ЕСПЧ выявил нарушение требований статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Заголовок: ЕСПЧ выявил нарушение требований статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Сведения: 2018-12-11 06:52:45

Постановление ЕСПЧ от 24 апреля 2018 года по делу "Лозовые (Lozovyye) против Российской Федерации" (жалоба N 4587/09).

В 2009 году заявителям была оказана помощь в подготовке жалобы. Впоследствии жалоба была коммуницирована Российской Федерации.

По делу успешно рассмотрена жалоба на захоронение тела сына заявителей, погибшего в результате совершения преступления, без принятия разумных мер по их уведомлению о его смерти. По делу допущено нарушение требований статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

 

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДЕЛА

 

Сын заявителей был убит в г. Санкт-Петербурге. Пока власти предпринимали определенные действия, чтобы установить родственников жертвы, тело убитого еще до завершения расследования было захоронено. Когда впоследствии об этом узнали заявители, они добились эксгумации тела и перезахоронили его в своем родном городе. В ответ на жалобы заявителей о том, что власти не уведомили их о смерти сына, районный суд установил, что следователь не предпринял достаточных мер для установления родственников погибшего, хотя в материалах уголовного дела содержалось достаточно данных для этого. Впоследствии заявители подали иск о компенсации ущерба, но он был безуспешен.

 

ВОПРОСЫ ПРАВА

 

По поводу соблюдения статьи 8 Конвенции. Право заявителей на уважение их частной и семейной жизни было нарушено, когда власти не проинформировали их (и даже не попытались это сделать) о смерти их сына до того, как его похоронили. В таких ситуациях, как в настоящем деле, когда органы государственной власти, но не родственники знали о гибели лица, на соответствующих властях лежала обязанность как минимум предпринять разумные меры для обеспечения того, чтобы члены семьи погибшего лица были бы проинформированы о его гибели.

Что касается соответствующей правовой базы, то власти не имели явной обязанности уведомлять родственников лица, погибшего в результате преступных действий, хотя и существовала определенная обязанность установить личности этих людей, чтобы предоставить им статус жертвы в рамках уголовного дела. Однако недостаточная ясность внутригосударственных права и практики не являлись сами по себе достаточными для установления нарушения государством позитивного обязательства, предусмотренного статьей 8 Конвенции.

Что касается вопроса о том, предприняли ли власти разумные практические меры, то, как следует из выводов внутригосударственных судов, существовало несколько способов, с помощью которых власти могли установить личности заявителей, но не сделали этого. Решение о захоронении было принято до официального завершения поисков заявителей. При таких обстоятельствах, и учитывая имевшиеся у властей персональные данные погибшего лица, власти не проявили разумного усердия, соответственно, они не выполнили в настоящем деле свое позитивное обязательство.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

По делу было допущено нарушение требований статьи 8 Конвенции (принято единогласно).

 

КОМПЕНСАЦИЯ

 

В порядке применения статьи 41 Конвенции. Европейский Суд присудил заявителям совместно 10 000 евро в качестве компенсации морального вреда и 539 евро в качестве компенсации материального ущерба.

 

Добавить комментарий

Код

© 2011-2018 Юридическая помощь в составлении жалоб в Европейский суд по правам человека. Юрист (представитель) ЕСПЧ.