ЕСПЧ выявил нарушение требований статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Заголовок: ЕСПЧ выявил нарушение требований статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Сведения: 2018-09-27 08:32:14

Постановление ЕСПЧ от 05 октября 2017 года по делу "Абеле (Ābele) против Латвии" (жалобы N 60429/12 и 72760/12).

В 2012 году заявителю была оказана помощь в подготовке жалоб. Впоследствии жалобы были объединены и коммуницированы Латвии.

По делу успешно рассмотрены жалобы заявителя на условия его содержания под стражей. По делу допущено нарушение требований статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

 

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДЕЛА

 

Заявитель, который был глухонемым от рождения, жаловался на условия своего содержания в течение части его срока лишения свободы. В частности, он утверждал, что в общей сложности около пяти лет он содержался в камерах, где его личное пространство уменьшалось примерно до 3 кв. м и что в связи с его инвалидностью он не мог общаться с сокамерниками или тюремным персоналом.

 

ВОПРОСЫ ПРАВА

 

По поводу соблюдения статьи 3 Конвенции. Кроме рассмотрения материальных условий и длительности содержания заявителя под стражей, Европейский Суд также должен учесть его уязвимое положение вследствие его инвалидности и тот факт, что власти должны были проявить особую заботу, чтобы гарантировать условия, отвечающие его потребностям как инвалида.

(a) Период, когда заявитель располагал менее чем 3 кв. м личного пространства. Заявитель располагал менее чем 3 кв. м личного пространства более года. Такой период не может рассматриваться как "краткий, случайный и непродолжительный" и, следовательно, не может отвергнуть презумпцию нарушения статьи 3 Конвенции. Заявитель испытал трудности, выходящие за рамки неизбежного уровня страданий, присущих содержанию под стражей, и составляющие унижающие достоинство обращение.

(b) Период, в котором заявителю было отведено от 3 до 4 кв. м личного пространства. На заявителя приходились чуть более 3 кв. м личного пространства в двух различных камерах в течение почти двух лет. Он жаловался на то, что ограниченное личное пространство в совокупности с его инвалидностью оставило у него ощущение особой уязвимости и социальной изоляции, поскольку он не мог участвовать в какой-либо значимой деятельности, и его надлежащим образом не понимали тюремный персонал или сокамерники. Европейский Суд отметил, что, хотя заявителю разрешалось покидать одну из камер (где он содержался восемь месяцев) в дневное время, то же нельзя сказать о другой камере, где он содержался в два раза дольше и примерно 23 часа в сутки, не имея возможности общаться с сокамерниками. В период нахождения в этих двух камерах заявителю не были предоставлены слуховой аппарат или иные средства коммуникации с тюремным персоналом. По мнению Европейского Суда, важный фактор ограничения личного пространства, доступного заявителю в течение почти двухлетнего периода, в совокупности с неизбежным ощущением изоляции и беспомощности в отсутствие адекватных попыток преодолеть его проблемы коммуникации, вызванные его инвалидностью, должны были вынудить заявителя испытывать тоску и чувства неполноценности, достигающие порога бесчеловечного и унижающего достоинство обращения.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

По делу допущено нарушение статьи 3 Конвенции (принято единогласно).

 

КОМПЕНСАЦИЯ

 

В порядке применения статьи 41 Конвенции. Европейский Суд присудил выплатить заявителю 7 500 евро в качестве компенсации морального вреда.

 

Добавить комментарий

Код

© 2011-2018 Юридическая помощь в составлении жалоб в Европейский суд по правам человека. Юрист (представитель) ЕСПЧ.