МАСПЧ выявил нарушение требований АКПЧ в отношении заявительницы.

Заголовок: МАСПЧ выявил нарушение требований АКПЧ в отношении заявительницы. Сведения: 2020-07-01 03:59:48

Постановление Межамериканского суда по правам человека от 29 февраля 2016 года по делу "Чинчилья Сандоваль (Chinchilla Sandoval) против Гватемалы" (серия C, N 312).

Заявительнице была оказана помощь в подготовке жалобы в Межамериканскую комиссию по правам человека (г. Вашингтон, США).

Впоследствии Межамериканская комиссия по правам человека передала жалобу заявителя для рассмотрения в Межамериканский суд по правам человека (г. Сан-Хосе, Коста-Рика). Затем жалоба была коммуницирована Гватемале.

По делу успешно рассмотрена жалоба о праве на жизнь и личную неприкосновенность заключенных.

Право на жизнь и личную неприкосновенность заключенных.

 

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДЕЛА

 

В 1995 году Мария Инес Чинчилья Сандоваль была приговорена к 30 годам лишения свободы за кражу при отягчающих вину обстоятельствах и убийство по неосторожности. Она отбывала свой срок в женской тюрьме в Гватемале. Она страдала от диабета и других заболеваний, и с 1997 по 2004 год ее здоровье ухудшалось, что вызвало у нее физические и сенсорные нарушения функций.

В частности, ей ампутировали ногу, и она передвигалась на коляске. Она также страдала от частичной потери зрения. В 2002 - 2004 годах ее адвокат ходатайствовал о досрочном освобождении четыре раза. Хотя в тюрьме явно отсутствовали технические, профессиональные и медицинские возможности предоставления заявительнице адекватного лечения, судья отклонил все четыре ходатайства. 25 мая 2004 г., находясь в тюрьме, Чинчилья упала с лестницы в своей коляске. Ей оказала помощь группа заключенных, а позднее тюремная медсестра, но заявительница вскоре скончалась.

Расследование ее смерти было прекращено, поскольку вскрытие не выявило следов вредных веществ в ее организме.

(a) Статьи 5(1) (право на личную неприкосновенность) и 4(1) (право на жизнь) в отношении статьи 1(1) (обязанность соблюдать и обеспечивать права без дискриминации) Американской конвенции о правах человека (далее - ACHR). Межамериканский суд по правам человека (далее - Межамериканский суд) напомнил специальное обязательство государства гарантировать права лиц, лишенных свободы. Он определил, что право на жизнь лиц, лишенных свободы, также предполагает обязанность государства обеспечивать их физическое и психическое здоровье с помощью проведения регулярных медицинских осмотров, а также адекватного, своевременного и при необходимости специализированного лечения в соответствии с их особыми потребностями. Межамериканский суд отметил, что отсутствие адекватной медицинской помощи для лиц, лишенных свободы и находящихся под стражей, может рассматриваться как нарушение статьи 5(1) и 5(2) ACHR в зависимости от конкретных обстоятельств, таких как состояние их здоровья или вид заболеваний, которыми они страдают, периода отсутствия медицинского наблюдения, совокупных физических и психических последствий и в некоторых случаях их пола и возраста. Межамериканский суд подчеркнул, что в настоящем деле бремя доказывания возложено на государство.

Межамериканский суд решил, что специальное обязательство государства гарантировать права лиц, лишенных свободы, может быть обусловлено, подчеркнуто или определено с учетом вида заболевания, особенно если оно находится в финальной стадии или может быть осложнено или усугублено особыми обстоятельствами лица, условиями его содержания под стражей или реальными медицинскими возможностями тюрьмы или ответственных органов. Это обязательство возложено на пенитенциарные и судебные органы, которые по своей инициативе или по запросу заинтересованных лиц должны осуществлять судебный контроль в отношении гарантий для лиц, лишенных свободы.

Кроме того, Межамериканский суд указал, что лица, лишенные свободы, страдающие от тяжелых, хронических или неизлечимых болезней, не должны содержаться в тюрьме, если государство не может обеспечить наличие адекватных медицинских отделений с оборудованием и квалифицированным персоналом, в которых им могут быть оказаны специализированная помощь и лечение. Государство должно также обеспечить адекватное питание и диету в соответствии с назначением. Межамериканский суд также отметил, что государства обязаны обеспечить, чтобы на каждое лицо, поступающее в изолятор, заводилась медицинская карта.

В настоящем деле Межамериканский суд счел, что государство не смогло доказать, что у Чинчильи была медицинская карта, что она регулярно получала адекватное питание и лекарства и ей оказывали периодическую и систематическую помощь в лечении ее заболеваний.

Власти наблюдали за ее заболеваниями и инвалидностью, но не препятствовали ухудшению ее состояния путем обеспечения периодической, адекватной и систематической медицинской помощи и наблюдения, в частности, с помощью предоставления целесообразной диеты, реабилитации и других необходимых средств. Межамериканский суд указал, что, если государство не имеет средств, чтобы гарантировать такую медицинскую помощь и наблюдение в тюрьме, должны быть созданы механизм или протокол систематического, старательного и уместного лечения, поскольку процедура внешней консультации не настолько проста с целью обеспечить оказание целесообразной медицинской помощи, особенно в экстренных случаях. Процедуры, созданные для внешней консультации в больницах, не были достаточно оперативными, чтобы эффективно позволить своевременное лечение. По вышеупомянутым причинам Межамериканский суд заключил, что государство не гарантировало права Чинчильи на личную неприкосновенность и на жизнь во время содержания под стражей. Что касается инвалидности Чинчильи, Межамериканский суд указал, сославшись в том числе на Постановление Европейского Суда по делу "Мирча Думитреску против Румынии" (Mircea Dumitrescu v. Romania) (от 30 июля 2013 г., жалоба N 14609/10), что государство было обязано гарантировать заключенным с инвалидностью доступ к разным участкам тюрьмы, включая создание надлежащих инфраструктурных изменений, допускающих максимум независимости и равные условия по сравнению с условиями здоровых заключенных. Межамериканский суд счел, что государство должно предоставить доступ к разумным средствам реабилитации. В этом отношении он указал, что Чинчилья подверглась дискриминации в связи с ее инвалидностью и что условия ее содержания были несовместимы с ее правом на физическую и психическую неприкосновенность.

Межамериканский суд также заключил, что государство не гарантировало надлежащую медицинскую помощь заявительнице в день ее смерти.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

По делу допущено нарушение требований Конвенции (принято единогласно).

(b) Компенсация. Межамериканский суд установил, что вынесенное решение само по себе составляло форму репарации, и обязал государство (i) принять меры по подготовке судебных органов, ответственных за исполнение наказаний, а также тюремного персонала и других компетентных органов, которые имеют дело с заключенными, с целью адекватного исполнения их функции гарантов прав заключенных, (ii) опубликовать решение и его официальное резюме, (ii) гарантировать заявителю приоритет относительно обработки любого заявления о пенсии пережившего лица и (iii) выплатить компенсацию материального ущерба и морального вреда, а также судебных расходов и издержек.

 

 

Добавить комментарий

Код

© 2011-2018 Юридическая помощь в составлении жалоб в Европейский суд по правам человека. Юрист (представитель) ЕСПЧ.