ЕСПЧ выявил нарушение требований статьи 4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Заголовок: ЕСПЧ выявил нарушение требований статьи 4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Сведения: 2020-04-14 03:44:15

Постановление ЕСПЧ от 18 июля 2019 года по делу "T.I. и другие (T.I. and Others) против Греции" (жалоба N 40311/10).

В 2010 году заявительницам была оказана помощь в подготовке жалобы. Впоследствии жалоба была коммуницирована Греции.

По делу успешно рассмотрена жалоба на нарушение органами власти обязательства по проведению эффективного расследования по факту выдачи представителями государства виз, которые сделали возможной торговлю людьми. По делу было допущено нарушение требований статьи 4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

 

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДЕЛА

 

Заявительницы, гражданки Российской Федерации, получили визы, выданные Генеральным консульством Греции в г. Москве. По их утверждениям, сотрудники консульства были подкуплены российскими торговцами людьми и выдали им визы для того, чтобы заявительницы могли приехать в Грецию для целей сексуального рабства. В конце 2003 года заявительницы были признаны жертвами торговли людьми. Власти Греции возбудили два уголовных дела в отношении лиц, которые непосредственно эксплуатировали заявительниц, а также уголовные дела по факту выдачи виз. Заявительницы указывали на ряд недостатков в этих производствах, а также на соучастие сотрудников консульства в их эксплуатации.

 

ВОПРОСЫ ПРАВА

 

По поводу соблюдения статьи 4 Конвенции. В период, относившийся к обстоятельствам дела, торговля людьми в форме сексуальной эксплуатации не являлась отдельным преступлением. Поскольку для такого правонарушения, как торговля людьми, был предусмотрен более короткий срок привлечения к ответственности, обвинительная палата суда прекратила уголовное дело в отношении двух обвиняемых в связи с истечением срока давности. Следовательно, правовое регулирование данного производства оказалось неэффективным и недостаточным как для того, чтобы наказать торговцев людьми, так и для того, чтобы обеспечить эффективное предупреждение торговли людьми.

Что касается производства по делу о выдаче виз, оно было возбуждено лишь спустя девять месяцев после того, как заявители довели соответствующие факты до сведения прокурора, уполномоченного в сфере борьбы с торговлей людьми. Управление безопасности полиции направило материалы дела уполномоченному прокурору спустя приблизительно два года и семь месяцев после их получения, а стадия предварительного расследования заняла более трех лет. Безусловно, настоящее дело представляло собой некоторую сложность, поскольку необходимо было допросить несколько жертв торговли людьми в качестве свидетелей. Тем не менее такая длительность производства по делу представляется чрезмерной, кроме того, она привела к истечению срока давности привлечения к ответственности за часть преступлений, касавшихся подделки документов и их использования.

Обращаясь к вопросу об участии заявительниц в спорном производстве, все попытки вызвать всех их в суд, за исключением одной, для дачи показаний были безуспешными в связи с тем, что заявительницы не проживали по адресам, по которым им направлялись повестки. Хотя следственный судья, который пытался разыскать заявительниц, не бездействовал, ничто материалах дела не объясняет того, почему заявительниц не разыскивали по адресам, указанным ими в заявлениях о признании их гражданскими истцами.

Принимая во внимание, в частности, имеющуюся информацию относительно торговли людьми в Российской Федерации и Греции в период, относившийся к обстоятельствам настоящего дела, а также тяжесть выдвинутых заявительницами обвинений и тот факт, что они обвиняли представителей государства в связи с лицами, которые осуществляли торговлю людьми, власти были обязаны действовать с особым усердием, чтобы обеспечить тщательное рассмотрение заявлений о получении виз до их выдачи и таким образом исключить любые сомнения относительно честности представителей государства.

Уполномоченные органы власти не проявили по настоящему делу усердия на том уровне, которого требовала статья 4 Конвенции, а заявительницы не были допущены к участию в деле в той мере, в какой того требовала статья 4 Конвенции в ее процессуально-правовом аспекте.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

По делу было допущено нарушение требований статьи 4 Конвенции (принято единогласно).

 

КОМПЕНСАЦИЯ

 

В порядке применения статьи 41 Конвенции. Европейский Суд присудил каждой из заявительниц по 15 000 евро в качестве компенсации морального вреда.

 

 

Добавить комментарий

Код

© 2011-2018 Юридическая помощь в составлении жалоб в Европейский суд по правам человека. Юрист (представитель) ЕСПЧ.