ЕСПЧ выявил нарушение требований статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Заголовок: ЕСПЧ выявил нарушение требований статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Сведения: 2018-10-02 09:03:35

Постановление ЕСПЧ от 28 марта 2017 года по делу "Шкорьянец (Skorjanec) против Хорватии" (жалоба N 25536/14).

В 2014 году заявительнице была оказана помощь в подготовке жалобы. Впоследствии жалоба была коммуницирована Хорватии.

По делу успешно рассмотрена жалоба на уклонение от расследования расово мотивированного акта насилия против жертвы по ассоциации. По делу допущено нарушение требований статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

 

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДЕЛА

 

На заявительницу и ее партнера, являвшегося цыганом, напали двое человек, высказывавших антицыганские оскорбления перед нападением и во время него. Заявительница являлась свидетельницей по уголовному делу, а не потерпевшей, как ее партнер. В конвенционном разбирательстве заявительница жаловалась на уклонение внутригосударственных властей от эффективного исполнения своих позитивных обязательств в отношении расово мотивированного акта насилия против нее в нарушение статей 3 и 14 Конвенции.

 

ВОПРОСЫ ПРАВА

 

По поводу соблюдения статьи 3 Конвенции (процессуальный аспект) во взаимосвязи со статьей 14 Конвенции. Обязанность властей установить возможную связь между расистскими взглядами и данным актом насилия, составлявшая часть обязательства, возложенного на государства в соответствии со статьей 3 Конвенции во взаимосвязи со статьей 14 Конвенции, затрагивала не только акты насилия, основанные на действительном или воображаемом персональном статусе потерпевшего или характеристиках, но также акты насилия, основанные на действительной или предполагаемой ассоциации или связи потерпевшего с другим лицом, которое действительно или предположительно обладает конкретным статусом или защищенной характеристикой. В таких случаях власти должны были сделать то, что разумно при данных обстоятельствах для сбора и сохранения доказательств, исследовать все практические средства установления истины и вынести полностью мотивированные, беспристрастные и объективные решения, не опуская подозрительные факты, которые могут указывать на расово мотивированное насилие.

Статья 3 Конвенции требовала имплементации адекватных уголовно-правовых механизмов, если уровень тяжести насилия, причиненного частными лицами, обусловливал защиту в соответствии с этим положением. Данные принципы тем более применимы в делах о насилии, мотивированном расовой дискриминацией. Европейский Суд решил, что правовая система Хорватии обеспечивала адекватные правовые механизмы для предоставления приемлемого уровня защиты заявительнице при имевшихся обстоятельствах. Однако в настоящем деле органы преследования сосредоточили свое расследование и анализ только на элементе преступления на почве нетерпимости, связанном с насильственным нападением на партнера заявительницы. Они не выполнили тщательной оценки соответствующих ситуационных факторов и связи между отношениями заявительницы с ее партнером и расистским мотивом для нападения на них. В своей жалобе заявительница выдвинула конкретные утверждения о расово мотивированном насилии, направленном против нее. Органы преследования настаивали на том факте, что сама она не была цыганкой, и их неспособность установить, воспринималась ли она нападавшими как цыганка, а также непринятие во внимание связи между расистским мотивом для нападения и отношением заявительницы с ее партнером повлекли недостаточную оценку обстоятельств дела внутригосударственными властями. Это умаляло адекватность процессуальной реакции властей государства-ответчика на утверждения заявительницы о расово мотивированном акте насилия против нее до степени несовместимости с обязательством государства по принятию всех разумных мер для выявления расистских мотивов в происшествии.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

По делу допущено нарушение требований статьи 3 Конвенции (принято единогласно).

 

КОМПЕНСАЦИЯ

 

В порядке применения статьи 41 Конвенции. Европейский Суд присудил заявительнице 12 500 евро в качестве компенсации морального вреда.

 

Добавить комментарий

Код

© 2011-2018 Юридическая помощь в составлении жалоб в Европейский суд по правам человека. Юрист (представитель) ЕСПЧ.