001 году, в возрасте 18 лет, заявительница была похищена частным лицом и лишена свободы в течение почти четырех месяцев до 19 июля 2001 г., когда ее, в конце концов, освободили полицейские и пожарные. В течение этого периода заявительница непрерывно подвергалась различным актам физического, вербального, психологического и сексуального насилия, включая насильственное употребление алкоголя, наркотиков и медицинских препаратов, лишение пищи, повторяющиеся акты вагинального и анального изнасилования, а также побои, в результате которых она получила травмы, синяки на лице и тяжкий вред для слуха, серьезные травмы грудной клетки и брюшной полости, переломы носа и челюсти, среди прочих. В связи с многочисленными причиненными травмами заявительница почти в течение года находилась в больнице и перенесла несколько операций.

Было возбуждено уголовное дело, в рамках которого были проведены два судебных производства, поскольку первое было признано недействительным. В ходе второго производства по уголовному делу подозреваемый был осужден за такие преступления, как лишение свободы и причинение тяжких телесных повреждений, но он был оправдан в части обвинения в изнасилованиях. В настоящее время на рассмотрении суда находится апелляционная жалоба в отношении обвинений в изнасилованиях. Заявители, Лопес Сото и ее родственники, жаловались на отсутствие эффективных ответных мер со стороны государственных должностных лиц в то время, когда последним было сообщено об исчезновении заявительницы, а также на отсутствие эффективного и предотвращающего повторное совершение подобных преступлений расследования фактов изнасилования, пыток и рабства.

 

ВОПРОСЫ ПРАВА

 

По поводу соблюдения статьи 3 (право на признание правосубъектности), пунктов 1 (право на уважение личной неприкосновенности) и 2 (запрет пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения) статьи 5, пункта 1 статьи 6 (запрет рабства), статьи 7 (право на личную свободу), пунктов 1 (право на уважение чести и достоинства) и 2 (право на уважение личной жизни) статьи 11, пункта 1 статьи 22 (право на свободу передвижения и выбора места жительства), статьи 24 (право на судебную защиту), пункта 1 статьи 1 (свободное и полное осуществление прав и свобод без какой-либо дискриминации) Американской конвенции о правах человека (далее - ACHR) во взаимосвязи со статьей 7 (обязанность предупреждения, искоренения и наказания насилия в отношении женщин) Межамериканской конвенции о предупреждении и искоренении насилия в отношении женщин и наказания за него (Конвенция Белем до Пара), а также статьями 6 (обязанность включения такого преступления, как пытка, в уголовное законодательство страны) и 8 (право каждого лица, утверждающего, что оно подверглось пыткам, на справедливое рассмотрение его дела) Межамериканской конвенции о предупреждении пыток и наказании за них. Межамериканский суд по правам человека (далее - Межамериканский суд) указал, что в делах о насилии против женщин на властях государства-ответчика лежит расширенная обязанность проявления  должного усердия не только для того, чтобы предупреждать такие случаи, но и принимать меры для обеспечения искоренения любого основанного на половой принадлежности насилия в будущем. Межамериканский суд определил два критерия определения того, несли ли власти государства-ответчика ответственность за нарушение данного обязательства: (i) знали ли власти или должны ли были знать о наличии реального и непосредственного риска для жизни и/или о личной неприкосновенности лица или группы определенных лиц, и (ii) приняли ли власти все доступные им меры для предотвращения или устранения данного риска. В настоящем деле Межамериканский суд установил, что власти государства-ответчика несли ответственность за недостаточность и небрежность ответных мер, принятых должностными лицами, которым было известно об исчезновении заявительницы не позднее 26 мая 2001 г., когда ее сестра обратилась с жалобой в полицию. Межамериканский суд отметил, что уведомление о похищении или исчезновении усиливает обязательство властей государства-ответчика по проявлению надлежащего усердия, поскольку данные обстоятельства создают благоприятные условия для совершения насилия в отношении женщин и приводят к особой ситуации уязвимости, при которой жертва может подвергнуться сексуальному насилию.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

По делу было допущено нарушение требований ACHR (принято единогласно).

По поводу соблюдения пункта 1 статьи 8 (право на справедливое судебное разбирательство), статей 25 (средство судебной защиты) и 2 (обязанность принимать такие законодательные или другие меры, которые могут оказаться необходимыми для введения в действие прав и свобод) ACHR. Межамериканский суд установил, что в настоящем деле действительно имела место неоправданная задержка в проведении следствия, а также были допущены нарушения на ранних этапах расследования. В этом отношении Межамериканский суд отметил, что ответные меры полиции были основаны на негативных гендерных стереотипах, что привело к тому, что события настоящего дела были квалифицированы как "вопрос, относящийся к сфере отношений" и не требовавший вмешательства государства. Таким образом, Межамериканский суд пришел к выводу, что власти государства-ответчика несли ответственность в связи с "грубым бездействием", которое сделало возможными акты сексуального рабства и пыток. Кроме того, Межамериканский суд решил, что отсутствие специальной законодательной базы, обеспечивающей участие сотрудников суда и полиции, надлежащим образом обученных для рассмотрения и расследования жалоб на насилие в отношении женщин в любой форме и в любом месте, а также отсутствие конкретных правил, способных служить руководством при сборе доказательств и общении с жертвами, были ключевыми факторами, которые способствовали всем недостаткам и упущениям, отмеченным в ходе расследования, а также ревиктимизации заявительницы. С другой стороны, неправильная классификация в уголовном законе такого преступления, как пытка привела к квалификации соответствующих действий не как пытки, а как менее тяжкого преступления.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

По делу было допущено нарушение требований ACHR (принято единогласно).

По поводу соблюдения пункта 1 статьи 5 ACHR (право на личную неприкосновенность). Межамериканский суд пришел к выводу, что члены семьи заявительницы были в значительной степени затронуты в части их личной неприкосновенности в результате неопределенности относительно местонахождения заявительницы в течение почти четырех месяцев, а также событий, произошедших после ее освобождения, и исхода разбирательства уголовного дела.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

По делу было допущено нарушение требований ACHR (принято единогласно).

Компенсация. Межамериканский суд установил, что настоящее постановление само по себе составляло форму компенсации, и обязал власти Венесуэлы:

(i) продолжить производство по уголовному делу и там, где это применимо, подвергнуть виновного уголовному преследованию и наказанию;

(ii) определить через посредство уполномоченных государственных учреждений возможную ответственность за нарушения и неоправданные задержки в течение расследования и производства в судах Венесуэлы;

(iii) принять правила процедуры Закона о праве женщин на жизнь, свободную от насилия;

(iv) способствовать активному функционированию судов о насилии в отношении женщин в каждом из районов государства;

(v) принять, применять на практике, отслеживать и контролировать протоколы расследования и обеспечивать общее внимание к женщинам - жертвам насилия;

(vi) утвердить и применять на практике постоянные тренинги для должностных лиц, которые работают в области вопросов сексуального насилия;

(vii) ввести в действие через посредство уполномоченных государственных учреждений систему рекомпиляции данных, связанных с делами о насилии в отношении женщин на всей территории Венесуэлы;

(viii) возместить материальный ущерб и моральный вред, а также судебные издержки и расходы.

 

 

Добавить комментарий

Код

© 2011-2018 Юридическая помощь в составлении жалоб в Европейский суд по правам человека. Юрист (представитель) ЕСПЧ.