ЕСПЧ выявил нарушение требований статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Заголовок: ЕСПЧ выявил нарушение требований статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Сведения: 2019-09-30 18:11:23

Постановление ЕСПЧ от 24 января 2019 года по делу "Корделла и другие (Cordella and Others) против Италии" (жалобы N 54414/13, 54264/15).

В 2013 и 2015 годах заявителям была оказана помощь в подготовке жалоб. Впоследствии жалобы были объединены и коммуницированы Италии.

По делу успешно рассмотрены жалобы на отсутствие реакции властей государства-ответчика на загрязнение воздуха сталелитейным заводом в ущерб здоровью проживающего рядом населения. По делу было допущено нарушение требований статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

 

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДЕЛА

 

Настоящее дело касается непрерывного загрязнения воздуха сталелитейным заводом, эксплуатируемым с 1965 года в г. Таренте (Tarente) с населением около 200 000 человек. Завод ранее был государственным предприятием, приватизированным в 1995 году. В 1990 году Совет министров признал г. Таренте и четыре соседние коммуны подверженными "высокому риску для окружающей среды" в связи с выбросами с завода. В 1998 году президент республики одобрил план по очистке воздуха. В 2000 году постановлением министерства коммуны Таренте и Статте (Statte) были включены в список "местностей, представляющих интерес с точки зрения улучшения санитарных условий". Между предприятием и властями были заключены соглашения. В 2011 году предприятию были выданы предписания материального и информационного характера в рамках получения административного разрешения на эксплуатацию. Несколько постановлений-законов, направленных на сохранение сталелитейной деятельности в г. Таренте, принятых в 2012 году, продлили установленные сроки. В 2015 году ввиду банкротства предприятия в отношении него была введена процедура временного управления с исключением административной или уголовной ответственности управляющего при реализации запланированных мер по охране окружающей среды. Между тем органы Европейского союза (Суд и Комиссия) пришли к выводу, что власти Италии нарушили свою обязанность гарантировать соблюдение соответствующих директив. Кроме того, были возбуждены различные гражданские или уголовные дела, но вредные выбросы продолжаются.

Заявители, несколько десятков физических лиц, проживающих или проживавших на большем или меньшем расстоянии вблизи завода, жаловались на отсутствие действий со стороны государства, чтобы предотвратить последствия вредных выбросов завода для их здоровья.

 

ВОПРОСЫ ПРАВА

 

По поводу соблюдения статьи 8 Конвенции. Несмотря на то, что Европейскому Суду не надо было точно определять меры, которые должны были быть приняты в настоящем деле, чтобы эффективным образом снизить уровень загрязнения, ему, без сомнения, следовало решить, рассмотрели ли власти Италии вопрос с должным усердием, и приняли ли они во внимание все конкурировавшие интересы. Властям Италии было необходимо представить точные и подробные обоснования ситуации, когда некоторые лица вынуждены нести тяжелое бремя во имя интересов общества.

С 1970-х годов научные исследования (в основном проводимые государственными и региональными организациями) свидетельствуют о загрязнении воздуха и ущербе для здоровья людей из-за выбросов завода в г. Таренте. Данные исследования подтверждают наличие причинно-следственной связи между воздействием вдыхаемых веществ, содержащихся в выбросах завода, и развитием различных опухолей или сердечно-сосудистых патологий (исследование 2012 года) или ростом смертности по естественным причинам, из-за опухолей, болезней почек и сердечно-сосудистых заболеваний (исследование 2016 года) среди жителей зон, затронутых загрязнением. В исследовании 2017 года отмечалась продолжающаяся критическая санитарная ситуация в коммунах, идентифицированных как зона высокого риска для окружающей среды (при этом в г. Таренте количество соответствующих патологий, уровень смертности и госпитализаций превышали средние показатели по региону).

Попытки властей Италии добиться очистки воздуха в регионе до сегодняшнего дня не дали ожидаемых результатов. Меры, рекомендованные с 2012 года в рамках административного разрешения деятельности, в итоге не были приняты (что стало причиной разбирательства в органах Европейского союза). Кроме того, реализация плана по охране окружающей среды, одобренного в 2014 году, была отложена на август 2023 года. Таким образом, достижение заявленных целей по очистке воздуха занимает слишком много времени.

Между тем власти Италии несколько раз принимали срочные меры (путем издания специальных постановлений-законов), чтобы гарантировать продолжение деятельности по производству стали, несмотря на основанный на результатах химических и эпидемиологических экспертиз вывод соответствующих судов государства-ответчика о наличии тяжелых рисков для здоровья людей и окружающей среды. Более того, лицам, призванным гарантировать соблюдение предписаний в области защиты окружающей среды (временный управляющий и будущий собственник предприятия), был предоставлен иммунитет от административной и уголовной ответственности. К изложенному добавилась ситуация неопределенности, возникшая в результате, с одной стороны, банкротства предприятия и, с другой стороны, предоставленной будущему владельцу возможности отложить реализацию мер по очистке воздуха.

Таким образом, из материалов дела следует, что в части, касающейся действий властей, управление вопросами охраны окружающей среды, возникающими к связи с эксплуатацией завода в г. Таренте, сегодня зашло в тупик. Следовательно, продолжается загрязнение окружающей среды, угрожающее здоровью заявителей и, в более общем контексте, всего населения, проживающего в зонах риска и лишенного в текущей ситуации информации о ходе очищения этой территории, в частности, о сроках проведения соответствующих работ. В целом власти Италии не приняли всех необходимых мер для обеспечения эффективной защиты права заявителей на уважение личной жизни, что привело к нарушению равновесия интересов.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

По делу было допущено нарушение требований статьи 8 Конвенции (принято единогласно).

По вопросу применения статьи 46 Конвенции. Принимая во внимание, в частности, техническую сложность мер, необходимых для очищения соответствующей зоны, которые относятся к компетенции властей Италии, отсутствует необходимость прибегать к процедуре "пилотного постановления". Европейскому Суду не следует давать властям государства-ответчика конкретные рекомендации предписывающего содержания, как указанные заявителями: меры по исполнению настоящего Постановления властям Италии предложит Комитет министров Совета Европы. Тем не менее остается факт того, что работы по очищению завода и территории, затронутой загрязнением окружающей среды, имеют первостепенно важный и срочный характер. План по охране окружающей среды, одобренный властями Италии и содержащий указание на меры и действия, необходимые для обеспечения охраны окружающей среды и защиты здоровья населения, должен быть реализован в кратчайшие сроки.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

Европейский Суд также пришел к выводу о нарушении статьи 13 Конвенции во взаимосвязи со статьей 8 Конвенции (принято единогласно).

 

КОМПЕНСАЦИЯ

 

В порядке применения статьи 41 Конвенции. Европейский Суд решил, что установление факта нарушения Конвенции будет являться достаточной справедливой компенсацией морального вреда.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

© 2011-2018 Юридическая помощь в составлении жалоб в Европейский суд по правам человека. Юрист (представитель) ЕСПЧ.