ЕСПЧ выявил нарушение требований статей 2, 3, 5, пункта 1 статьи 6, статей 8, 13, 46 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Заголовок: ЕСПЧ выявил нарушение требований статей 2, 3, 5, пункта 1 статьи 6, статей 8, 13, 46 Конвенции о защите прав Сведения: 2019-01-02 05:42:09

Постановления ЕСПЧ от 31 мая 2018 года по делу "Абу Зубейда (Abu Zubaydah) против Литвы, Аль Нашири (Al Nashiri) против Румынии" (жалобы N 46454/11 и 33234/12).

В 2011 и 2012 годах заявителям была оказана помощь в подготовке жалоб. Впоследствии жалобы были коммуницированы Литве и Румынии соответственно.

По делу успешно рассмотрены заявителей на бесчеловечное обращение с ними во время содержания их под стражей, на применение к ним пыток, на тайное содержание их под стражей и изоляцию от внешнего мира. По делу допущены нарушения требований статей 2, 3, 5, пункта 1 статьи 6, статей 8, 13, 46 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

 

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДЕЛА

 

Заявителей задержали сотрудники Центрального разведывательного управления (далее - ЦРУ) Соединенных Штатов Америки в рамках "борьбы с терроризмом", начавшейся после атак 11 сентября 2001 г. После передачи заявителей в соответствии с процедурой "чрезвычайной выдачи" их содержали в засекреченных учреждениях ЦРУ в различных странах. Как "заключенных особой важности" (HVD), то есть террористов, подозреваемые в том, что они "могут сообщить информацию о возможных террористических угрозах в Соединенных Штатах Америки", заявителей подвергали "усиленным техникам допроса", к которым относились "пытка, имитирующая утопление", содержание в ящике, лишение сна и пищи, содержание при низких температурах, стояние у стены и содержание в других стрессовых ситуациях. Заявителя Аль Нашири также подвергали "несанкционированным" методам допроса, таким как имитация казни и подвешивание вниз головой.

Обстоятельства "чрезвычайной выдачи" заявителей стали предметом многочисленных сообщений и расследований, включая репортаж журналиста Дика Марти (Dick Marty), подготовленный им в связи с расследованием, проводившимся Парламентской Ассамблеей Совета Европы, и доклад Сената Соединенных Штатов Америки от 2014 года о применении пыток.

В своих Постановлениях от 24 июля 2014 г. Европейский Суд установил ряд нарушений Конвенции в связи с содержанием заявителей под стражей без права общения с внешним миром в период нахождения в Польше под юрисдикцией ЦРУ (жалобы N 7511/13 и 28761/11). Имеются в виду Постановление Европейского Суда по делу "Хусейн (Абу Зубейда) против Польши" (Husayn (Abu Zubaydah) v. Poland) от 24 июля 2014 г., жалоба N 7511/13, и Постановление Европейского Суда по делу "Аль Нашири против Польши" (Al Nashiri v. Poland) от 24 июля 2014 г., жалоба N 28761/11.

В настоящих жалобах заявители обжаловали тот факт, что власти государств-ответчиков позволили сотрудникам ЦРУ подвергать заявителей на своих территориях содержанию под стражей без права общения с внешним миром, а также пыткам и впоследствии разрешить перевозить заявителей в другие учреждения, находящиеся под юрисдикцией ЦРУ в других странах.

В настоящее время оба заявителя содержатся под стражей на военно-морской базе Соединенных Штатов Америки в Гуантанамо. Заявителю Хусейну, также известному как Абу Зубейда, так ни разу и не было предъявлено какое-либо обвинение. Аль Нашири было предъявлено обвинение, и он предстал перед военным судом Соединенных Штатов Америки по обвинению в преступлениях, наказуемых смертной казнью.

 

ВОПРОСЫ ПРАВА

 

Установление фактов и вопросы юрисдикции. Европейский Суд установил окончательно и вне всякого разумного сомнения, что власти Литвы и Румынии разрешили разместить на своих территориях учреждения для содержания лиц под стражей под юрисдикцией ЦРУ Соединенных Штатов Америки и что заявителей тайно содержали в этих учреждениях на протяжении более чем одного года, а также что власти государств-ответчиков знали о характере и целях действий ЦРУ в своих странах и сотрудничали с ним при осуществлении программы "заключенных особой важности", осознавая при этом, что, позволяя ЦРУ содержать на своих территориях лиц, подозреваемых в терроризме, они подвергали указанных подозреваемых серьезному риску обращения, противоречащего требованиям Конвенции.

Обжалуемые в настоящем деле вопросы относились к "юрисдикции" властей Литвы (в отношении заявителя Абу Зубейда) и Румынии (в отношении заявителя Аль Нашири) по смыслу статьи 1 Конвенции и могли повлечь ответственность указанных государств-ответчиков согласно Конвенции.

