Постановление ЕСПЧ от 17 января 2017 года по делу "Янковскис (Jankovskis) против Литвы" (жалоба N 21575/08).
В 2008 году заявителю была оказана помощь в подготовке жалобы. Впоследствии жалоба была и коммуницирована Литве.
По делу успешно рассмотрена жалоба на ограничение, установленное в отношении доступа заключенного к интернет-сайту, содержащему образовательную информацию. По делу допущено нарушение требований статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДЕЛА
Заявитель, являвшийся заключенным, жаловался на то, что ему было отказано в доступе к интернет-сайту, принадлежащему Министерству образования и науки, что лишило его возможности получать информацию, связанную с образованием, в нарушение статьи 10 Конвенции.
ВОПРОСЫ ПРАВА
По поводу соблюдения требований статьи 10 Конвенции. Рассматриваемый вопрос касался не отказа властей предоставить запрошенную информацию. Напротив, жалоба заявителя касалась конкретных средств доступа, а именно через Интернет, к информации, опубликованной на интернет-сайте, которая была доступна в открытом источнике информации. Лишение свободы неизбежно налагает ряд ограничений на коммуникации заключенных с внешним миром, в том числе на их возможность получать информацию. Статья 10 Конвенции не может толковаться как налагающая общую обязанность обеспечить заключенным доступ в Интернет или к конкретным интернет-сайтам. Однако при обстоятельствах настоящего дела, поскольку доступ к информации, касающейся образования, был гарантирован законодательством Литвы, ограничение доступа к соответствующему интернет-сайту составляло вмешательство в право заявителя на получение информации. Это вмешательство было предусмотрено законом и преследовало законную цель защиты прав иных лиц и предупреждения беспорядков и преступлений. Интернет-сайт, к которому хотел получить доступ заявитель, содержал информацию об обучении и учебных программах в Литве. Информация на этом сайте регулярно обновлялась, чтобы отражать, например, требования к абитуриентам в текущем учебном году. Не было неразумным заключить, что подобная информация имела прямое отношение к интересу заявителя в получении образования, что, в свою очередь, имело значение для его реабилитации и последующей реинтеграции в общество. Решения, вынесенные на уровне страны, были сосредоточены на предусмотренном законом запрете заключенным иметь доступ в Интернет, а не на рассмотрении довода заявителя о том, что доступ к конкретному интернет-сайту был необходим для его образования. Интернет играет важную роль в повседневной жизни людей, в частности, по причине того, что определенная информация доступна только в Интернете. Власти Литвы не рассмотрели возможность предоставления заявителю ограниченного или контролируемого доступа в Интернет к конкретному сайту, принадлежащему государственному учреждению, что едва ли могло представлять серьезную угрозу безопасности. Европейский Суд не убежден, что были выдвинуты достаточные причины для оправдания вмешательства в право заявителя на получение информации, которое при конкретных обстоятельствах дела не могло рассматриваться как необходимое в демократическом обществе.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
По делу допущено нарушение требований статьи 10 Конвенции (принято единогласно).
КОМПЕНСАЦИЯ
В порядке применения статьи 41 Конвенции. Установление факта нарушения Конвенции является достаточной компенсацией морального вреда. (Смотри также Постановление Европейского Суда по делу "Калда против Эстонии" (Kalda v. Estonia) от 19 января 2016 года, жалоба N 17429/10).