По поводу соблюдения статьи 5 Конвенции (материально-правовой аспект). Европейский Суд установил вне всякого разумного сомнения, что во время содержания заявителей под стражей в Литве и Румынии соответственно их содержали, как и других заключенных, находившихся под юрисдикцией ЦРУ, в условиях режима, включавшего (в качестве предсказуемой ежедневной рутины) завязывание глаз заключенным или надевание им мешка на голову, чтобы дезориентировать их и помешать им узнать местонахождение учреждения или его схему, бритье волос по прибытии в учреждение, содержание в одиночных камерах без возможности контакта с внешним миром, постоянное и умышленное использование в камерах шумов разных уровней высокой интенсивности, постоянное освещение в камерах такой же интенсивности, как в обычном офисе, использование ножных кандалов во всех случаях манипуляций с заключенными и их перемещения.

Хотя заявителей не допрашивали с использованием самых жестоких методов, они подверглись крайне строгому режиму содержания под стражей в Литве и Румынии, включая практически полную сенсорную изоляцию от окружающего мира, и страдали от постоянного эмоционального и психологического стресса и переживаний, вызванных перенесенными в прошлом жестокими пытками со стороны сотрудников ЦРУ, а также постоянно боялись за свое будущее. Следовательно, принимая во внимание режим содержания заявителей под стражей и его совокупное воздействие на заявителей, обжалуемое обращение должно было быть охарактеризовано как сильные физические и психологические страдания, попадающие под определение "бесчеловечное обращение". Таким образом, власти Литвы и Румынии в связи с их "согласием" с программой "заключенных особой важности" "и попустительством" этой программе должны считаться ответственными за нарушение гарантированных статьей 3 Конвенции прав заявителей, совершенное на территории указанных государств.

Позволив ЦРУ перевести заявителей из Литвы и Румынии соответственно в другие места содержания под стражей, власти государств-ответчиков подвергли заявителей предвидимому серьезному риску дальнейшего жестокого обращения и применения условий содержания под стражей, нарушающих статью 3 Конвенции.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

По делу было допущено нарушение требований статьи 3 Конвенции (принято единогласно).

Европейский Суд также единогласно установил нарушения:

(a) со стороны властей Румынии:

- статей 2 и 3 Конвенции в совокупности со статьей 1 Протокола N 1 к Конвенции;

- пункта 1 статьи 6 Конвенции в связи с переводом заявителя Аль Нашири с территории Румынии, несмотря на реальный и предвидимый риск того, что заявитель мог столкнуться с прямым отказом в правосудии и быть казнен после рассмотрения его дела военной комиссией в Соединенных Штатах Америки;

(b) со стороны властей Литвы и Румынии:

- процессуальной составляющей статьи 3 Конвенции в связи с неспособностью провести эффективное и тщательное расследование жалоб заявителей на жестокое обращение с ними во время содержания под стражей в учреждениях ЦРУ;

- статьи 5 Конвенции из-за тайного содержания заявителей под стражей на территории государств-ответчиков и их последующего перевода в другие учреждения ЦРУ в третьих государствах;

- статьи 8 Конвенции, поскольку вмешательство в право заявителей на уважение их частной и семейной жизни не соответствовало закону и не было обосновано, учитывая применение незаконного, засекреченного содержания под стражей;

- статьи 13 Конвенции в связи с отсутствием эффективного средства правовой защиты для обжалования нарушения прав заявителей.

По поводу соблюдения статьи 46 Конвенции. (a) Расследование. Власти обоих государств-ответчиков обязаны возобновить и рассмотреть по существу как можно скорее уголовные дела по жалобам на обстоятельства и условия, при которых заявителей доставили на территории государств-ответчиков и вывезли с них, а также в которых заявители находились на указанных территориях, с целью установления и, если это уместно, наказания виновных лиц.

(b) Дипломатические действия. Власти Литвы обязаны направить властям Соединенных Штатов Америки дальнейшие запросы об устранении или как минимум ограничении последствий нарушений прав заявителя Абу Зубейда. Поскольку итог судебного разбирательства по делу заявителя Аль Нашири все еще неясен, власти Румынии должны добиться от властей Соединенных Штатов Америки получения гарантий того, что заявитель не будет казнен.

 

КОМПЕНСАЦИЯ

 

В порядке применения статьи 41 Конвенции. Европейский Суд присудил каждому из заявителей по 100 000 евро в качестве компенсации морального вреда.

 

Добавить комментарий

Код

© 2011-2018 Юридическая помощь в составлении жалоб в Европейский суд по правам человека. Юрист (представитель) ЕСПЧ.